THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Трансильвания - историческая область в , классический пример региона со сменой геополитического и социокультурного кода.

Восточные и Южные Карпаты образуют горный клин с наибольшей высотой в 2544 метра. Эта природная граница на протяжении веков защищала Трансильванское плато с востока и юга.

О фракийском племени даков, населявшем Трансильванию, упоминает древнегреческий историк и географ Страбон. Воинственные даки совершали набеги на Римскую империю. Император Траян, в честь которого названы сооруженные им заградительные валы на северо-восточной границе империи, разбил даков. Римская провинция Дакия с золотыми приисками вначале 3 в. н.э. стала одной из самых богатых. Но во время Великого переселения народов Трансильванию заняли готы и провинция пришла в упадок. По одной из версий современные румыны являются потомками романизированных даков.

С 12 века Трансильвания стала частью Венгерского королевства, началась активная колонизация земель венграми, влахами и немцами. В результате колонизации Трансильвании венграми (мадьярами) сформировался местный венгерский субэтнос секеев, известных как отважные воины (напоминают русских и украинских казаков).

В 1211 году венгерский король для защиты восточных границ от степных орд (половцев) пригласил в Трансильванию рыцарей немецкого Тевтонского ордена, которые остались не у дел после свёртывания крестовых походов. Рыцарям были даны налоговые и торговые преференции. Орден возвёл на границе у карпатских перевалов крепости Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт (ныне Брашов). Благодаря удачному географическому положению на торговых путях с Молдовой и Валахией Кронштадт стал крупным экономическим центром Трансильвании.

В 1241 году в битве при Мухитатаро-монгольская орда под предводительством хана Батыя нанесла поражение венгерским войскам, а король Бела IV бежал в Далмацию. В дальнейшем в Трансильвании в Карпатах установилась граница с , а впоследствии – с Золотой Ордой или точнее с Буджаком (западный «угол» Золотой Орды).

В средневековье Трансильвания обладала автономией в Венгерском королевстве. В 1438 году немецкие колонисты вместе с мадьярами и секеями составили союз трех наций, управлявший Трансильванией до конца 18 века. В 16 веке немецкие колонисты приняли лютеранство, и княжество Трансильвания становится оплотом лютеранства на юго-востоке Европы.

В 1562 году произошло сражение при Мохаче, где Османская империя нанесла сокрушительное поражение войскам европейской коалиции, объединяющей венгров, чехов и хорватов. Была образована Османская Венгрия (1526 – 1699), в которой часть венгров, чей исторический социокультурный финно-угорский код частично заимствовал обычаи у тюркских народов, отнеслись к османам как к освободителям от засилья местных феодалов. Трансильвания признала верховенство турецкого султана, и получала политические дивиденды из противостояния и империи.

В 1687 году после неудачной осады турками Вены Трансильвания была занята австрийскими войсками, в 1711 году ликвидирована местная государственность. Начался процесс окатоличивания региона. После образования Австро-Венгерской империи Трансильвания вошла в состав Венгерского королевства.

На протяжении первой половины двадцатого столетия Трансильвания трижды меняла юрисдикцию. После окончания Первой мировой войны мирный договор, подписанный 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце в парижском предместье Версаль, лишил Венгрию две трети территории и населения, включая 3 млн. этнических венгров. К Румынии отошли Трансильвания и восточная часть Баната, к Сербии - Бачка и западная часть Баната, к Чехословакии - Словакия и Подкарпатская Русь, к Австрии - Бургенланд. Сегодня в Будапеште не только историки считают, что Венгрию «распяли» в Версале. Если «концерт великих держав» на Берлинском конгрессе 1878 года ставил целью сохранить баланс сил в Европе с учетом противовесов, Трианонский мирный договор 1920 года действовал в интересах держав победительниц.

В 1940 г. на основании Венского арбитража Третий Рейх по-братски поделил Трансильванию между своими союзниками – Венгрией и Румынией. Северная Трансильвания была передана Венгрии.

«Геополитика сверхдержав»

Глава 36. Венгрия, Трансильвания, Молдавия и Валахия в XVI - первой половине XVII в. (Гусарова Т.П.)

§ 1. Венгрия и Трансильванское княжество

К началу XVI в. в состав Венгерского королевства входили Среднее Подунавье, Словакия, Закарпатская Украина, Трансильвания, Хорватия, области в Славонии, Сербии, Боснии. Эти земли населяли венгры, секеи * , словаки, словенцы, сербы, хорваты, влахи, русины, немцы. С середины XV в. под напором турок усилилась иммиграция с Балкан славян и других народов. К началу XVI в. из 3,5-4 млн. населения королевства около четверти составляли невенгры.

* (Секеи - одна из этнических венгерских групп в Трансильвании, несшая пограничную службу и пользовавшаяся за это привилегиями. )

Основой экономики оставалось сельское хозяйство. Треть пригодных для него земель использовалась под хлебопашество и виноградарство, остальные - под скотоводство. Известной областью разведения крупного рогатого скота была Среднедунайская низменность (Альфельд). В XVI в. спрос на продукцию сельского хозяйства вырос как внутри страны, так и за ее пределами. Вывоз скота и продуктов животноводства составил одну из основных статей внешней торговли. Городское развитие - хотя и сделало определенные успехи - отставало от западных стран. В Венгерском королевстве самые крупные города имели 8-10 тыс. населения. Но и таких было мало. В целом ни города, ни многочисленные рыночные местечки не были в состоянии обеспечить потребности страны в ремесленной продукции. Она ввозилась из-за границы. В первой четверти XVI в. европейское значение приобрела резко возросшая продукция словацких рудников, попавших в руки южнонемецких предпринимателей, в первую очередь Фуггеров, деятельность которых на первых порах носила раннекапиталистический характер.

В условиях выгодной рыночной конъюнктуры феодалы активно включались в торговлю продуктами сельского хозяйства, вытесняя из нее крестьян. Для этого они требовали с крестьян натуральные платежи (девятину), которые по новым законам (1498) стали распространяться и на жителей городов и рыночных местечек (сельских городов), арендующих землю у феодалов. Многочисленные таможни и высокие пошлины затрудняли крестьянскую торговлю. В то же время часть феодалов получила право беспошлинной торговли. Ухудшался правовой статус крестьян. Даже занявший в XV в. место свободного выхода (перехода) вывод крестьян из одного поместья в другое, совершавшийся, как правило, по инициативе феодала, стал затруднительным. Рыночные местечки лишались налоговых привилегий и самоуправления.

Нарастание феодальной реакции сопровождалось усилением в стране анархии. После смерти Матьяша Корвина венгерский престол достался чешскому королю Владиславу (Уласло II) из династии Ягеллонов (1490-1516), который был вынужден отказаться в пользу магнатов от всех нововведений Матьяша, направленных на централизацию государства. Опустела казна, так как феодалы добились освобождения от ряда платежей. В залоге у них оказались многие королевские рудники, рыночные местечки. Перестало существовать постоянное наемное войско - знаменитое "черное войско" Матьяша. Магнаты получили исключительные права в королевском совете. Одновременно укреплялись экономические и политические позиции мелкого и среднего дворянства, которое было недовольно как политикой магнатов, так и королем. Борьба между дворянами и магнатами за власть составляла характерную черту внутриполитической жизни Венгерского государства в первой четверти XVI в., что ослабляло его перед лицом растущей турецкой опасности. Не имея прочной поддержки внутри страны, Ягеллоны - Уласло II и Лайош II (1516-1526) - связывали себя все большими обязательствами с Габсбургами. Анархия делала крестьян беззащитными перед произволом феодалов. В этих условиях в Венгрии вспыхнуло крупнейшее в средневековой Европе крестьянское восстание.

Крестьянская война 1514 г. Поводом к выступлению послужило провозглашение весной 1514 г. примасом венгерской церкви кардиналом Тамашем Бакоцем крестового похода против турок. Для участия в нем в разных местах страны собрались десятки тысяч вооруженных крестьян, надеявшихся получить обещанное отпущение грехов и вечное спасение, а также обогатиться в походе. Однако помимо этого, как и в прежних крестовых походах, участие крестьян выражало стихийный социальный протест, надежду на лучшую долю. Среди крестьян в ожидании общего выступления росло недовольство феодалами, усиливавшееся тем, что они жестокими мерами препятствовали вступлению своих крестьян в крестоносное войско. Это способствовало перерастанию задуманного церковью мероприятия в антифеодальное выступление.

Во главе восставших встал воин-профессионал мелкий дворянин Дьердь Дожа. Восстание охватило" большую часть страны. Но особенно выдающуюся роль играли в нем деревни и рыночные местечки Альфельда, население которых, связанное с товарным производством, особо остро ощущало на себе результаты наступления феодалов. К крестьянам присоединились хайдуки * , городская беднота, мелкое дворянство, низшее духовенство, выдвинувшее многих вождей и идеологов движения. Волнения охватили горняков на рудниках Словакии и Трансильвании. В то же время бюргерство - в своем большинстве немецкое - враждебно отнеслось к восстанию.

* (Хайдуки - низший слой воинов в эпоху антиосманских и антигабсбургских войн. Ведут происхождение в основном из беглых крестьян, пастухов, а также из разорявшегося в войнах мелкого дворянства. Оформились во второй половине XVI в. )

Общая численность восставших предположительно достигала 100 тыс. человек. Но действовали они разрозненно. Известно восемь наиболее крупных отрядов. Главный из них - под руководством Дожи, - покинув лагерь крестоносцев под Пештом, двинулся через Альфельд к Трансильвании. Восставшие одержали ряд значительных побед и уничтожили армию темешского ишпана * Иштвана Батори. Крестьяне нападали на замки и монастыри, расправлялись с особо ненавистными феодалами, сжигали налоговые списки и документы, фиксирующие их повинности, преследовали сборщиков налогов и пошлин. Предводители восставших призывали к свержению власти господ и установлению всеобщего равенства, отрицали церковную десятину, требовали раздела земель церкви между "крестоносцами", предполагали оставить в стране лишь одного епископа. Они не признавали ничьей власти, кроме власти короля. Феодалы воспользовались раздробленностью сил восставших и подавили один за другим очаги Крестьянской войны. В середине июля трансильванский воевода Янош Запольяи разбил войско Дожи под Темешваром. Дожа был схвачен и подвергнут мучительной казни: победители посадили его на раскаленный железный трон и "короновали" раскаленной железной короной. Однако сопротивление феодалам продолжалось в разных районах до конца октября.

* (Ишпан -должностное лицо, назначавшееся королем из представителей знати для руководства комитатом (областью). )

Победив крестьян, феодалы приняли в ноябре 1514 г. антикрестьянский закон, лишавший крестьян свободы и прикреплявший их к земле. Тогда же королевским юристом Иштваном Вер-беци был составлен свод обычного феодального права ("Трипар-титум"), по которому единственными полноправными гражданами и собственниками земли объявлялись дворяне и магнаты. И хотя в последующих декретах крестьянский вывод возобновлялся, закон 1514 г. на практике усиливал бесправие крестьян.

Битва при Мохаче и распад Венгерского королевства. В 1521 г. турецкий султан Сулейман I захватил Белград - ключ к Венгерскому королевству. Однако господствующий класс Венгрии, занятый борьбой за власть, не спешил отражать турецкое наступление. Катастрофа разразилась 29 августа 1526 г. в битве у Мохача. Хорошо вооруженному, дисциплинированному 80-тысячно-му османскому войску противостояло 23-тысячное, наспех собранное, не имевшее единого руководства венгерское феодальное ополчение. Венгры потерпели сокрушительное поражение. Те, кто не погиб в сражении, были зарублены при бегстве или утонули в болотах, находившихся в тылу венгерских позиций. Такая участь постигла и 20-летнего Лайоша II. Страну охватила паника. Не встречая организованного сопротивления, Сулейман I прошел до Буды, подвергнув страну страшному разорению. Надвигавшаяся зима вынудила его покинуть Венгрию.

Хотя в 1526 г. османы не подчинили Венгрию, поражение при Мохаче стало поворотным пунктом в ее истории. После гибели Лайоша II враждующими феодальными группировками на венгерский престол были выбраны сразу два короля: ставленник дворян и части магнатов крупнейший магнат, палач Крестьянской войны Янош Запольяи (1526-1540) и младший брат императора Карла V Фердинанд (1526-1564). Сторонники первого видели спасение государства от османов в "национальном" короле, второго - в союзе с Габсбургами. Непрекращавшиеся соперничество и войны между королями лишь ослабили государство перед растущим натиском Порты, которую конкуренты к тому же использовали в своей борьбе за власть. В 1529 г. по просьбе Яноша Запольяи, изгнанного в 1527 г. Фердинандом из Венгрии, в страну вторглись войска султана и восстановили Запольяи на престоле. В 1532 г. турки вошли в Венгрию с намерением пройти через нее к Вене. Героическое сопротивление небольшой крепости Кесег на западной границе королевства почти на месяц задержало продвижение захватчиков и вынудило их отказаться от дальнейшего похода на Вену.

В 1538 г. между обоими королями был заключен мир, признавший власть каждого на занятой им территории. В то же время предусматривалось объединение королевства под властью Фердинанда после смерти Яноша Запольяи. Однако в 1540 г. после рождения у Запольяи (который вскоре умер) сына Яноша Жигмонда конфликт вспыхнул с новой силой. Сторонники Яноша обратились за помощью к султану, и он воспользовался этим предлогом для нового вторжения и захвата Венгрии.

В 1541 г. пала столица Венгерского королевства Буда, и оно перестало существовать как единое государство. В борьбе за Венгрию столкнулись две крупнейшие военно-политические силы - Германская и Османская империи. При сложившемся внутри- и внешнеполитическом положении Венгерское королевство не смогло отстоять свою целостность и самостоятельность. Последовал 150-летний период его раздела. Венгрия распалась на три части. Все Среднее Подунавье вошло в состав Османской империи как одна из ее провинций. Узкой полосой с запада на северо-восток тянулись земли, попавшие под власть Габсбургов (так называемая королевская Венгрия). На востоке возникло Трансильванское княжество - вассал Порты, - переданное султаном Яношу Жигмонду (1540-1571).

Габсбургская Венгрия. Западная часть Венгрии, попав под власть Габсбургов, формально оставалась самостоятельным королевством. Однако в действительности она все больше превращалась в провинцию многонациональной, медленно централизующейся Австрийской империи. Управление Венгрией осуществлялось под эгидой столичных (венских) властей как через общегосударственные органы (дворцовый, тайный, военный советы, дворцовую канцелярию), так и через те, которые непосредственно управляли Венгрией (венгерские наместнический совет, канцелярию, казну). Тем не менее Фердинанду и его преемникам в их абсолютистских устремлениях не удалось полностью сломить силу венгерских сословий, так как, не имея прочной материальной базы, центральная власть была вынуждена постоянно обращаться к ним за финансовой поддержкой. Поэтому в Венгрии продолжало собираться государственное собрание, основной функцией которого стало вотирование налогов. В обмен на субсидии Габсбурги были вынуждены санкционировать произвол венгерских феодалов в отношении крестьян.

С середины XVI в. в Венгрии, особенно в плодородных зерновых западных районах, широко распространились домениально-барщинные хозяйства, что было вызвано прежде всего потребностями внутреннего рынка при необходимости снабжать провиантом войско, гарнизоны, дворы крупных феодалов. Становление домена сопровождалось расширением барщины. В 70-е годы XVI в. она выросла до 2-3 дней в неделю. Зависимые крестьяне были лишены каких-либо прав на землю, подчинялись поместному суду; были крайне ограничены возможности их вывода. Правда, в отличие от других центрально- и восточноевропейских стран венгерскому дворянству не удалось добиться полной ликвидации вывода крестьян. Это своеобразие объясняется прежде всего тем, что в разных природно-географических районах страны, определявших преобладание той или иной отрасли сельского хозяйства, не сложилось единой законченной барщинно-домениальной системы (а местами она совсем не распространилась). Кроме того, в условиях постоянной военной опасности и войны феодалы были вынуждены идти на уступки крестьянам из-за боязни их бегства. Наконец, в прикреплении крестьян к земле было в большей степени заинтересовано мелкопоместное дворянство, ощутимо страдавшее от потери даже одного-двух работников, в то время как магнаты, напротив, стремились привлечь на свои земли рабочие руки. Вследствие этого отношение к крестьянскому выводу в немалой степени определялось расстановкой сил в отдельных областях между магнатами и мелкопоместным дворянством.

В среде крестьянства шло расслоение. Верхушка стремилась выйти за пределы надельной системы, связанной с крепостными повинностями: приобретала участки целины, виноградники, брала в аренду пустующую пашню, разводила скот на продажу. Такие хозяева могли откупиться от барщины. В XVII в. они составили категорию крестьян, наделенную правом свободного перехода. В деревнях выросло число малоземельных и безземельных крестьян, особенно в связи с тем, что феодалы иногда прибегали к сгону крестьян с земли, обращая ее в домен. Чтобы прокормиться, они были вынуждены браться за сезонную работу.

Негативные изменения в аграрном строе, феодальная реакция приводили к упадку городов и горнорудных промыслов в габсбургской Венгрии. Углублялась диспропорция между ремеслом и торговлей. Некоторые ремесленные специальности исчезали. В то же время заметно выдвинулись занятия горожан в сфере сельского хозяйства. Отрицательно сказались на городах наступление короны и феодалов на городские привилегии и самоуправление, разорительные налоги и военные контрибуции.

Заметные изменения произошли в структуре господствующего класса. Отчетливо выделялись своим экономическим и политическим могуществом магнаты (бароны). В поместьях полутора-двух десятков магнатов проживало до половины крепостных. Этой группе после долгой борьбы с дворянами удалось оттеснить их на задний план в политической жизни. Резко выросла численность мелкопоместных дворян. Их ряды пополняли дворяне-беженцы из захваченных османами областей, а также аноблированные воины. Эти однодворные или безземельные дворяне поступали на службу к магнатам. Так укреплялись вассально-сеньориальные связи, просуществовавшие до изгнания турок.

Габсбурги рассматривали Венгрию как заслон для наследственных австрийских владений от османов и занимались ее делами лишь настолько, чтобы не допустить ее завоевания. Тем не менее остановить продвижение завоевателей не удавалось и территория Венгрии постоянно сокращалась. Ее население страдало от больших государственных налогов и феодальных повинностей, обязанности содержать войска, от феодальной анархии, от войн, от грабежей и насилий не только чужих, но и своих армий.

Венгерские земли под властью Порты. Занятая турками территория бывшего Венгерского королевства вошла в состав Османской империи и в соответствии с ее военно-административным устройством была поделена на вилайеты (провинции) и санджаки (округа). Во главе вилайета стоял бейлер-бей, который обычно имел титул паши. Санджаком управлял бей. Бейлер-бею принадлежала административная, военная, судебная и церковная власть. При нем функционировал совещательный орган - диван. Среди должностных лиц турецкой администрации важную роль играл дефтердар, руководивший налоговой службой. В Венгрии было организовано пять вилайетов: в 1541 г. - будайский, позже - темешварский, эгерский, канижайский, варадский. Наместником султана был будайский паша. Ранг везиря давал ему право надзора над другими венгерскими вилайетами и ведения переговоров с иностранными державами.

Вся земля являлась собственностью султана. Ее пятая часть находилась в непосредственном ведении казны (хас). Из этого фонда временно наделялись землей (вернее, доходами с нее) государственные чиновники. Остальная часть раздавалась на время службы воинам-сипахиям. Стремясь не допустить формирования наследственного землевладения, которое могло усилить сепаратистские тенденции провинций, султан часто перемещал как сипахиев, так и высших должностных лиц. Например, в будайском вилайете за 145 лет сменилось 99 пашей. Эта политика вела к хищнической эксплуатации подвластного населения, поскольку обладатели земель и должностей стремились в кратчайшие сроки получить максимум доходов.

Вместе с завоевателями на территорию бывшего Венгерского королевства пришли исламизированные выходцы с Баклан: сербы, боснийцы, греки, болгары, влахи и другие, пополнявшие ряды пограничного воинства, гарнизоны захваченных османами крепостей; много было купцов и торговцев.

На немусульманское население (райя) налагались тяжелые повинности и налоги: в пользу казны - харадж (с владельцев недвижимости), джизье (подушный), церковная десятина; со всех землевладельцев-христиан взимался налог испендже. Существовало много других налогов. До 40 дней в году отнимали отработки в пользу государства. В результате отсутствия постоянных, твердо определенных границ между "турецкой" и габсбургской Венгрией сложилась широкая пограничная полоса, население которой платило налоги и туркам, и Габсбургам. Тяжесть податного бремени усиливалась беззакониями и злоупотреблениями со стороны фиска.

Безжалостная эксплуатация местного населения, опустошительные войны приводили к печальным последствиям. Исчезали целые деревни, пашни, виноградники. Их место занимали пустоши, болота. Более чем втрое сократилось население. Оно попадало в рабство, бежало в не занятые турками области, истреблялось в войнах.

Переживали упадок города. Строительство в них не велось, здания ветшали, разрушались. Деградировало ремесло. Несмотря на то что турки поощряли торговлю, ее масштабы сократились, а характер (преобладание внешней торговли, экспорт скота, импорт ремесленных изделий) отражал неразвитость экономики. Несколько особняком стояли рыночные местечки Альфельда, расширявшие размеры товарного скотоводства и богатевшие на нем благодаря как раз увеличению заброшенных земель.

Трансильванское княжество. Оно включало в себя территории собственно Трансильвании и венгерских затисских областей. Как вассал Порты оно платило дань султану и не могло вести самостоятельной внешней политики. По форме правления Трансильвания была сословно-представительной монархией. Князь выбирался государственным собранием, в котором наряду с венгерскими магнатами участвовали представители трех привилегированных "наций" - венгерского дворянства, патрициата саксонских (немецких) городов и феодализировавшейся верхушки секеев. Влахи, составлявшие в конце средневековья значительную часть населения Трансильвании, не входили в число привилегированных "наций" и за редким исключением не участвовали в государственном собрании и не обладали политической властью в стране. Влашское дворянство было представлено лишь в местных сословных органах управления. Сословное представительство играло здесь большую роль, чем в габсбургской Венгрии, благодаря сильным позициям мелкого и среднего дворянства. Они не допустили превращения княжеской власти в наследственную. Тем не менее в Трансильвании в целом успешно шел процесс укрепления центральной власти.

В трансильванской экономике и социальной структуре общества происходили в основном те же изменения, что и в габсбургской Венгрии. Однако здесь эти процессы имели особенности. Так, феодально-крепостнические отношения в полной мере развились только в центральных областях на землях венгерских и влашских феодалов. В то же время немецкие крестьяне саксонских округов, часть крестьян влашских общин, а также секеев, несших военную службу, сохранили личную свободу. Саксонские города Трансильвании Надьсебен (Сибиу), Бестерце (Бистрица), Брашшо (Брашов) и другие не утратили значения центров ремесленного производства. Они поддерживали тесные торговые связи с Дунайскими княжествами - Молдавским и Валашским, вывозили туда ремесленные изделия, а ввозили вино, скот и другую сельскохозяйственную продукцию. Во второй половине XVI в. благодаря местной торговле и связям с центральноевропейскими странами на первое место выдвинулся Коложвар (Клуж).

Трансильванское княжество возникло в условиях ожесточенной борьбы между Габсбургами и Портой. Во второй половине XVI в. среди трансильванских феодалов были сильны прогабсбургские настроения. При Яноше Жигмонде дважды предпринимались попытки восстановить единство Венгерского государства под эгидой Габсбургов, кончавшиеся для них неудачей.

В 1571 г. после смерти Яноша Жигмонда государственное собрание отказалось признать наследственные права на Трансильванское княжество Максимилиана Габсбурга и избрало главой государства Иштвана Батори (с 1571 по 1576 г. - воевода, с 1576 по 1586 г. - князь). Иштван Батори продолжил политику предшественников, направленную на усиление центральной власти. Он признал военное значение хайдуков, создав из них воинские формирования и освободив от налогов. При Иштване Батори Трансильванское княжество оформилось как относительно самостоятельное. Были отвергнуты попытки Максимилиана II вмешиваться во внутренние дела княжества. В 1576 г. Батори был избран королем Польши под именем Стефана Батория и навсегда покинул родину.

В 1602 г. в Трансильвании установилась власть Габсбургов, показавших свои истинные намерения в отношении княжества. Действия военного правительства не отличались от действий вражеской армии в оккупированной стране. Стала очевидной необходимость сохранения независимости княжества от Габсбургов, что и определило внутреннюю и внешнюю политику трансильванских князей в XVII в. Восстанием Иштвана Бочкаи в 1604 г. начались антигабсбургские освободительные войны, охватившие и королевскую Венгрию. Бочкаи был избран князем (1605-1606).

Наивысшего подъема Трансильванское княжество достигло в первой половине XVII в. в правление Габора Бетлена (1613-1629) и Дьердя Ракоци I (1630-1648). Они смогли не только отстоять независимость Трансильвании, но и расширили ее территорию. Базой для военных и дипломатических успехов послужили мероприятия по укреплению центральной власти. Были проведены военная, административная, финансовые реформы. Бетлен вернул казне многие земельные пожалования и перестал раздавать их на основе вечного права. Государственной монополией стали доходы от чеканки монет, горных промыслов, таможен, экспортной торговли сельскохозяйственной продукцией. Бетлен поощрял развитие отечественных ремесел и торговли, приглашал из-за границы купцов и ремесленников, предоставляя им льготы. В 1627 г. договор о свободной торговле был заключен даже с враждебной Веной. Бетлен отказался от дворянского ополчения. Исходя из интересов армии, он выступал против чрезмерного обложения повинностями крестьян, против роспуска хайдукских воинских формирований, закрепощения свободных секеев. Именно они составили ядро его армии. Бетлену удалось создать независимый от сословий государственно-управленческий аппарат. Государственное собрание подчинялось ему.

В правление Бетлена и Дьердя Ракоци I Трансильванское княжество стало заметной политической силой в Центральной Европе, с которой считались другие государства. В то же время прогрессивные мероприятия внутренней политики не меняли феодальной сущности этого государства, основанного на эксплуатации крепостного крестьянства и защите классовых интересов феодалов. Не могли развиваться и раннекапиталистические отношения из-за слабости бюргерства и общей неразвитости производительных сил.

Борьба народов Венгрии и Трансильвании против османского ига. После взятия Буды в 1541 г. Порта в течение почти полутора веков не оставляла попыток полного завоевания Венгрии. В османском наступлении выделяются три этапа: походы 40-60-х годов XVI в. - время наибольших завоеваний, Пятнадцатилетняя война 1592-1606 гг. и 60-е годы XVII в.

В 1552 г. султан направил свои армии в Южную Трансильванию и Верхнюю Венгрию. Пять недель длилась осада важнейшего стратегического пункта Темешвара. Когда дальнейшее сопротивление стало невозможно, гарнизон и его начальник Иштван Лошонци сдались на милость победителей, но были вероломно ими убиты. Взятие Темешвара открыло османам дорогу в Трансильванию.

На пути в Верхнюю Венгрию войскам будайского паши Али после тяжелых боев удалось взять крепость Дрегей, которую героически защищали 150 воинов гарнизона во главе с капитаном Дьердем Сонди, выходцем из крепостных крестьян. В руки турок перешел ряд важнейших крепостей. Войска паши, во много раз превосходившие число защитников, осадили Эгер, называвшийся "воротами Верхней Венгрии". Его обороной руководил талантливый военачальник Иштван Добо. Защитники крепости, в основном ремесленники и крестьяне окрестных сел, поклялись не вступать в переговоры с врагом. Особую славу снискали в народе женщины Эгера, которые героически сражались на крепостных стенах рядом с мужчинами. Осада длилась около двух месяцев. Но город так и не дождался помощи австрийских войск. Османы не смогли овладеть Эгером и были вынуждены отступить.

В 1566 г. после восьмилетнего перемирия, заключенного в 1559 г., Порта возобновила войну с Габсбургами за Венгрию. Венгерским вспомогательным войскам, входившим в состав императорской армии, удалось одержать ряд побед. Но Максимилиан не закрепил успеха, так как берег армию на случай броска армии султана на Вену. Между тем 100-тысячное войско Сулеймана, усиленное 300 пушками, двинулось на Сигетвар, от которого открывалась дорога на Вену. Его защитники успешно действовали уже в военной кампании 1552-1559 гг., трижды отстояв свою крепость. В 1566 г. в Сигетваре находилось 2500 венгерских и хорватских воинов, руководимых хорватским баном Миклошем Зриньи. Всей стране стали известны его слова: "Нет ничего более святого, чем служить любимой родине в ее смертный час". Осада продолжалась месяц. Когда стало ясно, что крепость удержать нельзя, Зриньи с последней горсткой храбрецов вышел из нее, чтобы принять смерть в бою.

Жертва сигетварцев не была напрасной. Во время осады умер султан Сулейман и турки, потерявшие у Сигетвара четверть армии, отказались от похода на Вену. В 1568 г. между Максимилианом II и Селимом II в Адрианополе был подписан мир, по которому признавался раздел Венгрии, а Габсбурги обязывались платить Порте ежегодную дань в 30 тыс. золотых флоринов.

Таким образом, система крепостей, несмотря на большие потери, выдержала самый сильный удар врага. Однако им предстояло защитить остатки Венгрии в повседневной борьбе на границе с превосходящими силами турок-османов, ибо даже в периоды действия мирных договоров на границе не прекращались стычки, малые походы османов на венгерские территории, а венгров - на турецкие, грабеж османами городов и деревень. Жизнь пограничных районов была трудной. Воинам приходилось бороться с турками в условиях плохого снабжения оружием, продовольствием, задержки и без того мизерного жалованья. Поэтому они занимались самообеспечением, не останавливаясь перед грабежом своего гражданского населения. Помимо профессиональных воинов, набиравшихся из числа иностранных наемников и мелкого местного дворянства, на границе сражались хайдуки - частично в составе гарнизонов и императорских войск, но в основном на свой страх и риск. Господствующий класс рассматривал основную массу хайдуков как беглых крестьян, боялся их и отказывался признавать их свободу и положение в обществе.

В крепостях бок о бок с венграми сражались хорваты, словаки, влахи. Без напряжения сил венгерского и невенгерского зависимого крестьянства, несшего на себе основное бремя налогов и связанных с войной повинностей, пограничная оборона не выстояла бы.

В 15-летней войне, начавшейся между Портой и Габсбургами, вскоре сложилась сильная антиосманская коалиция, в которую вошли также Трансильванское, Молдавское и Валашское княжества. Первый период войны (до 1596 г.) ознаменовался успехами коалиции. Был освобожден ряд крепостей в Северной Венгрии, между Дравой и Савой, по линии реки Муреш в Трансильвании. Удачным был валашский поход 1595 г. трансильванского князя Жигмонда Батори, нанесшего тяжелое поражение войску великого везиря Синана у Джурджи. Готовилась осада Буды и Темешвара. Возникла реальная возможность изгнания завоевателей. Порта запросила мира. Однако император Рудольф медлил. Тем временем в 1596 г. после поражения объединенных войск Трансильвании и Габсбургов при Мезекерестшеге в Северо-Восточной Венгрии в войне наметился перелом. Пали Эгер и Канижа. Не получившие жалованья императорские войска грабили Венгрию и Трансильванию, внушая населению не меньший ужас, чем турки и татары. Имперские военно-оккупационные власти преследовали протестантов-дворян, отбирая у них имущество в императорскую казну. Война привела не к изгнанию турок, а к антигабсбургскому восстанию в Венгрии и Трансильвании под предводительством Иштвана Бочкаи. Освобождение Венгрии из-под ига Порты было отодвинуто почти на век.

Реформация в Венгрии и Трансильвании. Идеи Реформации в Венгрии и Трансильвании получили широкое распространение. Этому способствовала феодальная реакция в деревнях и рыночных местечках, распад государства и усиление феодальной анархии в стране, ужасы османских завоевательных походов, недовольство всех слоев общества политикой Габсбургов. Реформационное движение в Венгрии и Трансильвании не было монолитным; оно распалось на ряд направлений в соответствии с интересами социальных групп и классов, участвовавших в нем.

В 20-е годы XVI в. в Венгерское королевство проникли идеи лютеранства. Их приносили обучавшиеся в Виттенберге и других германских университетах студенты из Венгрии. В 1525 г. государственное собрание приняло декрет против лютеран, предусматривавший их изгнание из страны и даже казнь. Однако, несмотря на эти меры, реформационное движение ширилось. Идеи лютеранства нашли поддержку в первую очередь среди немецкого бюргерства саксонских городов Трансильвании, позже - среди венгерского и словацкого населения городов на севере страны. К лютеранству примкнули многие магнаты и дворяне. Городской патрициат и феодалов привлекала в лютеранстве возможность захвата имущества и доходов церкви. Так, в Трансильвании церковная десятина перешла в княжескую казну, а в саксонских округах - в руки немецких бюргеров. Используя право патроната, феодалы насаждали лютеранство среди своих крепостных.

С 30-40-х годов в Венгрии и Трансильвании особой популярностью стали пользоваться кальвинизм и антитринитаризм (унитаризм). Наиболее питательной средой для них явились крестьяне-то варопроизводители и торговцы рыночных местечек. В произведениях и проповедях Матьяша Девай Биро, Имре Озораи и их последователей помимо кальвинистской критики церкви звучали и социальные мотивы: сторонники новой церкви противопоставлялись папе-антихристу, простой народ - попам, господам, князьям, всякой светской и церковной власти. Народные проповедники учили, что самое большое зло - турки - посланы на Венгрию из-за произвола магнатов, алчности попов и других грехов господ. Несмотря на острую социальную направленность, эти учения не содержали призывов к революционным действиям. В них речь шла лишь о необходимости ограничить эксплуатацию, признавалось возможным направить на путь истины "плохих господ" и т. п. Очевидно, в этом сказывалась двойственность общественного положения зажиточного населения рыночных местечек - нередко эксплуататоров и эксплуатируемых одновременно.

Среди более радикально настроенных беднейших крестьян, городского плебса, горнорабочих Северо-Восточной Венгрии и Трансильвании получил распространение анабаптизм. В его социальной программе содержались идеи отрицания духовенства, неприятие налогов и таможенных пошлин, отказ служить "неверным" господам. Идеологи анабаптистов, к которым примкнули наиболее радикальные антитринитаристы Ференц Давид, Лукач Эгри и другие, проповедовали скорое наступление конца света и установление тысячелетнего царства божия, вечного мира. Однако и они считали, что эти перемены должен совершить бог, а не вооруженный народ.

Между различными направлениями Реформации во второй половине XVI в. шла борьба, которая к концу века привела к сближению и примирению лютеран, кальвинистов и близких к ним сакраментариев, стремившихся объединить идеи цвинглианства и кальвинизма. Это сближение стало возможным потому, что все они исходили из признания незыблемости существующего строя. Поэтому в Венгрии и Трансильвании уже с 60-х годов XVI в. они стали послушным орудием в руках господствующего класса, а в XVII в. протестантизм превратился в один из главных лозунгов освободительных антигабсбургских движений, возглавляемых феодалами. Стал умереннее и антитринитаризм. В то же время последователи народной Реформации преследовались.

По-разному складывались отношения между церковью и государством в габсбургской, османской Венгрии и Трансильванском княжестве. Османы не проявляли большого интереса к вероисповеданию местного населения. Более того, они весьма благосклонно относились к Реформации, поскольку видели в ней один из инструментов борьбы с Габсбургами. Поэтому Реформация беспрепятственно распространялась в деревнях и рыночных местечках в подвластных туркам областях. Княжеская власть в Трансильвании покровительствовала Реформации. В 1542 г. там была упразднена власть католического епископа. Официальное признание получили реформатская кальвинистская (1564), евангелическая лютеранская (1568), а затем унитаристская (1576) церкви. Таким образом, в Трансильвании в XVI в. сложилась система четырех признанных вероисповеданий, что в то время было необычным для Европы. Однако в их число не входило православие, традиционно охватывавшее в Трансильвании большие массы населения, в первую очередь влахов и славян. В габсбургской Венгрии протестантские церкви на протяжении XVI века так и не были признаны официально и преследовались. Протестанты добивались религиозных свобод с оружием в руках в ходе антигабсбургских освободительных войн.

С началом этих войн (1604) совпала контрреформация, проводимая Габсбургами. Военные власти преследовали протестантов, против них издавались законы. Наибольших успехов контрреформация в габсбургской Венгрии достигла в первой половине XVII в., когда поход против протестантов возглавил эстергомский архиепископ Петер Пазмань. Он придавал большое значение возвращению в католическую веру магнатов и дворян и считал, что они должны и могут определять вероисповедание своих крестьян. В целях воспитания молодежи в духе католицизма Пазмань способствовал укреплению в Венгрии позиций иезуитов, появлению их школ, коллегий, конгрегации. В 1635 г. в Надьсомбате (Трнаве) по его инициативе был открыт иезуитский университет. В ходе контрреформации часть населения вернулась к католицизму.

Антигабсбургские освободительные движения в Венгрии и Трансильвании. Хозяйничанье в Венгрии и Трансильвании наемных войск Габсбургов, нарушение прав и привилегий дворянства, религиозные преследования, упадок экономики привели в начале XVII в. к антигабсбургским освободительным движениям, продолжавшимся с перерывами более ста лет (1604-1711).

Антигабсбургские войны были широким общественно-политическим движением, сложным по социальному составу. Его возглавило боровшееся за сохранение своих сословно-феодальных привилегий дворянство, получившее поддержку народных масс (хайдуков, городского плебса, крестьян). Разделяя враждебность венгерского дворянства к Габсбургам, они боролись за независимость, так как связывали с ней надежды на улучшение своего положения.

Инициатором борьбы выступило Трансильванское княжество. Первый этап войн начался в 1604 г. с восстания Иштвана Бочкаи. В течение короткого времени его войско, основу которого составили хайдуки, освободило от императорской армии почти всю северовосточную часть габсбургской Венгрии и стало вторгаться в австрийские владения. Венгерские сословия избрали Бочкаи князем Трансильвании и Венгрии. Император Рудольф был вынужден пойти на переговоры с ним. По Венскому миру 1606 г. Трансильвании обеспечивалась независимость, а ее территория увеличивалась за счет нескольких венгерских комитатов. Венгрия оставалась под властью Габсбургов, но сословиям гарантировалось соблюдение их прав и привилегий, восстанавливалось значение венгерских государственных учреждений, утверждалась свобода вероисповедания, которая, однако, не распространялась на крестьян. Бочкаи, признавая заслуги хайдуков в освободительной войне, даровал 11 тысячам из них землю и дворянское достоинство. Когда после смерти Бочкаи (1606) феодалы попытались лишить хайдуков этих прав, те с оружием в руках защитили их.

Габсбурги нарушали данные обещания, поэтому борьба с ними возобновилась при Габоре Бетлене. Он ставил целью создание независимой национальной монархии на основе объединения Венгерского королевства с Трансильванией и его вхождение в единый государственный союз с Австрией и Чехией, ибо только так можно было надеяться на изгнание турок. Для этого Бетлен принял участие в Тридцатилетней войне в составе антигабсбургской коалиции и добился значительных военных успехов, предприняв три похода против императорских войск в 1619-1626 гг. Бетлен подчеркивал национальный характер освободительной борьбы и призывал к участию в ней все сословия "без различий лиц и религии". В 1620 г. государственное собрание Венгрии выбрало его сначала князем, а позже королем Венгрии. Однако поражение чехов у Белой Горы оставило Бетлена без союзников, а их поиски среди западноевропейских государств ощутимых результатов не давали. Испугавшись тягот войны и ослабления власти над крепостными, венгерские феодалы стали отходить от Бетлена. В такой обстановке, несмотря на военные успехи, он был вынужден неоднократно идти на переговоры с Фердинандом II. Но даже наиболее выгодный для Бетлена Никольсбургский мир 1622 г. не давал ничего принципиально нового по сравнению с Венским миром 1606 г. Сохранив за собой Трансильванское княжество, к которому временно присоединялись семь венгерских комитатов, Бетлен был вынужден отказаться от притязаний на королевскую Венгрию.

Преемник Бетлена Дьердь Ракоци I включился в борьбу с Габсбургами на завершающем этапе Тридцатилетней войны, заключив союз с Францией и Швецией. Однако Порта, не без оснований опасавшаяся усиления Трансильвании и ее объединения с Венгрией в случае поражения Габсбургов, опротестовала этот самостоятельный шаг внешней политики своего вассала и вынудила его к переговорам с Фердинандом III. Линцский мир 1645 г. распространял свободу вероисповедания на крестьянство, укреплял позиции князя в присоединенных княжествах.

Таким образом, два первых этапа борьбы за независимость не привели к освобождению Венгрии от Габсбургов, но не допустили ее полного подчинения, как это случилось с Чехией. Что касается Трансильвании, ей удалось отстоять независимость и укрепиться. В то же время народным массам, принявшим активное участие в движениях и обеспечивавшим их военные и дипломатические успехи, эти войны в целом не принесли облегчения.

Классовая борьба в Венгрии и Трансильвании. После Мохача в Венгрии, распавшейся на три части, не сложилось условий для восстаний крестьян в масштабах всей страны. Известны лишь локальные выступления. Специфику антифеодальной борьбы в это время определяли антигабсбургские и антитурецкие войны, приглушившие ее "чисто классовую" направленность и остроту. Это происходило в первую очередь потому, что участие в войнах против османов и Габсбургов наиболее беспокойных крестьянских элементов в определенной мере ослабляло накал классовой борьбы в деревне, хотя в то же время являлось выражением их классового протеста. Широко распространились побеги крестьян от феодалов. Опасность бегства крестьян, которое было трудно остановить в обстановке военной нестабильности, вынуждала феодалов ограничить эксплуатацию. Часть беглых крестьян деклассировалась и становилась хайдуками. Борьбу хайдуков за признание господствующим классом их права на личную свободу и землю можно расценивать как составную часть антифеодальной борьбы народных масс. В войнах возрастал уровень классовой организованности крестьянства: в антифеодальной борьбе оно смогло использовать свой опыт вооруженной борьбы с османами. Известны выступления, в которых оружие, поднятое против завоевателей, оборачивалось, как в 1514 г., против собственных феодалов. Но даже в тех случаях, когда организованно выступавшие против османов крестьяне не выдвигали антифеодальных лозунгов, эти движения не без основания внушали опасения господствующему классу и при первой возможности подавлялись им.

Именно так сложилась судьба начавшегося в 1526 г. движения венгерских, валашских и сербских крестьян в районе между Тисой и Мурешом под предводительством Йована Черного. Оно началось под лозунгом борьбы с турками. Йован Черный провозгласил себя царем и во главе своей хорошо организованной крестьянской армии одержал ряд побед над османами и венгерскими феодалами, двинувшимися против крестьян. Янош Запольяи и Фердинанд I использовали его в своей междоусобной борьбе. В 1527 г. движение было подавлено феодалами с помощью городского патрициата.

Как крестовый поход против турок началось в 1569 г. движение венгерских и валашских крестьян в районе Дебрецена под руководством влаха Георгэ Крэчуна (Дьердя Корачоня), объявившего себя божьим избранником, посланным для освобождения родины от турок. Идейным знаменем движения был анабаптизм. Наступление тысячелетнего царства божьего, приуроченного анабаптистскими проповедниками к 1570 г., Георгэ Крэчун связывал с бескровной победой вооруженного лишь псалмами "святого" крестьянского войска над турками. Однако когда передовой отряд десятитысячной крестьянской армии был разбит турками, руководители движения стали обвинять в случившемся присоединившихся к ним корыстолюбцев и грешников, лишенных святости. Свой гнев крестоносцы направили против патрициата Дебрецена, попытавшись захватить город и принудить отошедших от движения горожан к помощи. Георгэ был схвачен и убит, а движение подавлено феодалами и теми же горожанами Дебрецена.

В выступлениях Йована Черного и Георгэ Крэчуна сражались представители нескольких народностей. В полиэтническом государстве Габсбургов и Трансильвании, где трудящиеся в одинаковой мере страдали от своих и чужих угнетателей и поработителей, эта черта характерна для народных движений.

Антифеодальная направленность четче выражена в восстании хорватских и словенских крестьян 1572-1573 гг. под предводительством Матэ Губеца. Восстание нашло поддержку у крестьян Штирии и Каринтии. 20-тысячное крестьянское войско заняло город Штубицу и объявило Губеца "крестьянским" королем. Восставшие требовали уравнения в правах крестьян и господ, ликвидации власти феодалов, уничтожения барщины и десятины, раздела дворянских земель. Однако феодалам удалось расправиться с распавшимся на мелкие отряды крестьянским войском. Губец был казнен, как Дожа.

В 1631 г. в области Верхней Тисы, известной богатыми винодельческими местечками, вспыхнуло восстание крестьян против бесчинств императорской армии и феодального гнета. Организационной основой восстания послужили крестьянские военные комитаты (округа), созданные в целях самообороны от турецких набегов. Собравшееся близ Токая крестьянское войско избрало командиром крестьянского капитана Петера Часара, совет армии и выработало программу. Главными в ней были требования вывода императорских войск и уменьшения феодальных повинностей. Однако в вопросе о союзниках среди восставших не было единства. Представлявший верхушку крестьянства Петер Часар стоял за союз с дворянством и хотел договориться о совместных действиях с трансильванским князем Дьёрдем Ракоци I. Рядовые крестьяне, возглавляемые Имре Чукой, видели в дворянах врагов и начали вооруженную борьбу с ними. Петер Часар, отправившийся на переговоры с дворянами в Кашшу (Кошице), был схвачен и казнен. После этого восстание вспыхнуло с новой силой и кроме венгерских областей охватило значительную территорию Словакии и Закарпатской Украины. Движение было подавлено в 1632 г.

Составной частью антифеодальной борьбы были восстания секейских общин в Трансильвании в 1562, 1571 и 1595 гг., выступивших против нарушения их прав и привилегий, против угрожавших им закрепощения и увеличения повинностей. Значительной части секеев удалось сохранить личную свободу на основе несения военной службы.

Под влиянием Великой Крестьянской войны в Германии в 20-е годы XVI в. неоднократно поднимались на борьбу с городскими магистратами и владельцами рудников Фуггерами горнорабочие словацких рудников Венгерского королевства. И в XVII в. в Словакии и Трансильванском княжестве не прекращались волнения горняков, которые боролись против попыток превращения их в крепостных.

Культура Венгрии и Трансильванского княжества. После Мохача, со второй четверти XVI в., культура народов бывшего Венгерского королевства оказалась в чрезвычайно сложном положении. В Венгерском королевстве ее развитию препятствовали нескончаемые войны, религиозная и национальная политика Габсбургов, насаждавших католицизм и подавлявших формировавшееся национальное самосознание. Эти условия определили некоторые особенности венгерской культуры, в частности существование литературы, которой были присущи высокий патриотизм, острая полемичность и политическая направленность.

В венгерской латиноязычной литературе этого периода сохранились традиции гуманизма. Авторы исторических трудов Иштван Бродарич, Миклош Олах, Янош Жамбоки, Миклош Иштванфи, Дьёрдь Сереми пытаются осмыслить причины произошедшей в Венгрии катастрофы. Некоторые из них обвиняют магнатов.

Большую роль в формировании венгерского литературного языка и национальной культуры сыграла Реформация. Протестанты проповедовали на венгерском языке, открывали школы с преподаванием на родном языке, основывали типографии, первой печатной продукцией которых были венгерские переводы Библии и богослужебные книги. Создаются первые грамматики венгерского языка. Трансильванский проповедник и издатель Гашпар Хелтаи (1490-1574), прославившийся своими остросоциальными переработками басен Эзопа, дал первое систематическое изложение истории Венгрии на венгерском языке.

Интересна и значительна венгерская поэзия того времени. В стихах Петера Борнемиссы, Шебештьена Тиноди Лантоша, Яноша Римаи звучат любовь к родине, гордость ее защитниками, ненависть к врагу. Подлинным основателем венгерского поэтического языка был воин-поэт Балинт Балашши. Его любовная лирика и патриотические стихи, в которых он проникновенно писал о "трудной, но прекрасной" жизни солдат пограничья, являющих собой "пример высокой человечности и мужества", составляют одну из ярких страниц венгерской поэзии. Свою любовь к родине Балашши доказал всей своей жизнью и героической смертью при обороне Эстергома.

Крупнейшей фигурой венгерской литературы XVII в. был выдающийся поэт, публицист, государственный деятель и полководец, отпрыск аристократического хорватского рода Миклош Зриньи (1620-1664). В своих произведениях "О короле Матьяше", "Целебное средство против турецкого дурмана" и других он изложил передовую для того времени концепцию создания национального государства и проводил мысль о том, что изгнание турок должно стать делом самих венгров. Для этого Зриньи предлагал создать сильную армию, состоящую в первую очередь из крепостных крестьян. Большую известность принесла Зриньи эпическая поэма "Сигетварское бедствие", в которой он воспел подвиг своего прадеда при защите Сигетвара в 1566 г.

В годы борьбы за независимость бурно расцвела народная поэзия. Ее составной частью были песни куруцев - участников освободительных войн. Помимо патриотизма они выражали социальный протест наиболее бедных слоев общества.

К середине XVI в. восходят истоки венгерской драматургии. Она возникла как одна из форм протестантской религиозной пропаганды и борьбы с католическим духовенством. Одновременно возникает и светский театр, затрагивающий острые социальные и политические проблемы. Так, в пьесе "Электра" Петера Борнемиссы античный сюжет трактуется в духе современной автору венгерской действительности: ставится вопрос о возможности сопротивления королю-тирану. В первой национальной драме "Меньхард Балашши", написанной Каради, представлена типичная фигура периода феодальной анархии - подлый, продажный магнат.

Во второй половине XVI-в XVII в. благоприятные условия для развития культуры создались в Трансильванском княжестве, где у протестантизма были более прочные позиции. При дворе трансильванских князей нашли убежище зарубежные ученые, писатели, педагоги, внесшие значительный вклад в развитие культуры и образования. В середине XVII в. по приглашению княжеского двора в известной школе в Шарошпатаке преподавал выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский.

, западнорусский

Форма правления Выборная монархия К:Появились в 1570 году К:Исчезли в 1711 году

Кня́жество Трансильва́ния - государственное образование , существовавшее с по 1711 год на территории Трансильвании . Его территория, помимо земель Трансильванского воеводства, также включала восточную часть Венгрии - так называемый Парциум . Создание княжества связано с Шпайерским договором , однако в значительной мере в формировании образа Трансильванской монархии имел статус князя Иштвана как польского короля .

Княжество Трансильвания было символом выживания венгерской государственности , отстаивая венгерские интересы от посягательств и противопоставляя себя монархии Габсбургов , властвовавших в Венгерском королевстве.

История

Княжество Трансильвания было образовано в 1570 году , когда Янош II Запольяи отказался от своих претензий на венгерский престол по условиям Шпейерского договора и стал князем Трансильвании . Договор также признавал, что княжество Трансильвания оставалось в вассальной зависимости от Венгерского королевства .

Род Баториев пришел к власти в княжестве после кончины Яноша II в 1571 году . Он завещал свой трон своему казначею, Каспару Бекешу , но аристократия не приняла это решение и выбрала Иштвана Батори (Стефана Батория) в качестве воеводы. Это привело к короткой гражданской войне, которая закончилась победой Батория.

Трансильванское княжество, став вассалом Турции , вошло в систему подвластных султану территорий. Юридически Трансильвания сохраняла внутреннюю автономию, но не могла вести самостоятельной внешней политики, должна была выплачивать Турции ежегодную дань - харадж , поставлять Порте продовольствие, оказывать ей помощь войсками. Однако очень скоро Высокая Порта стала нарушать автономию княжества . Инициативы в области внешних сношений должны были получить одобрение Порты.

Княжества

Княжество Валахия Княжество Валахия

Молдавское княжество Молдавское княжество

Княжество Трансильвания Княжество Трансильвания

Объединённое княжество Королевство Румыния СР Румыния СР Румыния Республика Румыния

Прочие образования

Республика Банат Портал «Румыния»

К концу XVI столетия княжество насчитывало более 1 млн. жителей: около 560 тыс. венгров, около 330 тыс. влахов (33% населения; есть свидетельство источника о 25% в 1549-1573 гг.), около 90 тыс. немцев (саксов, «сасов»), около 85 тыс. представителей других этнических общностей. Во второй половине XVII в.- начале XVIII в. 45-50% населения Трансильванского княжества составляли мадьяры, 10-15 - немцы, 30-40% - влахи. К 1760 г. доля влахов равнялась уже 60%, по другим подсчетам - 66,46% .

Согласно же Джорджу Уайту, в 1600 году влахи, являвшиеся в основном крестьянами, уже составляли более 60 процентов населения . Эта теория находит поддержку у Иона Арделяну, который заявляет, что румыноязычное населения представляло "подавляющее большинство" в период правления Михая Храброго .

К 1660, согласно Миклошу Молнару, население княжества составляло 955 000 человек (с учётом населения Парциума): из них 500 000 венгров (в том числе 250 000 секеев), 280 000 влахов, 90 000 саксов и 85 тысяч сербов, украинцев и представителей других национальностей .

Карой Кочиш и Эстер Ходошиi утверждают, что венгры были доминирующей этнической группой до второй половины 17-го века, когда влахи стали большинством. Согласно их исследованиям, население княжества Трансильвания имело следующую структуру населения: в 1595 году из общей численности населения в 670 000 человек 52,2% были венграми, 28,4% являлись румынами, 18,8% - немцами; в 1720 году, из общей численности населения в 806 221, 49,6% были румынами, 37,2% - венгров, 12,4% - немцев.

Напишите отзыв о статье "Трансильвания (княжество)"

Примечания

  1. Katalin Péter, , Central European University Press, 2001, p. 27
  2. Károly Kocsis, Eszter Kocsisné Hodosi, , Simon Publications LLC, 1998, p. 106
  3. Diarmaid MacCulloch, , Viking, 2004, p. 443
  4. Instytut Historii (Polska Akademia Nauk), Historický ústav (Akademie věd České republiky), , Institute of History, Academy of Sciences of the Czech Republic, 2005, p. 338
  5. István Keul, , BRILL, 2009, p. 61
  6. Anthony Endrey, , Hungarian Institute, 1978, p. 70
  7. . - Peter Lang, 2006. - P. 99–. - ISBN 978-3-03910-570-0 .
  8. . Encyclopædia Britannica . Проверено 26 июня 2008.
  9. ; The Columbia Electronic Encyclopedia, Columbia University Press.
  10. И. Б. Греков, Л. В. Заборовский и др. . - Москва, 1984.
  11. Виноградов В. Н., Ерещенко М. Д. и др. Краткая история Румынии с древнейших времен до наших дней. - Москва, 1987.
  12. Исламов Т.М., Пушкаш А.И., Шушарин В.П. Краткая история Венгрии. - М .: Наука, 1991. - 608 с. - ISBN 5-02-009913-9 .
  13. George W. White. . - Rowman & Littlefield, 2000. - P. 132–. - ISBN 978-0-8476-9809-7 .
  14. . - Editura Academiei Republicii Socialiste România, 1983.
  15. Miklós Molnár, , Cambridge University Press, 2001, p. 113
  16. . Mek.niif.hu. Retrieved on 2012-06-01.
  17. Károly Kocsis, Eszter Kocsisné Hodosi, Ethnic Geography of the Hungarian Minorities in the Carpathian Basin, Simon Publications LLC, 1998,

См. также

Отрывок, характеризующий Трансильвания (княжество)

С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.
– Запишите, это нехорошо. Очень нехорошо, – строго сказал ему генерал с белыми усами и красным, румяным лицом.
На четвертый день пожары начались на Зубовском валу.
Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод, в каретный сарай купеческого дома. Проходя по улицам, Пьер задыхался от дыма, который, казалось, стоял над всем городом. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значения сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары.
В каретном сарае одного дома у Крымского Брода Пьер пробыл еще четыре дня и во время этих дней из разговора французских солдат узнал, что все содержащиеся здесь ожидали с каждым днем решения маршала. Какого маршала, Пьер не мог узнать от солдат. Для солдата, очевидно, маршал представлялся высшим и несколько таинственным звеном власти.
Эти первые дни, до 8 го сентября, – дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.

Древнейшие следы пребывания человека на территории Трансильвании относятся к палеолиту. Со второй половины первого тысячелетия до н.э. здесь обитали фракийские племена гето-даков, которые в 4-2 веках до н.э. объединялись в племенные союзы. В 3 веке до н.э. на территорию Трансильвании проникли кельты. В 1 веке до н.э. здесь сформировалось государство даков. С начала 2 века н.э. территория Трансильвании была подчинена римлянами, вошла в состав римской провинции Дакия. Под натиском Великого переселения народов в 271 году римляне потеряли Дакию, в 3-6 веках через Трансильванию прошли племена готов, гуннов, гепидов, аваров. В 6-7 веках на территории Трансильвании начали селиться славяне, в конце 9 века по свидетельству источников локализовалось романизированное население - влахи (волохи). В 10 веке в Трансильвании осела часть венгерских племен. В 11-12 веках Трансильвания перешла под власть королей Венгрии, селивших здесь позднее венгров-секеев (секлеров) и саксов. Тогда же в Трансильвании начался процесс феодализации. В 1241 году территория Трансильвании подверглась нашествию монголо-татар.

В 12 - начале 16 веках во главе Трансильвании стояли воеводы , обычно - венгерские магнаты. К середине 13 века в Трансильвании возникли города, в 14 веке появились цеховые организации ремесленников. Процесс закрепощения крестьян в 15-16 веках отмечен их антифеодальными выступлениями: крестьянское восстание 1437-1438 года, восстание Дьердя Дожи (1514). Основная масса трансильванских крестьян была полностью закрепощена к концу 17 века.

В 1541 году образовалось относительно самостоятельное Трансильванское княжество, признавшее сюзеренитет турецкого султана. В конце 16 - начале 17 веков Трансильвания вместе с Валахией и Молдавией короткое время находилась под властью господаря Михая Храброго . В течение всего 17 века Трансильвания являлась объектом борьбы между Габсбургами и Османами, играла значительную роль в борьбе Венгерского королевства против Габсбургов. В 1687 году войска Габсбургов оккупировали территорию Трансильвании. На Карловицком конгрессе (1698-1699) Габсбурги добились международного признания своей власти над Трансильванией. Антикрепостнический характер носило Трансильванское крестьянское восстание 1784-1785 годов. После подавления восстания император Иосиф II Габсбург издал в 1785 году акт об отмене личной крепостной зависимости крестьян, однако через пять лет этот акт был аннулирован. Во время Венгерской революции 1848-1849 годов трансильванские крестьяне захватили часть помещичьих земель. В 1854 году власти подтвердили личную свободу крестьян, за которыми закрепили земли, захваченные ими в ходе революции 1848-1849 годов. С образованием в 1867 году Австро-Венгерской монархии Трансильвания была включена в состав Венгерского королевства. В конце 1860-х годов в Трансильвании появились первые рабочие ассоциации. В 1881 году была основана Румынская национальная партия Трансильвании, требовавшая автономии Трансильвании в рамках Австро-Венгрии, национального равноправия румын.

С начала 20 века развернулась политическая борьба трансильванского пролетариата , под влиянием Первой русской революции (в Трансильвании 15 сентября 1905 года была проведена всеобщая политическая забастовка с требованием введения всеобщего избирательного права. 31 октября 1918 года население Трансильваниии поддержало общевенгерскую забастовку, переросшую в революцию, завершившую распад Австро-Венгрии. Состоявшееся 18 ноября (1 декабря) 1918 года в городе Алба-Юлия Народное собрание высказалось за объединение Трансильвании с Румынией. Трианонским мирным договором (1920) Трансильвания была закреплена за Румынией. В 1940 году Северная Трансильвания была присоединена к Венгрии. В ходе Второй мировой войны территория Трансильвании стала ареной боевых действий. В октябре 1944 года Красная Армия и румынские войска завершили освобождение Трансильвании от немецких и венгерских войск. Парижские мирные договоры (1947) восстановили румыно-венгерскую границу, существовавшую на 1 января 1938 года, Северная Трансильвания была возвращена Румынии.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама