THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Корея. Ван Со: 4 король Корё - Кванджон



Кванджон / Ван Со / / 광종光宗 (925 - 975 гг) был четвертым императором династии Корё , короли которой правили страной со времен объединения нации в 936 году и до установления новой династии Чосон в 1392 году. По некоторым сведениям Кванджон родился не в 925, а в 920 году.

Династия Корё

Первый правитель Корё Ван Гон был достаточно осторожен, чтобы расположить к себе аристократию государства Силла . Последнему королю этого государства он дал важный пост в своем правительстве, а также взял в жены женщину из королевского рода Силла , чтобы узаконить свое правление. Ван Гон подготовил своим преемникам Десять предписаний, дабы они после него продолжили укреплять государство и усиливать защиту от соседей на севере. В этих Десяти предписаниях Ван Гон предупредил потомков, что хоть власть государя и опирается на кланы, но это происходит только в военное время, а в мирное стоит ослабить влияние кланов на местах. Но при этом призвал вести осторожную политику, чтобы не провоцировать внутренний конфликт и попытки свержения власти.
В 943 году, когда Ван Гон умер, он получил посмертный титул короля Тхэджо ("Великий Прародитель"). Его преемником стал его сын Хеджон / Hyejong / 혜종; 惠 宗 (943-945 гг), второй император. А затем его второй сын, Чонджон / Jeongjong / 정종; 定 宗 (945-949 гг), третий император. В 949 году трон занял Кванджон / Ван Со - третий сын.

Начало правления

Когда в 949 году Ван Со , третий сын Ван Гона , взошел на престол, он понял, что его положение очень неустойчиво. Его отец сражался вместе с Кун Е , когда тот восстал против королевы Силла , а затем завоевал Пархэ , Пэкче и Хупэкче . Главы кланов, которые поддерживали Ван Гона , считали себя почти богами на своей земле, но вместо подчинения королю соперничали между собой за влияние над правительством, а через правительство на короля. Генералы, которые когда-то помогли Ван Гону сесть на трон и создать Корё , руководили его преемниками и имели непомерные амбиции.
Предшественник Кванджона , король Чонджон , безуспешно пытался уменьшить власть ближнего круга в правительстве, но не имея поддержки элиты, он не смог существенно укрепить власть трона. Не смог даже перенести столицу в Пхеньян .

Ван Со понял, что его первым приоритетом должно быть создание сильного и стабильного правительства. Признавая большое сходство между своим положением и положением Тайцзуна Тан (626 - 649 гг), который вступил на китайский престол после того, как помогал отцу основать династию Тан , Ван Со провел тщательное изучение книги правил Тайцзуна для Императоров (Законы для правителя, Di Fan). Из этой книги он приобрел много идей о том, как создать стабильное правительство.
Одной из первых проблем, с которой столкнулся Ван Со , было устранить или уменьшить силу своих соперников, многих из которых он заключил в тюрьму, сослал или казнил. Он принял ряд законов, направленных на централизацию государственного управления. Один из них, принятый в 956 году, был об освобождении рабов (во время конфликтов между различными воюющими кланами, многих захваченных людей перевели в ранг ноби, и они были вынуждены работать в качестве рабов на своих захватчиков. Ван Со восстановил тех, кто был несправедливо низложен до простолюдинов, тем самым король ослабил власть поместий и увеличил налоговые поступления (рабы не должны платить, а крестьяне - должны).
В 958 году Ван Со инициировал систему экзаменов для государственной службы, чтобы выбор правительственных чиновников (노비 안검 법; 奴婢 按 檢 法) происходил из числа наиболее талантливых и умных кандидатов, независимо от социального статуса или происхождения. Ранее правительственные назначения делались на основе социального статуса, семейных связей и расположения, а не по заслугам, что позволило многим некомпетентным людям занять лидирующие позиции и навязать классовую систему. Принцип экзаменов на государственную службу после этого продолжали использовать следующие 900 лет до 1894 года.
Затем Кванджон выбрал корейское имя эпохи - Чунпхун (девиз), провозгласил себя императором, суверенным и независимым от любой другой страны. Это стало концом зависимых отношений с Китаем . Преемники Ван Со были также известны как Императоры.


Чхве Сынно (최승로; 崔 承 老 ), историк, который занимал пост премьер-министра при первых шести королях Корё , в том числе короля Тхэчжо , отца Ван Со , написал книгу, критикуя Кванджона , что тот двигал Корё к долгам, будучи слишком одержимым буддистской деятельностью, ритуалами и общественными проектами. Он заявил, что первые восемь лет правления Кванджона носили мирный характер, потому что он правил мудро и не наказывал сурово, но после этого он стал тираном, излишне тратил деньги, терпел коррупцию и карал всех, кто выступал против его централизованной политики.
В конце своей жизни Кванджон начал строить многочисленные буддийские храмы. Ученые предполагают, что, возможно, он раскаялся в убийстве всех тех влиятельных людей, кто был не на его стороне и пожелал успокоить возникшее народное возмущение.

Наследие

Ван Со взошел на трон только через тридцать лет после того, как его отец, король Тхэчжо , основал династию Корё . В то время, когда королевские кланы соперничали за политическую власть, и трон постоянно находился под угрозой. Признавая необходимость создания стабильного правительства, Ван Со принял ряд законов, чтобы централизовать власть государства и ослабить власть местных феодалов. Освободить рабов и вернуть их в свободный статус простолюдина. В 958 году он установил систему экзаменов для гражданской службы, чтобы на государственных должностях находились талантливые и умные люди. После него этой системой пользовались в течение 940 лет.
Его сын и внук разработали дополнительные правила для управления страной, которые позволили Корё добиться успеха под сильным централизованным управлением, а также привели страну в соответствие конфуцианской модели государства. Ван Со заболел серьезной болезнью в мае 975 года и умер через несколько дней.

Так кто же такой Кванджон?|Являясь истинным поклонником романа Тун Хуа «Поразительное на каждом шагу» и его китайской экранизации, я решила посмотреть южнокорейскую дораму . Хотя изначально не планировала это делать, так как боялась испортить впечатление об оригинале. Однако я ошибалась. Сериал «Алые сердца» сложно назвать ремейком: единственное, что связывает его с китайской экранизацией - идея телепортации во времени и сам факт того, что девушка из будущего оказывается втянута в дворцовые интриги. В остальном же корейская версия отличается от предшественника. Помимо этого, меня приятно удивила актёрская игра, причём не только Ли Джунки блещет талантом. На мой взгляд, даже отлично справляется с ролью, на что, кстати говоря, я не рассчитывала. Однако давайте пока не будем об этом, ведь тема нашего разговора - «Историческая личность».

Итак, с самого начала «Алых сердец» главная героиня упорно твердит имя императора Кванджона - братоубийцы и душегуба. И если вы внимательно, так же, как я, смотрите сериал, то уже знаете, что его роль исполняет Ли Джунки. Так кто же такой Кванджон?

Кванджон - четвёртый император корейского государства Корё, правивший в 950-975 годах. Он является четвёртым ребёнком основателя династии Ван и королевства Корё - императора Тхэджо . Родился принц Ван Со в декабре 925 года на территории ныне принадлежащей Северной Корее, если быть точнее, в провинции Хванхэ-Пукто. Согласно сохранившимся летописям того времени, с самого детства будущий император отличался от братьев не только изобретательным складом ума, но и особой жестокостью (поговаривали, что на нём лежит проклятье, способное разрушить страну). Свой сильный характер принц Ван Со проявил позднее, после того как взошёл на престол: он не щадил политических соперников, жестоко расправляясь с ними, тем самым нагнетая обстановку всеобщего страха в кругах власти.

В 943 году скончался . Согласно последней воле почившего правителя, на престол взошёл его первый сын - принц Ван Му, он же император Хеджон . Наследника поддерживала клика влиятельной знати во главе с землевладельцем из уезда Хесон. Однако противники нового императора были куда сильнее. Главным оппонентом Хеджона в борьбе за трон оказался Ван Гю - аристократ из южной части долины Хангана, две дочери которого были супругами Ван Гона, а третья - женой Ван Му. Главной целью вельможи было свержение ныне правящего императора и возведение на его место одного из сыновей своей дочери. Коварный план Ван Гю практически осуществился: в 945 году Хеджон скончался, по официальной версии, от сильного нервного расстройства. Однако в этот момент в игру вмешался правитель Пхеньяна, который путём вооружённых столкновений воздвиг на престол третьего сына Ван Гона - принца Ё, известного по посмертному имени Чонджон . Ван Гю и все его сторонники, в том числе один из принцев (признаюсь честно, я так и не смогла найти его точного имени ) были казнены.

Чонджон превзошёл своего предшественника в сроках пребывания на троне всего на несколько лет. В 949 году он скончался при загадочных обстоятельствах: по официальной версии, его смертельно напугала молния, ударившая по одному из дворцовых павильонов (довольно странно, вам так не кажется? ). После чего власть перешла четвёртому сыну Ван Гона - принцу Ван Со, известному по посмертному имени Кванджон.

На одном китайском сайте я прочитала, что некоторые историки придерживаются мнения, что именно Ван Со приложил руку к гибели своего родного старшего брата - императора Чонджона. Достоверность этих доводов я проверить не могу, поэтому остаётся лишь гадать. Но как сказал принц Ё: «Был ли в Корё такой император, который не убивал братьев в борьбе за трон?».

Кванджон пришёл к власти в период политических смут: многочисленные кланы, которые объединил Тхэджо, не переставая боролись за власть, и трон постоянно находился под угрозой. Признавая необходимость создать стабильное правительство, Кванджон принял ряд законов, призванных централизовать власть и ослабить силу феодалов.

Известный корейский политик и поэт времён Корё Чхве Сынро (927–989) разделил период правления Кванджона на три этапа: 1) группировка сил; 2) укрепление власти; 3) ослабление позиций.

На ранних этапах правления Кванджона власть была сконцентрирована преимущественно в руках могущественных кланов Корё. Чтобы стать ближе к народу, тем самым заручится его поддержкой, император прибег к маленькой хитрости: он начал активно проповедовать буддизм. Религия смогла приблизить Сына Дракона к подданным, и тогда Кванджон приступил к активным действиям.

Начиная с 955 года, император стал проводить реформы, призванные укрепить его власть. Во-первых, Кванджон изгнал богатые кланы из суда Корё, создав в 958 году национальную гражданскую службу судебной экспертизы. Во-вторых, ввёл систему экзаменов на государственную службу, которая применялась на протяжении тысячелетия. В-третьих, в 956 году Кванджон принял закон о «проверке статуса рабов»: всем незаконно порабощённым в смутное время Позднего Силла и раннего Корё знатью крестьянам даровали статус «простолюдин», тем самым освобождая их от рабских обязанностей перед владельцем.

Переломный этап в политике Кванджона наступил в 960 году. Из-за агрессивного отношения императора к знати и постоянных реформ, притесняющих их власть, могущественные кланы Корё начали бунтовать. Они поняли, что если не свергнуть Кванджона, он уничтожит их. Однако восстания были подавлены до того как успел разгореться пожар. Император не пощадил никого: бунтовщики были казнены или репрессированы, в том числе были убиты принц Хынхва - первый сын Хеджона и принц Гёнчонван - первый сын Чонджона.

Чтобы не дать волнениям разрастись с большей силой, Кванджон начинает проводить регулярные «чистки»: все неугодные, будь то высокопоставленные чиновники, военачальники или простолюдины, были репрессированы или убиты. Летописи тех лет гласят: «дети доносили на отцов, а рабы - на господ».

Ближе к концу правления Кванджон начал всё больше внимания уделять буддизму. В столице строились новые монастыри и с необычной пышностью проводились ритуальные обряды. Основной причиной такого поведения императора принято считать его желание укрепить образ правителя как покровителя буддийской веры, который должен был обеспечить реформам широкую поддержку. Однако бытует мнение, что таким образом Кванджон пытался искупить вину перед подданными, чьи жизни он покалечил или отобрал. Некоторые историки утверждают, что он искал психологическую компенсацию в фанатическом следовании догматам буддийской религии.

В 975 году Кванджон заболел и спустя несколько дней скончался. Точную причину смерти императора до сих пор не установили. Возможно, что и его постигла судьба старших братьев: Хеджона и Чонджона.

Преемником Кванджона стал его первый сын - Кёнджон , правивший с 975 по 981 год. Новый правитель продолжил политику отца, при этом взяв курс на «разрядку» накалившейся обстановки. А шестым правителем Корё был Сонджон - сын 8-го принца Ван Ука и супруг третьей дочери Кванджона.

Стоит отметить, что в отличие от , у которого было больше 30 жён, у Кванджона было всего две супруги: первой женой императора стала единокровная сестра - принцесса Хванбо (да, это её в дораме сыграла актриса Кан Ханна ), также известная как королева Тэмок-ванху, второй женой была принцесса Кёнхвагён - дочь Хеджона. Детей у Кванджона тоже было поразительно мало для императора: два сына и три дочери, причём младший сын скончался ещё в младенчестве.

В целом, невзирая на репрессии, период правления Кванджона считается одним из самых успешных в истории Корё. Последователи четвёртого императора разработали дополнительные правила, которые позволили Корё стать сильным централизованным государством в соответствии с конфуцианской моделью, с единой системой власти.

Итак, из всего вышеизложенного напрашивается вывод: Кванджон, как и большинство великих правителей, был неоднозначной личностью. Своими реформами он смог поднять государство Корё на новый уровень, но репрессии, проводимые в период его правления, значительно снизили положительный эффект нововведений.

Напоследок хочется добавить, что Ли Джунки - не первый актёр, которому пришлось исполнить роль Кванджона. Впервые данный персонаж появился на малых экранах в 2000 году в сериале «Император Ван Гон», в котором его сыграл Чи У. В 2002 году на телеканале KBS1 начала выходить дорама «Рассвет империи», где уже Ким Санджун исполнил роль Кванджона. Следующее появление императора на телеэкранах произошло в 2009 году в сериале «Железная Императрица», в котором его сыграл Чон Сыну. А в 2015 году в дораме «« »» исполнил роль жестокого принца Ван Со.

Постскриптум. Я не сильна в истории корейского государства и вся информация, представленная в статье, найдена мной на просторах всемирной Сети Интернет. Так что если вы заметили какой-то недочёт в приведённых выше фактах или вам есть что добавить, пишите в комментариях. Мы будем рады вашей помощи.

-)
Канхва
( -)
Кэгён
( -)

Язык(и) корейский Религия Буддизм , конфуцианство , даосизм , шаманизм Площадь 220 750 км² Население 76 134 332 (Было бы в настоящее время) Династия Ван - 918-943 Тхэджо - 1351-1374 Конмин К:Появились в 918 году К:Исчезли в 1392 году
Корё
Хангыль 고려왕조
Ханча 高麗國
Маккьюн -
Райшауэр
Koryŏ
Новая романизация Goryeo

Название «Корё» является сокращением от Когурё , одного из трёх раннефеодальных государств Кореи , объединённых Силлой в 668 году . Современное слово «Корея» происходит от «Корё».

Наиболее известные достижения государства - гончарное искусство Корё и Трипитака Кореана - буддийский канон (Трипитака ), вырезанные на десятках тысяч деревянных досок. В Корё в 1234 году была создана первая в мире металлическая печатная матрица (см. Чикчи).

История

История Кореи

Основание

Монгольские вторжения

См. также

История Кореи: с древности до начала XXI в. Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Когурё

§ 1. Когурё

Когурё было особым государством среди Трех государств, поскольку в его состав вошли территория, а вместе с ней была воспринята и культура китайского округа Наннан (313 г.), а затем протогосударства Пуё (494 г.). Округ Наннан с китайским населением и высокоразвитой культурой сыграл огромную роль в становлении культуры Когурё.

До начала IV в. не только в культурном, но и территориальном плане Когурё было небольшим протогосударственным образованием в среднем течении реки Амноккан. С севера оно было ограничено протогосударством Пуё, а с юга - китайским округом Наннан. Этнической основой Когурё были племена мэк. В дальнейшем были присоединены племена окчо, пуё и др.

Мифическим основателем Когурё считается государь Чумон. Чумон - личное имя, в переводе на русский язык означает «Меткий лучник». Храмовое имя Чумона - Тонмён-еаи, т.е. «Светлый государь Востока». Слово «Восток» в данном случае обозначает Корею, поскольку она находится к востоку от Серединной Империи - Китая.

Представим краткое изложение мифа об основателе Когурё.

Правитель Пуё Хэбуру до старости не имел сына. Поэтому он молил духов гор и рек о наследнике. Однажды около озера Конён он увидел необычный камень, велел перевернуть его и обнаружил под ним маленького ребенка, похожего на лягушку. Хэбуру решил, что это Небеса посылают ему наследника и взял мальчика с собой, назвав его Кымва, что значит «золотой лягушонок».

По настоянию своего министра по имени Аранбуль правитель был вынужден перенести столицу на восток и основать там Восточное Пуё. Причиной тому явился сон министра, в котором Небеса повелели ему освободить прежнюю столицу с тем, чтобы Небо смогло послать туда своих наследников и основать новое государство. Действительно, через некоторое время в прежней столице неизвестно откуда появился человек по имени Хэмосу, объявил себя сыном Небесного государя и стал править.

После смерти правителя Пуё Хэбуру его место занял Кымва. Однажды к югу от горы Тхэбэк нашли девушку по имени Юхва («Цветок ивы»), которая говорила, что она - дочь речного владыки Хабэка и что как-то в доме у реки Амноккан человек по имени Хэмосу («небесный» правитель прежнего Пуё, ради которого Хэбуру оставил столицу) овладел ею, за что родители разгневались и выгнали девушку из дома. Кымва решил взять ее с собой и поселил в отдаленном доме, так, чтобы никто не мог ее видеть. Однако лучи солнца постоянно преследовали девушку, и от них невозможно было спрятаться. Под действием лучей она зачала и родила огромное яйцо. Кымва хотел было избавиться от яйца, выбросив его, но птицы и животные сохранили яйцо. Он хотел сам разбить его, но не смог и, в конце концов, вернул матери. Мать положила яйцо в теплое место, и через некоторое время из него появился красивый мальчик. Он был очень смышленым и хорошо стрелял из лука, поэтому его и назвали Чумон - «Меткий лучник».

У Кымва было еще семеро сыновей, которые испытывали зависть к Чумону и даже боялись его. Они всячески упрашивали отца избавиться от Чумона. Кымва не хотел расставаться с ним. Тогда сыновья и придворные сановники задумали убить Чумона. Об этом узнала мать - Юхва и тайно известила сына. Чумон бежал с тремя друзьями. Погоня не смогла догнать беглецов. Чумон кормил лошадей так, что хорошие лошади выглядели хилыми (они то и достались Чумону), а плохие - упитанными (на них ездил ван и его приближенные). Ко всему прочему, все живое в природе помогало беглецам. Например, рыбы и черепахи всплыли и выстроились так, что получился мост через реку Ом-хосу, которую пересекал Чумон. Так он достиг местности Чольбончхон, встретив по дороге трех мудрецов, которые стали его сопровождать. Местность ему понравилась, и он решил основать государство, дав ему название Когурё и взяв фамилию Ко. Это было в 37 г. до и. э. Тогда Чумону исполнилось 22 года. Его слава росла, и правители пограничных с Когурё территорий изъявляли желание подчиниться его власти.

Современные исследователи считают, что миф о Чумоне отражает процессы переселения части племен, населявших протогосударство Пуё, и образования таким образом Когурё - сначала как союза племен, а затем - государства.

Основой формирования государства Когурё послужили пять родовых объединений - бу: Сонобу (возможен вариант прочтения как Еннобу), Чоллобу, Суннобу, Кваннобу и Керубу. Упоминания о бу встречаются в исторических источниках, начиная со II в. до н.э., а именно со 107 г. до н. э. Тогда в среднем течении реки Амноккан, после падения Древнего Чосона, появилась небольшая область Когурё, в которой проживали пять бу. Доминирующее положение занимал род Суннобу, а его глава признавался за вана.

К концу I в. до н. э. во главе когурёских бу встал родоплеменной союз Керубу, пришедший, как предполагается, из Пуё, что и отражено в мифе о Чумоне. Тогда глава Керубу стал ваном союза пяти бу , а за всем союзом закрепилось название «Когурё» - название местности, где проживал клан Керубу.

Сторонники теории раннего становления государственности в Когурё считают, что ван был не просто главой союза племен, а фактически государем. В качестве аргумента приводят использовавшиеся в Когурё уже на рубеже тысячелетий наименования высших должностей, отчасти напоминающие классические китайские. Например, санга - министр или сачжа - посланник. С другой стороны, были и такие наименования, которые трудно сопоставить с чем-либо. Например, кочхуга, условный перевод - «министр». В данном случае иероглифы, с помощью которых записывается должность, используются как знаки транскрипции вне связи с их значением. Трудно достоверно судить о том, что стояло за этим или другим подобным названием.

С самого начала образования для Когурё было характерно социальное расслоение. Высшее сословие представляли ван, а также тэга - главы родоплеменных объединений. Основную часть населения составляли крестьяне. Зажиточные слои именовались хомин, что значит «зажиточный народ», а бедные крестьяне - хахо, т.е. «низшие дворы». С крестьян собирались продукты сельского хозяйства, рыбных и соляных промыслов. Последнее дает основание говорить о ранних формах налогообложения, а значит, и о некоторых элементах государства.

С первых веков своего существования Когурё не избежало столкновений с ближайшими соседями - Китаем и Пуё. Например, в 28 г. ханьский (китайский) наместник Ляодуна напал на Когурё. В 121 г. когурёский Тхэчжо-ван напал на Ляодун и китайский округ Хёнтхо. В 172 г. в правление государя Синдэ-вана имело место вторжение китайских войск в Когурё и т. д.

Однако более всего Когурё конфликтовало со своим северным соседом Пуё. И Пуё, и Когурё, очевидно, находились на соотносимом уровне развития. Поэтому каждое из двух протогосударств могло быть поглощено другим, что и случилось впоследствии. В 6 г. до н. э. из Пуё был снаряжен военный поход в Когурё, в который отправилось 50 000 человек. Во многом из-за зимней непогоды нападавшей стороне пришлось отказаться от продолжения похода. В 13 г. н.э. в правление Юри-вана было успешно отражено очередное нападение пуёсцев. В 21 г. Тэмусин-ван сам отправил войско в поход на Пуё. В 56 г. король Тхэчжо-ван напал на земли племен окчо и присоединил их.

Излагая раннюю историю каждого из Трех государств, буквально по каждому отдельному событию можно найти ряд фактов, которые либо поддерживают, либо опровергают теорию раннего формирования государственности. К примеру, выше было упомянуто о походе на Ляодун Тхэчжо-вана . Согласно сведениям из «Самгук саги», Тхэчжо-ван правил 94 года (53-145), т.е. жил он около 100 лет, что для ранней истории маловероятно.

Конец II в. н. э. является тем рубежом, когда уже однозначно можно говорить о начале формирования государственности в современном понимании этого термина, что связано с рядом важнейших изменений в административном устройстве Когурё. Пять бу были переименованы и получили названия в зависимости от сторон света (в отличие от прежних названий родоплеменных объединений). Так, Керубу стал называться Нэбу - «Внутреннее бу» (или Хванбу - «Желтое бу»), Чоллобу - Пукну, т.е. «Северное бу» (или Хубу - «Заднее бу»), Сун-нобу - Тонбу, т.е. «Восточное бу» (или Чвабу - «Левое бу»), Кван-нобу - Намбу, т.е. «Южное бу» (или Чонбу - «Переднее бу»), Соно-бу - Собу, т. е. «Западное бу» (или Убу - «Правое бу»). Указанный факт переименования, скорее всего, связан с объединительными процессами, происходившими в Когурё, когда родоплеменные различия стирались, и все население становилось более или менее однородным.

Второе изменение произошло в системе наследования «должности» вана. Наследование по линии братьев, когда после прекращения линии наследования ван избирался заново, сменилось на наследование от отца к сыну. Этот факт свидетельствовал об усилении центральной власти.

Однако, на наш взгляд, именно присоединение в 313 г. китайского округа Наннан (образованного в свое время на месте Древнего Чосона) послужило поворотным моментом в формировании государственности Когурё как в территориальном, так и в культурном плане. Говоря о культурном влиянии, основное внимание хотелось бы обратить на значение китайской письменности, которая стала быстрее распространяться с присоединением округа. На протяжении полутора тысяч лет корейскую культуру и корейскую государственность обслуживала исключительно иероглифическая письменность, заимствованная из Китая. Роль письменности в процессе формирования государства - тема для специальных исследований, и мы не будем останавливаться на ней подробно. В любом случае, новый этап распространения иероглифической письменности подготовил почву для принятия буддизма из Китая. В Серединном государстве к тому времени все основные буддийские каноны были переведены на китайский язык. Считается, что буддизм проник в Когурё в 372 г. и вскоре стал государственной религией.

Именно в IV в. в Когурё окончательно утвердилось конфуцианство и была основана придворная конфуцианская академия. Конфуцианство служило идейной основой теории государственного управления в Корее.

К V в. Когурё не только окончательно оформилось как государство, занимавшее весь север Корейского полуострова, но и имело развитый аппарат власти, армию, сложившиеся классовые отношения. Описанию этих процессов как в Когурё, так и в двух других корейских королевствах будет специально посвящена глава 5 первой части книги.

автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ: КОГУРЁ, ПЭКЧЕ И СИЛЛА В I-IV ВЕКАХ Когурё, Пэкче и Силла - первые три государства Корейского полуострова, с истории которых начинается непрерывная история корейской культуры. Образовавшись почти одновременно, Три государства боролись

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Когурё Поначалу власть в Когурё принадлежала семье Ко, члены которой были выходцами из клана (бу) Керубу. Достаточно высокое положение в обществе занимал и клан Сонобу, будучи правящим на ранних этапах формирования государственности, а также клан Чоллобу, откуда родом

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Противостояние Пэкче и Когурё Почти половина столетия понадобилась Когурё для того, чтобы освоить новые территории бывшего Лэлана. Со второй половины IV в. Когурё начинает активные действия против Пэкче. В 369 г. 20-тысячное войско - конница и пехота во главе с

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 4. Войны Когурё с китайской империей Суй Военное противостояние Китая и ранней Кореи началось еще со времени государства Древний Чосон. Наибольшей агрессии извне подвергались территории северо-запада Корейского полуострова, т. е. Когурё. Нападения совершали не только

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Покорение Пэкче и Когурё танским Китаем и объединение Кореи под эгидой королевства Силла Сменивший Тай-цзуна новый китайский император Гао-цзун (650-683), следуя совету своего предшественника, больше не снаряжал масштабных походов в Когурё, но мысли покорить Корейский

К концу IX в. территория обширного прежде государства Силла распалась на уделы, управлявшиеся независимыми феодальными властителями. Раздача государственной земли чиновникам и духовенству, а также возникновение самостоятельных феодальных земельных владений (чанвон) привели к постепенному ослаблению центрального правительства. Держатели крупных земельных наделов становились все более независимыми от центральной власти. Полной самостоятельностью пользовались и буддийские монастыри, владевшие дарованными землями. Местные феодалы (ёнчжу), господствовавшие на значительных территориях, обзаводились собственными вооруженными дружинами для господства над крестьянами и борьбы друг против друга и открыто противопоставляли себя центральному государству. Положение крестьян, как закабаленных местными феодалами, так и оставшихся под властью силланского правительства, становилось все хуже.

В условиях усилившегося гнета начались крестьянские выступления, которые в 819 г. приняли значительные, масштабы. В 896 г. у стен самой столицы Кёнджу действовали повстанцы, носившие для отличия красные штаны. Повстанцы уничтожали аристократов и чиновников. Нередко восстания крестьян сливались с сепаратистскими антиправительственными выступлениями местных феодалов. Наиболее крупные феодалы открыто объявляли о создании самостоятельных государств. Так, в юго-западной части полуострова в 900 г. появилось государство Хупэкче (Позднее Пэкче), в центральной части Кореи (в районе современного Чхольвона) возникло государство Тхэбон. Владения Силла уже ограничивались небольшим столичным районом.

Размах крестьянских выступлений пугал господствующий класс, заставлял его стремиться к государственной консолидации, искать правителя, способного подавить народное движение. Во время междоусобных войн возвысился феодал Ван Гон, который стал объединителем страны и главой государства Тхэбон, переименованного в 918 г. в Корё. Столица была установлена в Кэгёне (современный Кэсон). Многие феодалы добровольно выразили покорность Ван Гону, как наиболее могущественному среди них. Остальных он подчинял военной силой. В 936 г. Ван Гон разгромил Позднее Пэкче; государство Силла добровольно покорилось ему, и таким образом он стал признанным правителем всей Кореи.

Важной причиной возникновения единого феодального государства явилась и возросшая внешняя угроза. Кидани, захватившие в 926 г. государство Бохай, расположенное в непосредственном соседстве и на части Корейского полуострова, стали опасными соседями Корё. Поэтому укрепление северной границы было первоочередной задачей нового государства. Повсюду там возводились крепости и оборонительные стены. Северо-западный район стал заселяться выходцами из государства Бохай и принудительно переселяемыми жителями южных районов Кореи.

Однако в правление Ван Гона и его ближайших преемников феодальная раздробленность не была еще полностью преодолена, так как признававшие верховную власть корёского правителя местные феодалы фактически оставались полными хозяевами в своих уделах. Лишь к концу X в. сложилось централизованное феодальное государство, материальной основой которого была верховная собственность на землю, восстановленная законом 976 г. о наделении чиновников полями и пустошами. Этот закон предусматривал занесение всех земель в общегосударственный кадастр для обложения налогами и порядок наделения всех чиновников и военных слуг короля в соответствии с присвоенными им рангами участками пахотных и пустующих земель с правом сбора с них ренты-налога. Размер такого чиновного надела колебался от 110 кёль пашни и такого же количества пустоши (для чинов самого высшего ранга) до 20 кёль пашни и 10 кёль пустоши. Надел давался пожизненно. По наследству передавались лишь земли, полученные в награду за выдающиеся заслуги перед правительством. Однако закон не предусматривал перераспределения земельных владений, поэтому все феодалы сохраняли свои земли в качестве владетелей государственной земли с правом присвоения феодальной ренты.. Государство как верховный собственник имело право на часть ренты в виде налогов и отработок, исполнявшихся крестьянами.

Вслед за осуществлением этого закона сложилась и структура централизованного государственного аппарата. При короле Сонджоне (982--997) были созданы главные центральные правительственные учреждения по шести основным отраслям управления ведомств: чинов, обрядов, финансов, военного, наказаний и общественных работ; установлено административное деление всей страны на 12 областей и 10 провинций с подразделением областей на округа и уезды. Сеть почтовых станций и портовых служб должна была обеспечить исправный подвоз государственных поступлений. Правящий класс, или сословие янбан, четко подразделялся на гражданских и военных чиновников. Административным управлением ведали гражданские чины, а оборона страны и государственные работы находились в ведении военных. Основу военной организации составляла всеобщая повинность государственных крестьян (сословия янин -- добрых людей), считавшихся военнообязанными в возрасте от 16 до 60 лет. Воинская повинность фактически была разновидностью повинности феодальной, ибо мобилизованные крестьяне использовались как для военных целей, так и для всевозможных работ по строительству дворцов, крепостей, дорог, каналов и пр. Крестьян, находившихся в армии, содержали их односельчане. Обычно 4--5 дворов выделяли одного воина для непосредственной военной службы, а остальные военнообязанные должны были содержать воина и его семью. Однако централизация страны оказалась не очень прочной, так как сохранялись и в дальнейшем укреплялись крупные земельные владения чиновной знати и буддийского духовенства.

Положительные результаты образования централизованного государства сказались прежде всего в успешной борьбе против внешних захватчиков. Главную опасность тогда представляли кидани, образовавшие империю Ляо и стремившиеся к завоеванию Китая и Кореи. В 993 г. многотысячная армия киданей, перейдя через Амноккан, вторглась в Коре, но встретила упорное сопротивление и была вынуждена отступить. Но на этом киданьские нашествия не прекратились. Воспользовавшись междоусобной борьбой в Корё, кидани в 1010 г. снова направили многочисленные войска, захватили и разграбили столицу Корё -- Кэгён. Однако успешные боевые действия корёских войск на севере, в тылу у киданей, вынудили захватчиков отступить. Зимой 1018 г. 200-тысячная киданьская армия, преодолев ожесточенное сопротивление пограничных крепостей, вновь быстро устремилась к столице Корё. Но здесь она встретила сильный отпор, организованный полководцем Кан Гамчханом. Корейские войска с севера отрезали киданьской армии пути к отступлению, а затем в начале 1019 в. нанесли ей тяжелое поражение. Угроза киданьского завоевания была ликвидирована, однако мир был заключен на условиях формального признания корёским королем сюзеренитета молодой киданьской империи Ляо.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама