THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Характеристика социально-бытового уклада жизни общества XX века. Демократизация общества и его влияние на развитие новых форм досуга. Рестораны, кабачки или таверны как часть массового времяпровождения горожан. Смена стилей бытового танца. Парный танец как основная форма бытовой хореографии. Импровизация основа композиционного и лексического содержания. Ведущая роль партнера. Смещение акцента в танцевальных композициях с движений на ритм - танец шагов превратился в танец ритма. Влияние деятельности Верной Касл, Айрин и Джозеф Смит на изменение танцевальной лексики начала XX века. Слияние бальной и современной форм одежды. Популярные танцы первой половины XX века - степ, фокстрот, квикстеп, танго. Америка как законодательница танцевальной моды. Трансформация регтайма в популярные танцы 20-х годов столетия - свинг, чарльстон, степ. Корни степа - ирландская «джига». Русский термин степа - чечетка, американский - теп-данс («стучащий танец»).

1. Основные элементы танцев первой половины XX века:

Вальс - Бостон.

  • · Открытая перемена.
  • · Зигзаг вперед, назад, с задержкой.
  • · Правый поворот.
  • · Левый поворот.

Фокстрот.

  • · Тройной шаг.
  • · Шаг перо.
  • · Правый поворот.

Левый поворот.

· Смена направления.

Танго.

  • · Прогрессивный боковой шаг.
  • · Открытый левый поворот.
  • · Рокк.
  • · Смена направления.

Чарльстон.

  • · Основное движение.
  • · Основное движение на одной ноге.
  • · Попеременное движение с двух ног.
  • · Двойное основное движение.

Квикстеп.

  • · Четвертные повороты.
  • · Правый и левый повороты.
  • · Поступательное шассе.
  • · Локк-степ вперед и назад.
  • 2. Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.
  • · Реверанс дамы XX века.
  • · Приглашение и поклон партнера XX века.
  • 3. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев первой половины XX века :
    • · Вальс-Бостон.
    • · Фокстрот.
    • · Квикстеп.
    • · Степ.
    • · Танго.
    • · Чарльстон.
    • · Краковяк.

20-й век - это время эволюции и прогресса. Этот период можно сравнить с огромным прыжком в научно-технологичной сфере. Но прогресс коснулся не только науки или техники, но и цивилизации в общем. Такое бурное и динамичное развитие общества происходило, даже невзирая на две мировые войны и еще множество других событий, которые несли с собой полное разрушение. Но тяга человечества к совершенству и саморазвитию способствовала невероятной эволюции человека как частички культурного социума. Одним из мощнейших инструментов самореализации и самосовершенствования были танцы. Они привносили радость, чувство счастья и гармонии в быт людей 20-го века, когда научно-технический прогресс практически полностью вытиснил духовность и заменил ее прагматизмом. Из-за нехватки «прекрасного» в этот период культура танца просто «взрывается», и появляется колоссальное количество новых видов и стилей хореографии.

Танцевальный «калейдоскоп» 20-го века

Из разнообразного и пестрого «калейдоскопа» танцевальных стилей 20-го века можно выделить такие, как румба, хип-хоп, ламбада, контемп и еще много других. Такое разнообразие танцев доказывает, что 20-й век - это прыжок не только в научно-технической сфере, но и огромный шаг вперед в культуре, искусстве и развитии общества в целом.

Сальса - один из самых популярных видов танца в 20-м столетии. Этот латиноамериканский танец возник на Кубе еще в далеких 20-х годах и с тех самых пор является наиболее популярной хореографической композицией. Такую всемирную любовь сальса завоевала благодаря своей невероятной зажигательности, грациозности и потрясающему ритму. Этот танец способен заставить наслаждаться жизнью и видеть мир только в ярких красках. Сальса имеет несколько направлений: ча-ча-ча, румба, бокача, мамбо и другие.

Сальса

Танго - невероятно красивый и страстный танец с аргентинскими корнями. С момента своего возникновения, а именно в 19-м веке, он стал самой популярной и излюбленной хореографической постановкой во всей Аргентине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и т.д. Этот танец вскоре «зажег» всю Европу, Америку и весь мир в целом. Танго в 20-м веке являлся даже неким культом - создавались целые ансамбли, вечеринки, посвященные именно ему, и музыкальные композиции, написанные специально под танго.


Танго

Еще один фантастически популярный и уникальный в своем роде танец 20-го века - это рок-н-ролл. Эта хореографическая постановка сделала настоящий переворот в культуре, искусстве и жизни общества. Рок-н-ролл появился в 50-х годах в Америке. Его зарождение, прежде всего, началось с музыки, которая дала толчок к возникновению этого вида танца. Рок-н-ролл покорил молодые сердца во всем мире своим драйвом, «искрой» и невероятной динамичностью. Для этого танца характерны очень сложные поддержки, прыжки, броски и некое небрежное отношение партнера к партнерше. Слоган рок-н-ролла звучал как «sex, drugs and rock-n-roll», поэтому из-за излишней откровенности и даже вульгарности этот вид танца считался аморальным и запретным. Но это не помешало ему оставаться сверхпопулярным в 20-х годах и даже в наше время.

Источник: Модный курьер. 1913, № 22, с. 183 В нынешнем году, везде где сбирается публика высшего света, невольно все обращали внимание на совершенно изменившуюся походку наших дам. Корпус держался гораздо свободнее, ноги переставлялись тоже с большей свободой, во всей фигуре чувствовалось больше гибкости и легкости. Надо заметить, что эта гибкость и свобода походки, носила в […]

Источник: Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства. 1890, с. 227 Запись: Стратилатов Борис (Бодхи), студия «Зазеркалье» Музыка: 3/4, темп по М.М. 80 = 1/4 Исходное положение: Пары стоят в колонну. Шаг полонеза: 1 такт: Раз — колени чуть согнуты, нога скользит вперед на пальцах, описывая дугообразную кривую до 4-й позиции. Корпус грациозно наклоняется вбок. Два,три — […]

Источник: Lawn-tennis, новый салонный танец с объяснением Н.Н. Яковлева. Реконструкция: Стратилатов Борис (Бодхи), Студия исторического танца «Зазеркалье» Музыка: 2/4, темп allegretto, собственная композиция С. Кузнецова, оп. 25 Исходное положение: Кавалер и дама стоят рядом, правая рука кавалера лежит на талии дамы, левой рукой кавалер держит левую руку дамы. 1-2: Три шага вперед, начиная с […]

Источник: Castle, Modern Dancing, 1914 с. 107. Касл И., Касл В. Современный танец. Нью-Йорк, 1914. С 107-130. Перевод: Стратилатов Борис (Бодхи), Власова Ольга. Студия «Зазеркалье». THE TANGO BRASILIENNE, OR MAXIXE Бразильское танго, или Матчиш. Самым современным танцем на сегодняшний день является Бразильский матчиш. Для начала необходимо прояснить один очень важный вопрос — как произносить его […]

Парный авторский танец конца XIX века. Источник: Fin de Siecle — Конец века. Новый танец. изд. Бессель и ко., 1897 Автор: «Н.П.Д.», псевд. Музыка: 3/4, вальс, собственная композиция А. Гербера. Композиция занимает 16 тактов. Исходное положение: Пары стоят по кругу. Партнеры стоят лицом друг к другу, кавалер спиной в центр круга. Кавалер правой рукой держит […]

Автор: Давингоф Владимир Христианович. Источник: Давингоф В.Х. Новый Па д’Эспань XX века. Салонный танец. Москва, 1905-1917. Музыка: авторская композиция, 3/4. Композиция рассчитана на 16 тактов, перед началом играется 4 такта вступления. Исходное положение: Партнеры стоят лицом к лицу, подавая друг другу левые руки. 1-2 Кавалер два глиссада вправо, против хода танца. Дама делает то же […]

Источник: Николай Николаевич Яковлев — Nouvelle danse de salon „Soirée à Madrid”. Pas d’Espagne, СПб, «Северная лира», 1901
Музыка: 3/4, собственная композиция Н.Н. Яковлева (оп. 6)
Исходное положение: партнеры стоят лицом к лицу, кавалер спиной в центр. Кавалер левой рукой держит правую руку дамы.

Английский контрданс начала XX века.
Источник: Robert Morris Crompton. Theory and Practice of Modern Dancing. 1901. с.83
Исходное положение: колонна, двупарный сет. Танец может исполняться как «волной», так и одновременно с каждой нечетной пары.

Источник: E. Giraudet. Journal de la danse, № 35, Paris, 1906, c.921 Автор: С.Я. Холачев, Одесса, 1901 Реконструкция: Стратилатов Борис (Бодхи), студия «Зазеркалье». Музыка: 2/4, комп. J.V.L… (?) танец занимает 16 тактов музыки. Исходное положение: Партнеры стоят лицом к лицу, кавалер в правой руке держит левую руку дамы, свободные руки на бедрах. Описание танца: Такт […]

Источник: С.Я. Холачев. Новый салонный танец Pas de deux (Tyrolienne), Одесса, 1903г.
Реконструкция: Стратилатов Борис (Бодхи), Студия «Зазеркалье»
Музыка: 3/4, вальс. Темп Moderato, схема содержит 16 тактов музыки.
Исходное положение: Партнеры стоят лицом друг к другу, кавалер правой рукой держит левую руку дамы, левой рукой — правую.

Источник: В.Ф. Левинсон. Valse Louis XV, СПб, Северная Лира, 1900
Реконструкция: Стратилатов Борис (Бодхи), Студия «Зазеркалье».
Музыка: 3/4, Вальс, композиция занимает 16 тактов. В оригинале используется вальс Галимберти, оп. 445. Автор указывает, что танец исполняется медленно.

Парные танцы возникли очень давно – первые упоминания о них в Европе относятся к XI веку, хотя в то время самыми популярными народными танцами были танцы хороводные/круговые (например, кароль ): все участники держатся за руки, образуя либо замкнутый круг, либо цепочку.

Постепенно, однако, цепочка начала распадаться, и в позднем Средневековье, наряду с хороводными, начинают распространяться и парные танцы: танцоры стоят уже не по одному, а парами, соприкасаясь руками.

Пары выстраиваются в затылок друг другу, образуя, опять-таки, либо круг, либо цепочку.
Но набор движений пока очень прост: шаги, легкие прыжки, покачивания корпуса, движения рук, иногда элементы пантомимы.

средние века и возрождение

Эти изменения особенно хорошо наблюдать на примере – самого популярного танца XVI–XVII вв. Первоначально – это народный круговой танец. Но постепенно он становится парным, и начинает танцеваться не только на народных праздниках, но и на аристократических балах: бальный отличается от народного большей плавностью, большим количеством реверансов и большей церемонностью.

Из бранля фактически выросли все последующие бальные парные танцы (в первую очередь , , ).

Собственно, вплоть до конца XIX века история парных танцев – это история . Социальных танцев в современном значении слова еще не существовало, было разделение только на бальные и народные танцы, причем в обоих направлениях существовали как танцы, основанные на твердой последовательности движений, так и танцы импровизационные.

Считается, что бальные танцы как таковые возникли (из народных) в Италии в XIV веке, однако уже через пару столетий законодательницей в этом отношении стала Франция.

xvii-xviii века

Именно во Франции, по инициативе Людовика XVI, в 1661 году была основана Королевская Академия танца (l"Académie royale de danse), которая должна была изучать существовавшие в то время танцы и определять правила, движения и формы исполнения их на балах.

Бальные парные танцы XVII–XVIII вв. – танцы церемонные и величественные.
Они танцевались на аристократических балах, в парадных и тяжелых нарядах.

Самым главным салонным танцем того времени был , основными чертами которого были чопорность и торжественность.

Определенным этапом на пути становления бальных танцев стала - благодаря своему сравнительно энергичному ритму, она позволила найти новые танцевальные формы и стала выгодна отличаться от величавых и .

Важной вехой в становлении парных танцев стало появление в XVII веке контрданса : это позволило включать в танец большее число участников.

Контрданс – это общее название для целого ряда танцев (, гросфатер , экосез и др.), в которых принимает участие любое четное количество пар, а танцевальные фразы последовательно повторяются то одной, то другой линией танцующих.
Эти танцы предполагают большее разнообразие ритма и движений.

Кроме того, в XVIII веке была постепенно перестают быть исключительно привилегией аристократии - опять-таки, новатором в этом плане была Франции, где в 1715 году состоялся первый общественный платный бал, а в 1768 году было открыто первое специальное помещение для бальных танцев.

xix век

В XIX веке ситуация изменилась. Балы стали более массовыми, одежда – более легкой, музыка и танцы – более быстрыми.

Появились , , , наконец, родился новый танец, изменивший представления о парном танце вообще – .

Если раньше в парном танце кавалер и даме едва касались друг друга руками, то сделал допустимым объятие (то, что мы сейчас называем закрытой позицией) – именно поэтому он в начале своего существования не слишком одобрялся ни церковью, ни государством. Но постепенно приобрел огромную популярность в Европе.

Все большую распространенность в XIX веке получили и общественные балы, которые стали устраиваться и в специальных помещениях, и в городских парках - для всех слоев населения.

Кроме того, парные танцы начали испытывать новые влияния.
Если до этого основным источником новых танцев и движений становились танцы народов Европы, то теперь прибавилось влияние Американского континента: появились , , . Это ознаменовало появление новой эры - .

хх век

история парных танцев

иллюстрации

Иллюстрации для этого раздела были взяты с сайтов музеев изобразительных искусств и из виртуальных галерей.


May. 5th, 2008 | 02:50 pm

Тема оригинального танца этого сезона - ритмы 20-х, 30-х и 40-х.
Я не разбирась в танцах, но... вопщем Яндекс и Гугль великая весч!

Джайв (англ. jive, слово неясного происхождения; предполагают, что может быть из негритянского сленга с первоначальным значением "хитрость, обман"). Развитие джазовой музыки способствовало возникновению новых танцевальных движений, рожденных синкопированными джазовыми ритмами. Как результат - появились так называемые джазовые танцы, в 20-х годах - свинг и регтайм, в 40-х - буги-вуги, би-боп и рок. С приходом на эстраду электроинструментов изменилась манера исполнения музыки и танцев, и этот период совпал с рождением рок-н-ролла, популярность которого достигла своего пика в 60-е годы. В конце 80-х рок-н-ролл возродился в синтезе с элементами акробатики. А сам джайв происходит от акробатического танца "Джиттербиг", движения которого, со временем упростившись, стали доступны для массового исполнения. Темп быстрый, энергичного характера. Необычным в танце является то, что движения в танце занимают полтора такта, что создает определенные трудности при разучивании.

Далее Фокстрот (англ. fox "лиса" и trot "быстрый шаг", название связано с фамилией американского актера Гарри Фокса, придумавшего этот танец) - бальный парный танец, возникший из регтайма, тустепа и уанстепа. Танец появился в Европе в начале 20-х годов. Американский танец получил развитие в Англии, где тщательно оберегался от капризных влияний быстро сменяющихся джазовых ритмов и пластики. Танец строгих линий и вместе с тем позволяющий импровизировать, меняя сочетание движений и их очередность, быстро распространился по всем странам Европы.
Разновидности фокстрота:
Слоуфокс - (англ. slow "медленный", fox "лиса") - медленный танец со скользящим длинным шагом. Разновидность фокстрота. Этот танец считается трудным, так как требует хорошего равновесия и постоянного контроля за каждым движением. Чтобы исполнять его грациозно партнеру и особенно партнерше нужна длительная тренировка. Считается, что умеющий танцевать слоуфокс, легко освоит и остальные танцы, т.к. при его изучении вырабатывается плавность и мягкость шага.
Квикстеп - (англ."быстро" и "шаг") - разновидность фокстрота. Английский по происхождению, квикстеп заменил старый фокстрот, который был популярен в 30-е годы и представлял прекрасный образец быстрого танца. Квикстеп сложен своим темпом и ритмическим рисунком. Богатый вариациями, квикстеп принято считать "малой грамматикой" европейской программы бальных танцев.

Также в первой половине XX века был очень популярен Пасодобль (пасо добле) (исп. paso doble "двойной шаг") - испанский танец, эмоциональный. Происхождение этого танца связано с испанскими народными праздниками - фиестами, во время которых происходили знаменитые бои быков - корриды. На этих праздниках исполняли массовые народные танцы, и самым популярным среди них был пасодобль. Танец широко распространился в странах Латинской Америки, а затем получил признание и в Европе, но уже как бальный танец. Сюжет танца и его движения отражают бой с быком, где партнер является тореадором. С первого взгляда не производит впечатление сложного танца. Но для отражения характера танца требует отличное исполнение техники ведения в паре, работы стоп и корпуса.

Румба (исп. rumba, ср. исп. rumbo "путь, курс, румб") - бальный парный танец. В начале 30-х годов в танцевальных залах Европы стали исполнять танец кубинского происхождения - румбу. Этот красивый и чувственный танец сразу завоевал сердца любителей бальных танцев. В прошлом слово "румба" означало "праздник танцев" у черных рабов. Со временем эти словом начали называть определенный ритм и танец. Возникшая на на Кубе, она исполнялась парой или солистом в центре круга зрителей. Хореографический рассказ о взаимоотношении мужчины и женщины. Первоначально стремительная, румба стала более медленной и сдержанной. В настоящее время популярны три вида румбы: квадратная, румба-болеро, кубинская румба. Стандартизированная англичанами кубинская румба, или так называемая "мамбо-болеро", представляет вариант современного бального танца. Она требует прежде всего хорошего чувства ритма, владения равновесием, координации движений. Кубинская румба по схеме шагов и фигур близка к танцу ча-ча-ча, но исполняется в другом ритме и в другой манере. Ритм мягкий, но энергичный, характерна некоторая плавность

|

Comments {3}

(no subject)

from: murrinka
date: May. 5th, 2008 01:28 pm (UTC)

по поводу Джайва. Всё совсем не так:)

Джайв - это бальный вариант того, во что превратился свинг. В начале 20-х годах в танцзалах танцевали фокстрот, а в бедных домах на закрытых вечеринках так называемые дрэги - медленные, чувственные танцы (обжимались, короче:) , так же существовали смешные танцы-подражания всякие блэк-боттом, кейкуок, и пр. которые танцвались под регтайм. Потом дикую популярность получил чарльстон. Впоследствии, в самом конце 20-х годов вслед за музыкой, в которой на передний план вышел свинг, видоизменились и танцы. Появились свинг-танцы, самый популярный из них линди хоп (он же позже назывался джиттербаг, а не джиттербиг). Он был дико популярен в то время, молодеждь набивалась в танцзалы тысячами. Позже в Америке пошли ветки свинга восточного побережья и западного побережья, довольно сильно различающиеся между собой. Еще был такой танец бальбоа, из Калифорнии.

Во время войны американские солдаты перенесли эту "заразу" в Европу, где в конце 40-х танец опять видоизменился в соответствии с музыкой (появились рокабилли и рок-н-ролл) и стал называться буги-вуги, потом рок-н-ролл (акробатическая ветка которого потом стала чисто соревновательным спортивным видом, потряв всякое сходство с исходным вариантом), а потом превратился в твист, шейк (сольные, не парные танцы) и затух.
Возрождение он (линди хоп) получил лишь в 80-х годах. И сейчас опять очень популярен по всему миру (в нашей школе тоже преподается, www.msds.ru)

А джайв - это лишь то, какое отображение вся эта история нашла в бальном наборе танцев. Наибольшее влияние на его создание оказал свинг восточного побережья, но и от него осталось довольно условная видимость.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама