THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Эта молитва во многих списках была известна на Руси очень давно. В 1884 году Императорское Общество любителей древней письменности напечатало ее под заголовком «Любопытный памятник русской письменности XV века». Публикацией заинтересовался протоиерей Иоанн Яхонтов, клирик Никольского Морского собора в Кронштадте, духовный писатель и редактор журнала «Духовная беседа».

В марте 1885 года отец Иоанн издал молитву отдельной книжечкой. В своем издании он переложил молитву на современный русский язык, чтобы сделать ее понятной и доступной для каждого христианина.

Исследовав разные списки молитвы, протоиерей Иоанн пришел к выводу, что написана она была примерно в XI веке. В некоторых списках стояло такое заглавие - «Молитва Кирилла Философа и учителя словеном и болгаром, иже греческую грамоту на русскую преложи». Однако отец Иоанн предположил, что на самом деле молитву составил Святитель Иларион, бывший Митрополитом Киевским и всея Руси во времена правления Великого князя Ярослава Мудрого, автор знаменитого «Слова о законе и благодати».

«Язык, склад и дух «Молитвы» чрезвычайно гармонируют с прочими известными сочинениями Святителя Илариона, - пишет в предисловии к своему изданию молитвы протоиерей Иоанн Яхонтов. - Язык этот отличается чистотой, легкостью и совершенно великорусским и, частью, библейским складом. Искренность, простота, нелицемерное смирение, безпредельное сокрушение о грехах, благоговенье перед милосердием Божиим, твердое упование на помощь Промыслителя, горячая любовь к братьям - и близким, и дальним, даже к неверным, высота христианского мировоззрения, правильность богословского учения - вот внутренние свойства этой в высшей степени замечательной «Молитвы». То обстоятельство, что «Молитва» приписывается с древних времен святому Кириллу, просветителю славян, с именем которого нераздельно связано имя его равноапостольного брата Мефодия, показывает, каким благоговейным уважением пользовались в древней Руси эти Первоучители славянских народов. Молитва с их именем списывалась и передавалась из рода в род и потому сохранилась в многочисленных списках разных веков. Пусть же она и в наше время освежит тысячелетнюю память великих Первоучителей славянских Православных народов. Еще больше и сердечнее я желал бы, чтобы эта «Молитва» и теперь, и во все последующие времена в тишине и уединении молитвенных келий изливалась из уст и сердец нынешних русских христиан, как некогда возносилась она благочестивыми нашими предками, оставившими нам в наследие святую веру, а с нею могущество и славу России».

Молитва

Благодарю Тя, Пресвятая Троице, за Твое великое милосердие и человеколюбие, за Твою премногую благодать и утешение, за Твое долготерпение и ожидание.

Если бы Твоя благодать, Господи, не покрывала меня, грешного, во все дни и ночи и часы, то давно бы уже погиб я, окаянный, как прах пред лицом ветра, как будто бы меня и не было на свете, за мое окаянство, и леность, и долгий сон, за мое объедение и пьянство, за скверные и непристойные дела мои; ибо на всякий час согрешаю перед Тобою и зло творю.

Но Ты, Милостивый, долготерпишь моей злобе и досаде. А когда брат мой причинит, хоть немного, зло и досаду мне, окаянному, то я, грешный, долго не забываю этого и стерпеть не могу и стараюсь отмстить ему в десять раз. Ты же, Милостивый Господи, Творче мой, много терпишь мои безчиния, ожидая обращения моего. Ибо Ты, Милостивый Бог, любишь и грешников, призывая их ко спасению.

О, Милостивый и Человеколюбивый Господи! Услышь меня убогого и худое моление мое! Прими ныне покаяние мое, ибо Ты принимаешь покаяние всех людей и очищаешь все грехи их. И я каюсь ныне пред Тобою. Но покаяние мое не чисто и растленно. Один раз каюсь, а много раз прогневляю Тебя. Нет того часа, в который я не грешил бы пред Тобою. Когда приходил к отцу моему духовному для покаяния, то, стыдившись лица его, иные грехи утаил, а другие забыл - и потому не могу во всем исповедаться перед ним. Ложно было покаяние мое.

Но Ты, Милостивый Отче, ведаешь все тайны сердца моего. Молюся Тебе, Господи Боже, Спаситель мой, прости и разреши меня, грешного, недостойного раба Твоего. Сам я связал себя лютыми грехами, и никто не может разрешить меня, грешного, только Ты, Господи Боже мой Иисусе Христе!

И потому молю Тебя, Благий Господи, подай мне терпение и воздержание, смирение, кротость, истинную любовь, веру, чаяние и всякую надежду благую, чтобы я мог быть постоянным в добрых делах, и укрепи сердце мое в отвращении от всякого зла, какое сказал, содеял и помыслил я от юности моей и чем огорчил Тебя. Укроти страсти и мирские похоти мои, утиши сердце мое; всели в него память о Тебе, чтобы я на всякий день молился Тебе в мысленной церкви тела моего. Где бы ни был, - призри на меня, спаси меня в доме и на пути прикрой меня, на воде сохрани меня, в пустыне сохрани меня. Дай мне источник слезный, как тучу, да угашу им силу огненную и омою скверны греховные. Дай мне, как жало в сердце моем, память смертную, скорбь и плач с горькими слезами о всяком грехе - малом и великом, всю плоть мою пригвозди к страху Твоему, да буду и я причастником радости и жизни вечной со всеми праведниками, угодившими Тебе.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Просвети омраченное сердце мое светом Божества Твоего; пошли мне дар разума, чтоб я мог всегда знать, примешь ли Ты молитву мою, да разумею, Господи, Благодать Твою, да помилуешь меня, недостойного милости, да всегда радуясь, жду часа смертного. Ты, как Бог наш Всемогущий, можешь избавить меня от сети ловца. Господи! Господи! избавь душу мою от сети вражией, как птицу от лука, как серну от тенет; не спит враг мой, день и ночь уловляя окаянную душу мою. Но Ты, Господи, даруй мне против него Давидову крепость, и разум, и слезы, с которыми Давид еженощно молился и омочал ими постель свою. Так укрепи и меня, грешного, и даруй мне неусыпность Твоих Ангелов, поставь ноги мои на камни исповедания, да победит благодать Твоя злобу мою, свет Твой - всю тьму греховную, какая есть во мне. Как отверз очи Ты слепому, так и мне отверзи омраченные очи сердца моего. Как очищал Ты прокаженных, так и ныне очисть гнусность души моей.

Господи и Творче мой! Да будет рука Твоя всегда на мне, и Божественный огонь Твой да опаляет во мне греховные плевелы и все нечистые помыслы, какие есть во мне. Просвети меня немерцающим светом Божества Твоего. Ибо Ты, Господи, светлее всякого света, и упокоение в Тебе лучше всякого покоя. Ты - жизнь и свет истинный. Ты сияешь на всю вселенную и на сидящих во тьме. Ты - помощь и крепость всем любящим и боящимся Тебя.

А когда я, грешный, встану на молитву, тогда, Господи, будь мне помощником и укрепи меня. Блесни, Господи, лучом света Твоего, да побегут от меня все враги мои в бездну, где нет им ни света, ни радости. И таким образом, прогнав их от меня, огради меня, Господи, святыми Ангелами Твоими и спаси меня. Не отступай от меня, Господи, но охраняй меня от всех врагов моих и Твоих, чтобы они не хвалились и не говорили: «где Бог твой, Которого призываешь на помощь себе? Не избавит Он тебя». Но я, грешный, знаю, что Ты Бог сильный и Творец мой, я надеюсь на силу Твою. Ты можешь избавить меня от всех врагов моих, которые, как лютые звери, ходят вокруг меня, желая похитить душу мою. Но Ты, Всемогущий Творец мой, воздвигни силу Твою и встань со мною на помощь мне; прогони от меня лютых врагов моих, видимых и невидимых, в глубину, куда не простирается милость Твоя, но гнев Твой всегда пребывает над ними; ибо они худы и немощны и не могут противостоять силе Твоей, ни устоять перед лицом любящих Тебя, потому что видят на них знамение благодати Твоей - святой крест - и отходят от них со стыдом и страхом.

Ты - Бог мой и можешь утешить меня, грешного. Ты един безгрешный и милостивый, имеешь власть на Небе и на земле. Ты един в Трех Лицах, Бог Всемогущий. Ты - Дух Святый, сходящий с Небеси утешать весь мир и почивающий на главе праведного; Ты - Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого; Ты - Царь славы, и Царствию Твоему нет конца; Ты - Разрешитель душам и телам; Ты - Избавитель верующих в Тебя; Ты - упование труждающихся; Ты - Наставник народам; Ты - Творец всем тварям; Ты - любитель всего доброго; Ты - Владыка всем Силам Небесным; Ты - Свет, владеющий днем и ночью и всеми часами; Ты - источник святыни; Ты - исполнение Святого Духа и спасение всем человекам, Ты Царь царям и единый Господь господам, Ты владеешь всем, что вверху и что в преисподней. Ты един, в Вышних седяй на Престоле славы, прославляемый Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами, в Трех Лицах Единое Божество: Отец, Сын и Святой Дух! Ты царствуешь вовеки, и Царству Твоему нет конца. Ты, милостивый Человеколюбец, спасаешь всех людей и отпускаешь все их согрешенья. Ты Сам сказал: «грешник, если обратится от грехов своих, жив будет и не умрет».

И потому я, окаянный, надеясь по словеси Твоему, ныне обращаюсь к Тебе истинно, всем сердцем плачу о множестве грехов моих, которых не могу описать.

Но Ты, Создатель мой, Сам все знаешь. Помилуй и прости меня, грешника, плачущего горько со слезами. Каюсь в житии моем, блудном и грешном. Не человеку каюсь, но Тебе Самому, Господи, невидимый Отче! Согрешил я от начала до конца жизни моей, согрешил от востока до запада, согрешил от юга до севера, согрешил от земли до Неба, согрешил перед Ангелами Твоими и перед лицом всех святых, согрешил перед лицом всех людей на земле. Согрешил я нерадением о заповедях Твоих, преступлением Закона Твоего, гордостью и величанием, несытным хищением чужого имения, татьбою и злопамятством, яростью и жестокосердием, распрями и сварами, клеветою и обидою, корыстолюбием и скупостью к бедным, завистью и ревностью, пьянством и лихими сквернами, лживыми речами и осуждением, земным весельем и многопитием, жадностью и непокорством, кощунством и смехом непотребным, плясанием и гудением бесовским, играми сатанинскими и пошлостью, согрешил очами моими и гортанью моею, согрешил сердцем и мыслями, руками и ногами, мозгом и жилами, согрешил сквернейшими блуждениями, которых и назвать неприлично. В течение всех семи тысяч лет ни в живых, ни среди умерших не было такого грешника, каков я, окаянный. Умножились грехи мои больше листьев и травы на всей земле, больше песка морского и капель дождевых. О, горе мне, виновнику злых дел. Как не разверзлась земля и не поглотила меня за мое окаянство? Зачем я родился, окаянный? Лучше бы мне и не являться на свет! Куда я теперь денусь? Нет у меня ни одного доброго дела. О, горе мне, грешному и скверному, всякого смрада исполненному! Начну ли исчислять множество грехов моих - нет того зла на свете, которого я не сотворил бы, и нет человека, грешного и скверного, равного мне, не было такого прежде моего рождения и не будет, когда умру. Ленив я на добрые дела, а быстрее стрелы на дела скверные, отяжелело на мне бремя греховное, тяжелее и горше свинца, и железа, и камня; под таким бременем не могу я идти путем прямым. Ожестело сердце мое, как камень, уклонившись от пути правого, заблудился я во тьме греховной. Нет конца ни края безчисленным грехам моим. Оплакан я Ангелом Хранителем, сделался позорищем и смехом для врагов моих, осужден на различные безконечные муки.

Но Ты, Милостивый Вседержитель, невидимый Отче, прими ныне мое покаяние и помилуй меня, грешного раба Твоего.
О, душа моя окаянная! Плачь и рыдай ныне горькими слезами. Молись Творцу своему и проси отпущения грехов, пока не пришел час Страшного Суда. О, горе мне от часа того, страшного и грозного! Душа моя окаянная! Как ты стерпишь оную горькую смерть? Зачем не плачешь ныне жалостно, не молишься Творцу своему, говоря: о, Милостивый Господи, отпусти мне все грехи мои, прежде разлучения моего от тела, ради милости Твоей, а не ради дел моих, ради страданий Твоих и Честного Креста и Распятия Твоего, ради излиянной Пресвятой Крови Твоей. Умертви мои похоти телесные и пригвозди их к страху Твоему, молитвами святых отцов наших. Удали от меня грехи мои, помилуй меня, Господи, и очисти. Наполни сердце мое благодатью Святого и Животворящего Твоего Духа, пошли мне Ангела Твоего, да наставит меня на путь истинный, да сохранит душу и тело мое, да соблюдет меня и днем и ночью и на всякий час, до последнего издыхания моего. Пошли мне, Господи, всех святых избранников Твоих, да покажут мне путь, которым сами текли. Осени душу и тело мое Духом Твоим Святым.

В час разлучения моего от тела помоги мне и приими душу мою с миром, сопричти меня к избранному стаду овец Твоих и упокой меня на месте прохладном, на месте покойном, где почивают все праведники Твои, на лоне Авраама, Исаака и Иакова, где нет ни болезни, ни скорби, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная.

Милостивый Господи! помилуй и спаси меня! В чем согрешил перед Тобою душой и телом, словом или делом или помышлением, ведением и неведением, волею и неволею - во всем прости меня, грешного раба Твоего.

Пречистая Госпоже Владычице, милостивая Мати Господня! Ты непрестанно молишься за весь род Христианский, помолись, Госпоже, и о мне, грешном рабе Твоем, с Архангелами Михаилом и Гавриилом, Уриилом и Рафаилом, со всеми Ангелами и Архангелами, Херувимами и Серафимами и со всеми Небесными Силами, с Иоанном Крестителем, с Апостолами и с четырьмя Евангелистами, с пророками, мучениками, с преподобными отцами и патриархами, с безсребрениками и семью отроками Ефесскими и младенцами Вифлеемскими, исповедниками и Христа ради юродивыми, с мироносицами и всеми святыми. Стоя у Престола Господня и воздевши Пречистые руки к Милостивому Богу, помолись, Госпоже, о мне, грешном рабе Твоем.

О, Пречистая Госпоже Владычице Богородице, моли Бога о мне, грешном!

Святые Ангелы и Архангелы! молите Бога о мне, грешном.

Святой Иоанн, Пророче и Предтече! моли Бога о мне, грешном.

Святые Апостолы Петр, Андрей, Павел, Иоанн Богослов, Иаков, Марк, Матфей, Лука, Филипп, Фома, Варфоломей, Иаков Алфеев, Иудо Иаковлев, все святые Апостолы, сосуды Святого Духа! молите Бога о мне, грешном.

Святой лик Святителей: Анаклит, Климент, Сильвестр, Стефан, Георгий, Зиновий, Власий, все святые священномученики! молите Бога о мне, грешном.

Святые Николай, Василий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Епифаний, Киприан, Георгий Митиленский, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский, Григорий Акрагантийский, Иоанн Милостивый, Амфилохий, Елевферий, Капитон, Мартин, Полиевкт и все святые учители! молите Бога о мне, грешном.

Святые первомученик Стефан, Георгий, Феодор, Димитрий, мученики четыредесять Севастийские, Пантелеимон, Флор и Лавр, Прокопий, Меркурий, Андрей, Евстратий, Никита, Мина, Христофор, Вячеслав, Роман, Анфим, Максим, Борис и Глеб, Панкратий и все святые мученики! молите Бога о мне, грешном.

Святые Иоаким, Захария, Симеон Богоприимец, Павел Фивейский, Антоний, Макарий, Ефрем, Савва, Иларион, Евфимий, Пахомий, Симеон Столпник, Андрей Христа ради юродивый, Акакий, Ксенофонт, Кирилл и Мефодий, Венедикт и все святые преподобные отцы! молите Бога о мне, грешном.

Святые пророки Исайя, Илия, Иеремия, Даниил, Иоиль, Моисей, Аарон, Малахия, Соломон, Иона, Авраам, Исаак, Иаков, Аввакум, Енох, Иезекииль, Гедеон, Амос, Давид и все святые пророки! молите Бога о мне, грешном.

Лик святых жен: Анна, Елисавета, Мария Магдалина, Феврония, Варвара, Марина, Саломия, Екатерина, Агафия, Евдокия, Мария Египетская, Матрона, Феодора, Анастасия, Фекла, Мариамна, Ирина, Ксения, Евфимия, Евпраксия, София, Вера, Любовь, Надежда, Евгения, Иулиания, Елена, Феодосия, Христина, Пелагия, Сарра, Сусанна, Агриппина, Лукия, Евфросиния, Минодора, Митродора, Нимфодора, Макрина и все девство святое! молите Бога о мне, грешном.

Непобедимая сила Честного и Животворящего Креста Господня! не оставь нас.

Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи мои и помилуй меня.

Господи Боже, Царь и Вседержитель вселенной! Молится Тебе недостойный и грешный раб Твой: помяни, Господи, Благочестивейшего Государя нашего и братьев его, и область его, и всех христиан; и меня, грешного, недостойного раба Твоего, спаси и помилуй.

Помяни, Господи, все христианские грады, всех людей, живущих всюду, спаси их и помилуй! Неоскудным обилием надели их; излей на них, Господи, великую Твою милость; соедини их в любви Твоей, милостивый Боже, и научи их исполнять волю Твою. Избавь их, Господи, от всякого зла, нужды и печали, от глада и меча, огня и потопа и от иноплеменников. Помяни, Господи, всех плавающих по воде и путешествующих по суше, страждущих за всякое дело доброе и в след Тебя идущих, трудящихся во имя Твое. Помяни, Господи, всякую нищету, и сирот, и вдовиц, и печальных, алчущих и жаждущих. Помяни, Господи, находящихся в темницах и в узах, в бедах и напастях. Помяни, Господи, одержимых тяжкими болезнями и люто страждущих, а равно и сердцем болящих, уязвленных греховными стрелами лукавого; огради их великой милостью Твоею. Помяни, Господи, находящихся в пустынях, горах, заточении и изгнании, в великой нужде и старости, в горькой работе, в плену у государя злого. Помяни, Господи, терпящих наготу и голод, не имеющих себе никакого заступника. Но Ты, Господи, Сам будь им промыслитель и утешитель, излей на сердца их каплю Святого Животворящего Твоего Духа, да наслаждаются и питаются Им, прославляя благость Твою, да не погибнут в унынии. Ведаю, Господи, благодать Твою и благоволение, подаваемое обильно всем терпящим ради славы имени Твоего, в трудах, болезнях, напастях и печалях, в утеснении добровольном.

Помяни, Господи, всех архиепископов наших и епископа страны нашей, игуменов и весь лик монашеский, священнический и диаконский, и прочих слуг церковных. Помяни, Господи, всех праведных и грешников. Помяни, Господи, и тех, которые сделали мне добро, и прости тех, которые согрешили, дай добрым доброе житие, а злых соделай добрыми. Обрати, Господи, неверных в Христианскую веру - пусть они будут нашими братьями, принявшими Святое Крещение. Помяни, Господи, верующих в Тебя и славящих имя Твое. Помяни, Господи, чающих воскресения и жизни будущего века.

Помяни, Господи, отшедших от мира сего: патриархов, митрополитов, архиепископов, игуменов, черноризцев, пресвитеров, диаконов и иподиаконов, чтецов и певцов и весь причт церковный. Упокой их, Господи, и сподоби жизни вечной. Помяни, Господи, отца моего, родившего меня, и матерь мою, и братьев и сестер моих, и весь род мой, упокой их в жизни вечной. Помяни, Господи, отца моего, крестившего меня во имя святое Твое, сподоби его жизни вечной. Помяни, Господи, духовных отцов моих, наставлявших меня на путь заповедей Твоих, упокой их и введи в жизнь вечную.

Помяни, Господи, всех правоверных царей, и князей, и судей, богатых и убогих, упокой их и введи в жизнь вечную. Помяни, Господи, всякую душу отшедших из света сего, от Адама и до сего дня, упокой их и сподоби жизни вечной. Когда приидешь, Господи, во славе Божества Твоего, судить живых и мертвых, тогда, Милостивый Господи, не осуди Христиан Своих на муку вечную вместе с врагом Твоим, но поставь их одесную Тебя, покрой их порфирою Божества Твоего; пусть с веселием стоят перед Тобою все чающие от Тебя доброго ответа на Страшном Суде. Сотвори так, Господи, не по нашим делам, но по Твоему великому милосердию и человеколюбию.

Молю Тебя, Господи Боже и Спасе мой, подай милость Твою всем, которые ненавидят меня, или завидуют мне, или поносят и хулят меня, или клевещут, и смеются, и укоряют, или как иначе зло творят мне. Дай им, Господи, здравие и спасение души. Призри, Господи, на всех врагов моих, посети их милостью Твоею, сотвори их светлыми и кроткими, да поживут в смирении всегда, низпошли им благодать Свою и вечной славы сподоби.

Мне же, грешному и недостойному рабу Твоему, помоги во всяком добром деле и укрепи меня на всякий час. Сам, Господи, попекись о душе моей, облеки меня в оружие света, сподоби меня всегда воспевать Тебя и славить на всякий час так: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полны небо и земля славы Твоея;осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Блажен человек, который славит Господа всякий час! О, слава Тебе, невидимый Отче; слава Тебе, Единородный Сыне; слава Тебе, Святый Душе! В Трех Лицах Единый Боже! Не оставил Ты, Господи, создания Своего, мучимого от дьявола, но сошел с небес и родился от Пречистой Девы Марии. За нас распят был на Кресте, сошел в ад, победил врага и освободил человека, в третий день воскрес во славу, вознесся на небеса и снова придешь со славою судить живых и мертвых и воздать тогда каждому по делам его. И потому молюсь Тебе, Господи: прежде пока не постигнет меня смертное посечение, очисти и спаси меня. Хотя всю жизнь мою провел я в злых делах, но кончину дай мне, Господи, добрую, наведи меня на путь истинный, которым я могу дойти до пресветлой радости всех святых, где насыщусь пищи райской. Господи, Господи! преклони Пречистое ухо Твое, услышь молитву мою и прими ее, как кадило благоуханное.

Да будет, Господи, сия молитва на утешение души и телу, и дому сему на благословение, и на победу над врагами видимыми и невидимыми. Суди, Господи, обидящих меня и побори борющихся со мною, приими оружие и щит и стань на помощь мне, извлеки меч Твой и закрой меня от гонителей. Скажи душе моей: «Я - твое спасение». Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей, чтобы поглотить ее; да возвратятся назад и погибнут желающие мне зла. Да будут они как прах пред лицом ветра, да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да прогонит их силою Господа нашего Иисуса Христа. Да заградятся уста их, и язык их да не возглаголет. Пусть они сами свидетельствуют против себя и сами строят себе пагубу. Ты же, Господи Боже мой, призри на меня и помилуй. Направь стопы мои по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, от огня неугасимого, зимы несогреваемой, от тьмы кромешной, горького смрада и червя неусыпающего, от скрежета зубовного и грозы страшной, от смолы кипящей и колодезя глубокого, в котором хранятся различные муки, уготовленные мне за дела мои грешные.

Но Ты, Господи, Милостивый Спасе, простри руку Свою непобедимую, изведи меня из всякого мучения, дай мне кончину благую в час разлучения с миром. Будь мне помощник и спаси меня в день печали моей, когда вострепещет душа моя при виде противных сил воздушных мытарей. Пошли мне, Господи, от вышнего и славного Престола Твоего помощь и оружие необходимое - Честный Крест, пошли Архангелов Михаила и Гавриила, Уриила и Рафаила и всех Сил Безплотных. И таким образом огради меня святыми Твоими Ангелами. Помоги мне, Господи, и спаси меня в оный час страшный, удостой, чтобы я достиг врат Небесных, молитвами Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святых безплотных Твоих слуг - Херувимов, Серафимов и всех чинов иерархии Небесной. Их молитвами, Милостивый Господи, приими душу мою с миром, да благодарю и славлю Тебя, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Митрополит Филарет (Вознесенский)

Христианский катехизис

ГЛАВА XXX

Два вида молитвы по ее совершению. Молитва домашняя. Молитва церковная (общественная). Христианские праздники и посты.

Мы уже знаем о там, как важна молитва для христианина, для его духовной жизни. Теперь пред нами стоит вопрос: как же нам нужно молиться? В христианском быту пред нами резко различаются два вида молитвы: молитва частная, домашняя, и молитва церковная, общественная. У той и у другой есть свои характерные черты и особенности.

Когда мы читаем Евангельские наставления Самого Господа о молитве, то видим, что Он, несомненно, вел там речь о молитве первого рода. "Когда ты молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, молись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матф. VI, 6). И конечно, основным и изначальным видом молитвы должка быть у нас именно, молитва домашняя, частная. Молитва - дело глубоко интимное, сердечное. Всякий, кто искренно искал молитвы сердечной и умиленной, хорошо знает, насколько легко и естественно молиться наедине, в тишине и спокойствии. И наоборот, Господь нарочито предостерегает нас от молитвы напоказ - лицемерной, совершаемой для получения похвалы от людей. Получая эту похвалу, лицемеры "получали награду свою" по слову Господа. И конечно, молитва на виду - дело иногда очень нелегкое и щекотливое, и требуется в этом случае большая привычка к сосредоточенности и углубленности в молитве, чтобы она была проста и искренна, а не совершалась напоказ...

Христианин, молясь Богу, должен непременно вдумываться в слова молитв, читаемых им, и сосредоточивать свою мысль на содержании молитвы. Всякий знает, как много и трудно тут бывает бороться с напором посторонних мыслей и образов, назойливо осаждающих молящегося человека. Это бывает и от личной нашей рассеянности, и от непосредственного воздействия злой, диавольской силы. Долг христианина - все силы прилагать к тому, чтобы настойчиво отбрасывать в молитве все эти посторонние, иногда и нечистые, мучительно-неприятные для него мысли - и молиться сосредоточенно и благоговейно. При этом не следует забывать того, что усиленный напор мыслей и образов, на особицу скверных или богохульных, прямо исходит от диавола, и если христианин этим мыслям сопротивляется - он получает для своей души пользу, а не вред.

Обычно мы молимся церковными молитвами, с детства знакомыми нам. Это необходимо, ибо вводит нас в ту молитвенную атмосферу, которою дышит церковь. Но здесь нужно бояться того, чтобы постоянное чтение одних и тех же молитв не перешло в их автоматическое повторение, совершаемое механически, без внимания и углубления в смысл и содержание слов молитвы. А потому здесь от христианина требуется полное благоговение и сосредоточенность внимания, чтобы он именно молился - беседовал с Богом, а не скользил верхушками внимания по хорошо знакомым словам.

По согласным свидетельствам подвижников молитвы (Феофана Затворника, о. Иоанна Кронштадтского и др.), кроме обязательного чтения церковных молитв, христианину полезно добавлять к ним молитву своими словами - о собственных нуждах и о нуждах своих близких. Часто христианин не может выразить своих чувств и переживаний в словах молитв церковных (из коих многие ему ведь и неизвестны). И вот тут-то вполне уместна живая, искренняя молитва своими словами - с исповеданием своих повседневных грехов и с добрыми обетами и обещаниями Богу исправиться и бороться с собой. И такая молитва, конечно, уже не будет молитвой формальной и сухой, ибо она будет исходить из глубины человеческой души.

Только тот, кто приучает себя к проникновенной и постоянной домашней молитве, может по-настоящему и участвовать в церковно-общественной молитве. А участие в ней - долг каждого христианина. О такой молитве Сам Господь говорил: "Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди их". Вселенский святитель и великий учитель молитвы Иоанн Златоуст говорит: "Можно, конечно, молиться и дома: но ты не можешь здесь молиться так, как молишься в Церкви, где собрано столько лиц, где возносится Богу единодушный глас. Ты не так скоро будешь услышан, молясь Господу один, как молясь вместе с братьями своими, ибо здесь есть нечто большее: единомыслие, союз любви, молитвы священников. Во время общественной молитвы не только люди возносят гласы свои, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся"... Таким образом, молитва церковная имеет по преимуществу священный характер. И такою делает ее та благодать Святого Духа, которая как мы знаем, устрояет нашу духовную жизнь, содействуя нашим личным духовным усилиям. В Церкви служит священник: он не потому священник, что получил духовное образование, или имеет призвание к служению Церкви. Все это только подготовляет его к пастырскому служению. Но священником его сделало только то, что он получил посвящение и чрез таинство священства вступил в число пастырей церкви. Так и храм наш есть храм освященный, с особо освященным престолом и его главной святыней - св. антиминсом, в котором вложены мощи св. угодников Божиих. По слову Свящ. Писания, храм наш есть дом молитвы. Сам Господь дал нам пример почтения к этому Божьему дому, когда в земной своей жизни дважды очистил его от всех непорядков и безобразий. И мы постоянно слышим за богослужением, как св. Церковь возглашает: "О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него) Господу помолимся". Так и должен входить в храм каждый из нас, помня, что здесь он предстанет пред лице Самого Господа.

Одним из наиболее бросающихся в глаза недочетов нашей современной жизни является наше неумение проводить по-христиански наши праздники. Жизнь наша сложилась так, что в ней преобладают интересы чисто земного характера. Служба, забота о куске хлеба, мелкие впечатления дня, ученье у молодежи - все это заполняет наше время, и человеку даже некогда просто вспомнить о своей душе, ее высших запросах и потребностях. И вот праздники наши и являются просветом в нашей безцветной жизни, заполненной суетой и "житейскими попечениями". Праздники полны идейного, религиозного смысла. Они твердят нам о том, что этот мир не так пуст и убог, как нам кажется иногда, ибо над ним распростерт иной мир, дающий душе нашей радость и неотъемлемый мир. Кто не знает, какою радостию исполняется сердце христианина в дни величайшего праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения?...

Но как часто дни христианских воспоминаний и торжеств для нас оказываются днями еще большей пустоты и безсмысленной праздности. Праздник - Божий день, и должен быть посвящен не только отдыху от трудов, но прежде всего, молитве и добрым делам, делам христианского милосердия. А мы постоянно видим, как весь "праздник" у людей состоит в том, что человек побольше поспит, погуляет, развлечется, а иногда и нагрешит в десять раз больше, чем в будни - в разгуле и пьянстве. Конечно, тот, кто праздничное время посвящает исключительно телесному покою и развлечениям, ничем не отличается от язычника или безбожника, ибо "празднует" совершенно так же, как они. А как часто мы наблюдаем, что и отдельные люди, и целые общества и учреждения устраивают свои "вечера" и увеселения в кануны праздников. Возмутительный, не христианский обычай! Вечером - человек "веселится" - часто до изнеможения, до пресыщения, да и не без греха, а утром - когда богобоязненные люди идут к праздничной литургии - он "отдыхает" иногда до полудня... А где же молитва, посещение Божия Храма? Чем такой человек отличается от безбожника или язычника?.

Еще более недопустимым является в наши дни у многих людей их отношение к постам, заповеданным Церковью. Постов у нас много: четыре многодневных - Великий, Петров, Успенский и Рождественский, а также однодневные: среда и пятница - еженедельно, сочельники: Рождественский и Крещенский, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Животворящего Креста и дни страстной седмицы (особенно - Страстная Пятница).

И вот - поразительным и совершенно нехристианским является отношение многих и многих из нас... к этим церковным постам. Они, эти посты, нарушаются, и не исполняются людьми с такой спокойной совестью, как будто бы дело идет о каких-то пустяках, не имеющих значения. Взгляд Церкви совсем не таков: по ее уставу, нарушители постов (без уважительных причин) должны быть на несколько лет отлучены от причастия св. Таин. А преподобный Серафим Саровский прямо говорил: "Тот, кто не соблюдает постов - не христианин, кем бы он сам себя ни считал или ни называл"... Пост безусловно необходим для человека: с внешней стороны он является подвигом безусловного, сыновнего послушания церкви, уставы которой должны быть для него святынею, а не чем-то пренебрегамым и попираемым. А с внутренней стороны, пост есть подвиг воздержания и самоограничения. И в этом - его великая ценность и смысл, т.к строгое соблюдение постов закаляет в человеке волю и вырабатывает характер, стойкий в своих религиозных убеждениях и действиях. Не забудем того, что Сам Христос постился, и предсказывал о том, что Его апостолы также будут поститься. А о борьбе с злой, диавольской силой Он же говорил: "Сей род не исходит, токмо молитвою и постом".

Правда, теперь часто говорят о том, что пост вреден для здоровья. Конечно, бывают такие случаи, когда истощенный организм требует не воздержания, а усиленного питания. Но от больных людей Церковь вовсе и не требует строгого поста, а только посильного. А самое главное - нужно помнить то, что о "вреде" поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но положительно полезен для телесного здоровья. В этом убеждает нас и историческая действительность. Известно, как строго постились наши предки, поражая своею твердостию и выносливостью других славян и греков (не говоря уже об иноверцах). А кто же скажет, что предки наши были слабее нас, а мы выносливее и сильнее их? Уже не говорим про то, что и наши врачи, в большинстве случаев, лечение болезни начинают с диеты - т.е. с поста...

Но, конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "Постящеся телесне, постимся и духовне"... "Дадим алчущим хлеб и нищим, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления..." Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни..."

Ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые должен совершать христианин. Их тексты можно найти в молитвослове.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молится чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21, 2; 30, 6).

Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;

2) краткое молитвенное правило, рассчитанное на всех верующих; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе», до «Достойно есть»; эти молитвы содержатся в любом молитвослове;

3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» - для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать молитвенное правило нельзя. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. "Толковый молитвослов"), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому учители молитвы рекомендуют читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Как совершать дома свое молитвенное правило


Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных отношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва - это разновидность церковной, общественной (семья - своего рода домашняя церковь) и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. «Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным Страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя»,- говорится в начале молитвослова. Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса.

«Приступая к молитвословию, - советует святитель Феофан Затворник, - утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обратишься в молитве, и кто ты, имеющий теперь начать это молитвенное к Нему обращение - и возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление - благоговейно стать пред Богом, - малое, но немалозначительное. Тут полагается начало молитвы, доброе же начало -половина дела.
Так установившись внутренно, стань затем пред иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» и прочее. Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе - понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не требуется. Эти два - понимай и чувствуй, - исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь: «очисти ны от всякия скверны» - восчувствуй свою скверноту, возжелай чистоты и с упованием взыщи, ее у Господа, Читаешь: «остави нам долги наша, якоже же и мы оставляем должником нашим» - и в душе своей всем прости, и сердцем, все всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: «да будет воля Твоя» - и в своем сердце совершенно предай Господу твою участь и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Господу будет угодно тебе послать.
Если будешь так действовать при каждом стихе твоей молитвы, то у тебя будет надлежащее молитвословие».

В другом своем наставлении святитель Феофан так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев... В древности всё читаемые молитвы брались из псалмов... Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»...

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте...

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите - не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь... сколько прочитаете молитв,- а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать...

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед...

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце...

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного... Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте... так до самого конца положенного времени».

О кратком молитвенном правиле (Серафима Саровского)


иеромонах Сергий

Серафимовым правилом (3 раза "Отче наш"; 3 раза "Богородице Дево..."; 1 раз "Символ веры") предполагалось молиться в отдельных случаях, когда почему-либо нет возможности прочитать полное правило. То есть в качестве исключения.

Кроме того, прп. Серафим дал его дивеевским сестрам, которые, будучи насельницами монастыря, имели возможность часто посещать богослужения - чаще, чем миряне.

Духовная жизнь - а особенно это касается молитвы - такова, что, если себя постоянно не понуждать, успеха не будет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва требует постоянного самопонуждения, в каком бы духовном устроении человек не находился, т.е. даже святые себя на молитву понуждали. Именно труд ценен перед Богом. В труде важно постоянство.

Но есть другая сторона молитвы. Когда человек постоянно понуждает себя на нее, он вдруг открывает в молитвенном занятии особенную внутреннюю радость, так что временами хочется все бросить ради молитвы. Именно поэтому находятся люди, которые уходят в монастыри. Туда уходят не для чего иного, как для молитвы. И если бы молитва не доставляла радость, вряд ли бы кто-нибудь смог там остаться.

Что касается внимания, которое действительно является душой молитвы, оно напрямую зависит от того, какую жизнь проводит человек. Тот, кто проводит внимательную жизнь, обладает внимательной молитвой. "Невольному причина произвольное",- сказали Отцы. Внимательная жизнь – это когда человек внимательно относится ко всему тому, что с ним происходит. Прежде всего - внутри него, а затем и вокруг: ко всем мыслям, переживаниям, желаниям, намерениям. Каждое желание и каждую мысль сравнивает с Евангелием: угодны ли они Богу? - и оставляет в сердце и в уме только богоугодное, изгоняя оттуда всякое проявление греха. Много помогает внимательной жизни, когда человек имеет духовного отца и может спрашивать у него, как поступать в той или иной ситуации, может разрешать различные недоумения, касающиеся духовной жизни и внешних обстоятельств.

Угодники Божии были людьми мудрыми. Они понимали, что приучать человека к благочестивой жизни нужно постепенно: не наливают вина нового в мехи ветхие. Поэтому вначале ученикам своим давали правила небольшие, а затем требовали большей строгости. Это непременный закон духовной жизни: забывая заднее, простираться вперед,- как сказал апостол.

Коротенькие же молитвы заповедовали они в качестве непрестанных для того, чтобы ум не рассеивался от многих слов, сохранял внимание. Непрестанная молитва совершается во время каких-либо дел, называемых в монастыре послушаниями, а в миру работой. Эти коротенькие молитвы, исполняемые по заповеди «непрестанно молитесь», не должны мешать, поэтому, если работа умственная, молитва в это время оставляется. Правило же домашнее заповедовалось индивидуально, в соответствии с духовными силами ученика. Да и богослужение, порой даже у мирян занимало значительное время. Недаром называлось оно всенощным бдением. Сокращения начались в XIX веке. На Святой Афонской горе богослужения до сих пор длятся по 13-14 часов.

Я же считаю, что необходимый минимум для любого мирянина утренние и вечерние молитвы в полном объеме.

Молитва это не «дань» Богу, а разговор с ним по душам. Искренняя вера способна изменить жизнь человека, поэтому каждый хочет обращаться к Богу правильно, чтобы его услышали. Для этого нужно знать, как правильно молиться доме перед иконой. Существует ряд правил, которые рекомендуется соблюдать. Истинные каноны можно уточнить в ближайшей церкви.

Основные правила молитвы в домашних условиях

Существует несколько основных правил:

  • Молитва должна идти от сердца и обязательно должна быть лишена корыстных просьб, вроде как: «мне нужна машина».
  • Обращаться к Богу можно через святых, прося их «молить Бога о нас».
  • Доверять свои тайны и просьбы лучше в тишине перед иконой или любым образом божиим.
  • Если человек не знает с чего начать, лучше взять молитвослов и прочитать утреннюю или вечернюю молитву, начать можно с «Отче наш».
  • Ни один священнослужитель не запретит человеку обращаться в молитве к своим мыслям и произносить собственный текст обращения к Господу, обращаться к Богу можно и нужно чаще и в любых условиях.
  • Во время молитвы не нужно отвлекаться на бытовые мысли и мирские дела, важно настроить свое сознание именно на мысли о Боге.
  • В столпотворении людей можно произносить молитву «про себя».

Важно помнить, что в разговоре человека с Господом все условности отменяются, так как он и так видит детей своих насквозь и все о них знает. Обратная связь от Господа обычно проявляет себя в нашей жизни появлением новых людей, которые готовы помочь или новыми испытаниями, которые будут полезны для исцеления души. Поэтому не стоит ждать мгновенных чудес, только через раскаяние и труд, человеческие молитвы будут услышаны.


В начале нового дня стоит сказать Господу спасибо за то, что он дал этот день и попросить провести этот день в духовном спокойствии, добре и в терпении к близким. Перед сном нужно благодарить Бога за еще один прожитый день на земле, за то, что все здоровы и живы, помолиться за себя, близких и все человечество.

Краткие молитвы на каждый день

Для искренней молитвы не нужно обладать умением читать старославянский текст, обратиться к Богу всегда можно простыми человеческими мыслями и словами. Богу важно сердце человека, а не красота текста, который он произносит. Поэтому начинать можно с предельно короткий молитв, на которых может сосредоточиться человек.

Молитва не всегда связана с чувством благодарности и признательности Богу, которую мы произносим с радостным чувством или с явным облегчением, не всегда молитва читается в радость или для прошения милости Божией. Часто бывает время, когда лень, нет желания или жизненная суета не дает найти время на молитву, в такие времена и проверяется крепость веры и желания трудиться ради Господа, жертвовать своими делами ради него. Молитва не занимает много времени и через силу нужно заставлять себя, в данном случае молитва – это человеческий труд, к которому нужно приложить усилие.

Канонические молитвы

В христианской вере существует множество очень сильных молитв, подобранных старцами веками и сохраненными на страницах молитвословов и церковных канонов. Обычно, такие молитвы обращены к Господу или Богородице. Считается, что слова, обращенные в минуты отчаяния к Божией Матери всегда будут услышаны и не оставлены без внимания. Универсальной и сильной молитвой является «Отче наш».

Этот текст легко выучить, многие знают «Отче наш» наизусть с малых лет. Произносить эти слова можно во многих жизненных ситуациях, получая защиту от Бога. Данное обращение имеет большую силу.

Основные канонические молитвы, священники рекомендуют знать наизусть, для того чтобы можно было их повторять про себя в любой ситуации. Очень важно читать молитвы с пониманием каждого слова, общего смысла. Нельзя зачитывать молитву как повинность, не понимая, что читаешь. Утреннее молитвенное правило лучше произносить перед началом всех дел, а вечернее прямо перед сном.

Молитвослов для дома

Православный молитвослов, обычно, представляет собой, сборник основных молитв, которые читаются в разное время и в разных случаях: о здравии, об упокоении, утреннее и вечернее правило, перед причастием и т.д. Утреннее и вечернее правило, если у вас нет времени, не обязательно зачитывать все. В данной ситуации количество не важно, а важно качество. Лучше произнести несколько молитв, но от сердца, внимательно вникая в каждое слово и проживая его.


Правильный настрой на разговор с Господом очень важен, молитва должна идти изнутри, от души, когда голова забита бытовыми делами, это становится невозможным.

  • Нельзя повторять перед иконой набор пустых слов и ждать, что Господь вас услышит и ниспошлет все то, о чем вы просили после произношения такой молитвы.
  • Есть обратная сторона частых молитв – это привыкание верующего к словам, запоминание их наизусть, произношение на автомате. Когда молитвенное правило становится привычным, человек перестает вдумываться и стараться, он произносит тексты «на автомате» и думает о своих делах. В данном случае нужно всегда бороться с собой, возвращать свой разум на место.
  • Перед тем, как правильно молиться дома перед иконой, важно помнить – что образ это помощь верующему в стараниях, визуализации святых и Господа, перед которыми он предстает.
  • Главное в молитве это желание предстать перед Богом, покаяться ему, передать свои жизнь осознанно в его руки и надеяться на свою веру, если есть желание, то все получится. Существуют разные иконостасы (Николай Чудотворец, Матрона и другие).
  • Большее время на обучение молитве, нужно отдавать на сосредоточивание своих мыслей и души на это действие. Правильно молиться, значит быть переполненным благодарностью Богу и наполненным молитвой.


Некоторые люди, задумываются – стоя или сидя вести разговор с Всевышним. В православных церквях люди стоят службу. Поэтому дома тоже можно соблюдать эту традицию. Говорить текст допустимо вслух или про себя. Главное, чтобы слова шли от сердца и души. Тогда Всевышний их обязательно услышит.

Не один только храм Божий может быть местом для нашей молитвы, и не при посредстве только священника может быть низводимо благословение Божие на дела наши; каждый дом, каждая семья еще может стать домашнею церковью , когда глава семьи своим примером руководствует в молитве своих детей и домочадцев, когда члены семьи, все вместе, или каждый отдельно, Господу Богу возносят свои просительные и благодарственные молитвы.

Не довольствуясь одними общими молитвами, за нас приносимыми в храмах, и зная, что мы не все поспешим туда, Церковь предлагает каждому из нас как мать младенцу, особую готовую пищу домашнюю , - предлагает молитвы, назначенные для домашнего употребления нашего.

Молитвы, ежедневно читаемые:

  1. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь .
  2. Молитва мытаря , упоминаемого в евангельской притче Спасителя:
    Боже, милостив буди мне грешному.
  3. Молитва к Сыну Божию, второму лицу Святой Троицы:
    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.
  4. Молитва к Святому Духу, третьему лицу Св. Троицы:
    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
  5. Царю небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих, и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, блаже, души наша.
  6. Три молитвы ко Святой Троице:
    1. Трисвятое. Святый Боже, святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
    2. Славословие. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    3. Молитва. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  7. Господи помилуй (трижды).
  8. Молитва, именуемая Господнею , потому что Сам Господь произнес ее для нашего употребления:
    Отче наш, Иже еси на небесех; Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.
  9. Когда утром пробуждаешься от сна, помысли, что Бог дает тебе день, которого ты сам себе не мог дать, и отдели первый час, или хотя первую четверть часа, даруемого тебе дня, и принеси ее в жертву Богу в благодарной и благопросительной молитве. Чем усерднее ты это сделаешь, тем крепче оградишь себя от искушений, каждый день встречающихся (слова Филарета, митрополита москвск.).

  10. Молитва, читаемая утром, после сна:
    К тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой сотворитель, и всякому благу промысленник и податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  11. Молитва к Богоматери:
    1. Ангельское приветствие. Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душь наших.
    2. Величание Матери Божией. Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова родшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

    Кроме Матери Божией, заступницы христиан пред Господом, у каждого имеются два ходатая за нас пред Богом, молитвенников и хранителей жизни нашей. Это, во-первых, ангел наш из области духов бесплотных, коему Господь вверяет нас со дня крещения нашего, и, во-вторых, угодник Божий из святых Божиих человеков, называемый также ангелом , коего имя мы носим со дня нашего рождения. Грешно забывать небесных своих благодетелей и не возносить им молитвы.

  12. Молитва ангелу, бесплотному хранителю жизни человеческой:
    Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.
  13. Молитва святому угоднику Божиему , коего именем мы называемся от рождения:
    Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (назови имя) или святая угоднице Божия (назови имя),яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей , или скорой помощнице и молитвеннице о душе моей .
  14. Государь Император есть отец отечества нашего; служение Его есть самое труднейшее из всех служений, которые проходят люди, а потому долг каждого верноподданного молиться за Государя своего и за отечество, т.е. Страну, в которой родились и в которой жили отцы наши. Апостол Павел говорит в послании к епископу Тимофею, гл. 2, ст. 1, 2, 3: молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за всех, иже во власти суть… Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом.

  15. Молитва за Государя и отечество:
    Спаси, Господи, люди твоя, и благослови достояние твое: победы Благоверному ИМПЕРАТОРУ нашему НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ на сопротивные даруя, и твое сохраняя крестом твоим жительство.
  16. Молитва о сродниках живых:
    Спаси, Господи, и помилуй
    (посем кратко принести молитву о здравии и спасении всего Царствующего Дома, священства, отца твоего духовного, твоих родителей, сродников, начальников, благодетелей, всех христиан и всех рабов Божиих, а затем присовокупи): И помяни я, посети, укрепи, утеши и силою твоею здравие и спасение им подаждь, яко благ и человеколюбец. Аминь.
  17. Молитва за умерших:
    Помяни, Господи, души усопших рабов твоих
    (имена их), и всех сродников моих, и всю усопшую братию мою, и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им царствие небесное и причастие вечных твоих благих и твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение, и сотвори им вечную память.
  18. Краткая молитва, произносимая пред честным и животворящим крестом Господним:
    Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящаго твоего креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Вот молитвы, которые необходимо знать всякому православному христианину. Немного потребуется времени, что бы не спеша прочитать их, ставши пред святою иконою: Благословение Божие на все добрые дела наши да будет наградою за усердие к Богу и наше благочестие...

Вечером, когда отходишь ко сну, помысли, что Бог дает тебе покой от трудов, и отыми начаток от времени твоего и покоя и посвяти его Богу чистою и смиреною молитвою. Ее благоухание приблизит к тебе ангела для охранения покоя. (Слова Филар. Митр. Московск.).

Во время вечерней молитвы читается то же самое, только вместо утренней молитвы св. Церковь предлагает нам следующее молитвословие :

  1. Господи, Боже наш, еже согреших во дни сем, словом, делом, и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и вовеки веко Аминь.

Молитва пред принятием пищи:

  1. Очи всех на Тя, Господи уповают, и Ты даеши им пишу во благовремении, отверзаеши, Ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволения.

Молитва после принятия пищи:

  1. Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных твоих благ: не лиши нас и небеснаго Твоего царствия.

Молитва пред учением:

  1. Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

После учения:

  1. Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Учащимся наукам и искусствам с особенным усердием должен обращаться к Господу, ибо Он дает премудрость, и от лица Его познание и разум (притч. 2, 6). Наипаче же им должно хранить чистоту и непорочность сердца, дабы, не затмеваясь, входил в душу свет Божий: Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1, 4). Блажени чистии сердцем: яко тии не только премудрость Божию, но и Самого Бога узрят (Мф. 5, 8).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама