THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Маргарита Черныховская
Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста

Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной психологии опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов.

Методологической основой большинства этих работ является теория творческого интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом, П. Торренсом и их последователями. Суть ее состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности, которые характеризуют формы продуктивной деятельности : гибкость, разработанность, оригинальность, беглость. На основе этой теории были созданы тесты, в которых данные факторы являются показателем творческих способностей ребенка.

Для определения уровня развития творческих процессов предложены такие задачи, как конструирование предмета из данных материалов; нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов , фигур и букв; дорисовывание неоконченного рисунка; составление из заданных элементов большого количества рисунков; придумывание различных способов использования предметов ; завершение предложения различными способами; придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; придумывание названий к заданному рисунку или рассказу; нахождение общего между заданными предметами или явлениями; постановка вопросов к одной картине; усовершенствование заданного предмета и т. д.

При этом, как мы видим, часть заданий явно обращено к диагностике творческого мышления (например, классификация наборов предметов , фигур, а часть – собственно воображения (например, дорисовывание фигур) . Специфика данных процессов в этих исследованиях практически не выделялась.

Нам представляется, вслед за О. М. Дьяченко, что наиболее адекватными для анализа основных тенденций в развитии воображения выступает такой критерий как «оригинальность»

Оригинальность отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий. Но именно этот параметр вызывает наибольшее количество возражений . Так, С. Медник и М. Медник пишут, что «оригинальность – это, пожалуй, самая легкая реакция, на которую способны люди. Гораздо труднее быть конвенционалистом, чем оригинальным. Например, на вопрос, чему равняется сумма 4+4, можно ответить 1367854. это чрезвычайно оригинально, ибо едва ли кто-либо на всем свете ранее дал подобный ответ. Тем не менее, такой ответ нельзя назвать творческим».

О. М. Дьяченко предлагает наряду с критерием оригинальности использовать критерий направленности воображения . Параметр флуенции отражает противоречие между неустойчивостью, динамизмом образов воображения ребенка и необходимостью подчинить эти образы выполнению поставленного задания, направить их на создание творческого продукта, т. е. именно продуктивность, направленность воображения – не стихийность возникающих образов, а подчиненность их поставленной задаче. Параметр флексибильности отражает противоречия, с одной стороны, между реально воспринимаемым объектом и вкладываемым в него ребенком смыслом, а с другой стороны, между образами воображения и средствами для их воплощения в каждом виде деятельности. Оригинальность в сочетании с флуенцией и флексибильностью может выразить реальную новизну образов воображения , новизну подхода к поставленной задаче. Использование данных параметров становится адекватным для оценки уровня развития творческих компонентов продуктивного воображения ребенка при анализе результатов выполнения специальных заданий.

Методика «Дорисовывание фигур» . Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е . П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения , способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано 2 равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время первого обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой комплект может быть использован во время повторного обследования или через год.

В качестве основного количественного показателя для оценки уровня успешности выполнения заданий был взят такой показатель как коэффициент оригинальности (KОР) : количество неповторяющихся изображений. Это комплексный показатель, фиксирующий такие параметры как флуенция (количество правильных, соответствующих задаче ответов, флексибильность (количество различных категорий ответов, то есть вариативности ответов у одного ребенка) и оригинальности (частота встречаемого ответа в группе детей ) .

Наряду с количественной обработкой результатов проводилась качественная характеристика уровней выполнения задания. Коэффициент оригинальности соотносили с одним из шести основных типов решения задачи на воображение , в соответствии со шкалой «комплексности» О. М. Дьяченко, что позволило раскрыть особенности детского воображения , обеспечивающий тот или иной уровень выполнения творческих заданий.

Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко. Данная методика была использована для выявления уровня развития творческого воображения . Детям предлагалась следующая инструкция : «Сочини свою сказку, которую ты никогда не слышал, никто тебе ее не рассказывал». Затем за ребенком подробно записывалось его сочинение.

При оценке сочинений ребенку ставили 0 баллов, если он отказывался от задания или пересказывал знакомую сказку; если ребенок пересказывал знакомую сказку, но вносил в некоторые модификации, то он получал 1 балл; если ребенок основывался на некоторых известных сказках, но существенно их изменял, ему ставилось 2 балла. Такие изменения могли касаться персонажей сказки с сохранением общего сюжета (например, сказка не про трех поросят, а про трех зайчат) или изменения в сюжете, но с сохранением персонажей (сказка про волка и зайца, которые совершают некоторые новые действия) . При этом история в целом схематична, без деталей. За сказку, составленную таким же образом (при оценке в 2 балла, но развернутую и детализированную, ребенок получал 3 балла.

Сказка про персонажей, придуманных самим ребенком, которые совершали также придуманные им самим действия, оценивались в 4 балла. Сказка создавалась полностью самостоятельно, но была схематичной. И, наконец, когда сказка сочинялась ребенком самостоятельно, и при этом изложение было развернутым и детализированным, автору ставилось 5 баллов.

Для изучения познавательной активности детей используется методика «Древо Желаний» В. С. Юркевич.

В качестве стимульного материала используются картинки и словесные ситуации. Детям предлагается ответить на 6 вопросов, носящих проблемный характер. Время ответа на каждый вопрос от 4 до 6 минут. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Возможен количественный и качественный анализ.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Для детей характерно стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – от 3 до 8 ответов. Потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – 2 и меньше ответов. Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т. д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

«Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева. Методика применялась нами для исследования творческой инициативы детей , способности к порождению (поиску) надситуативных (творческих) решений, позволила оценить способность к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование как проявление творческой надситуативности (инициативы) .

Инструкция : «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике и уплыл далеко – далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке может только мы с тобой. У нас есть для этого несколько вещей. Вот таких - познакомься - небольшая деревянная палочка, игрушечная тарелочка, ведерко, сдутый воздушных шарик, лист чистой бумаги. Тебе предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку».

После того, как ребенок сделал выбор необходимых с его точки зрения предметов , его просят обосновать почему.

Детские ответы сопоставляли с тремя основными типами решений данной ситуации, выделенными автором. Три основных типа детских решений.

1 тип. Дети выбирали возможное средство спасения, стремясь использовать альтернативные предметы в готовом виде, перенести в новую ситуацию без всякой «корректировки» (палочкой, подцепить зайку) .

2 тип. Дети преобразовывают объект в форму символического замещения (палочка фигурировала на правах «заместителя» бревна или лодочку, куда предлагалось посадить зайку).

3 тип. У детей была установка на преобразование предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно переосмысливалась (проблематизировалась) ими и превращалась в задачу на преобразование. (Надуть шарик, сделать из листа бумажный кораблик) .

По инструкции ребенку предлагалось именно выбирать, а вовсе не преобразовывать. Экспериментатор сознательно избегал слов «превратить» , «переделать» , носителей «преобразовательской инициативы» . Также нами учитывались уровни ответов детей при решении задач .

Пять уровней ответов детей при решении задач на надситуативность (инициативность) .

1 уровень. Отказ от выбора. Не принимает задание (не знаю) или утверждает, что задачу решить нельзя, т. е. не видит в предлагаемом материале средства для ее решения.

2 уровень. Простое ситуативное решение. Ребенок не выходит за рамки

простого выбора, пытаясь, использовать предметы в готовом виде, механически перенести их внешние эмпирические свойства в новую ситуацию. К этому же уровню относятся ответы так называемого произвольного типа, когда дети считают, например, что один из предметов волшебный или сказочный и поэтому может делать, что хочет, дети механически снимают проблему вместо того, чтобы решать ее. В этом случае действия предмета безотносительны к его специфическим свойствам.

3 уровень. Решения с элементами простейшего символизма. Ребенок использует элемент волшебства, сказочности, но при этом учитывает и специфику предмета.

4 уровень. Надситуативные решения. У детей имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно и инициативно превращается ими в задачу на преобразование. Такой тип решения связан с целостным преобразованием ситуации.

5 уровень. Сложные надситуативные решения. Ребенок не ограничивается преобразованием предмета, а идет дальше : дополнительно преобразовывает предмет или строит целостную ситуацию путем преобразования нескольких предметов .

Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии.

Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя культурно-исторической теории, многие известные психологи не считают тестирование достаточно объективным методом диагностики, поскольку тесты игнорируют сотрудничество взрослого с ребенком. Л.С. Выготский подчеркивал: «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как форма сотрудничества или взаимодействия.., а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка... как внутренний процесс». Следовательно, процедура исследования воображения детей должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

С.Я. Рубинштейн настаивает на включении в процедуру диагностики -- помощи взрослого ребенку, помощи дозируемой и четко учитываемой.

Л.А. Венгер подчеркивает необходимость строить диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий.

Диагностика развития детей представляет особую трудность, поскольку «интеллект ребенка слишком нестабилен» (Ж. Пиаже). Значимый вклад в решение этой проблемы сделан Э. Л. Фрухт. Подчеркивая быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития детей, автор считает, что в методиках должны быть даны: «... название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуация проверки, методика определения развития... поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания». Ситуация проверки полусвободная; ребенка проверяют в группе, в привычной обстановке.

Ниже предлагается несколько методик для исследования творческого воображения у детей.

Диагностическая методика творческого воображения младшего школьника

Цель: выявление уровня развития творческого воображения у младшего школьника.

Приготовьте несколько геометрических фигур разного цвета и формы из картона. Фигуры должны быть простые и сложные, правильной и неправильной формы (круг, треугольник, звездочка, прямоугольник, овал и т.п.). Они также могут быть разными по размеру.

Предложите ребенку такое задание: вы будете читать ему сказку, а ребенок пусть подберет из предложенных геометрических фигур ее героев. Каждая фигурка - определенный символ.

Сможет ли ребенок выполнить ваше задание? Как он его воспринимает: с интересом или недоуменно? Может, вовсе не воспринимает, говоря, что фигуры совсем не похожи на героев сказки?

Отношение к заданию - первый показатель развития творческого воображения. Способен ли ребенок на творческий поиск? Отходит ли он от шаблона? Есть ли на самом деле сходство между сказочным персонажем и выбранной геометрической фигуркой?

Умение пояснить свой выбор, как-то аргументировать похожесть фигуры и героя сказки - второй показатель развития творческого воображения.

Третий показатель - желание ребенка продолжить игру, иллюстрировать новые сюжеты.

Творческое воображение предполагает самостоятельность мышления школьника, догадливость, умение быстро ориентироваться в проблемной ситуации, яркость и неожиданность возникающих образов, ассоциаций. Без творческого воображения было бы невозможно развивать творческие способности ребенка.

Цель: изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики: испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".

Обработка результатов.

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника");

г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности:

Репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

Конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

2) по степени обобщенности:

Конкретные рисунки, изображающие предметы;

Обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);

3) по степени эмоциональности:

Нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

Эмоционально окрашенные, юмористические ("Я дарю вам солнце", "Автобус в час "пик").

Интерпретация результатов.

Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

Выводы: на основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.

Термин "диагностика" произошел от греческих корней dia - между, врозь, около, после, через и gnosis - знание, то есть, диагностика представляет собой распознавание, обнаружение, осознавание, предположение.

Одним из важнейших направлений в развитии науки является наличие видов и способов получения достоверной информации.

Психодиагностике более 100 лет. За это время она превратилась в развитую область психологии, которая имеет крепкие связи с другими областями этой науки. Понятие «психодиагностика» принадлежит Герману Роршаху, известному психологу.

Что же изучает психодиагностика?

Психодиагностика - это научная дисциплина, область психологической науки, разрабатывающая принципы и приемы распознавания, оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности. Она служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой, путем создания и проверки методик, разработки правил поведения обследования, способов интерпретации результатов выявления возможностей и ограничения методов.

А. Г. Шмелёв своей работе пишет: «Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. ...Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий» . То есть результаты диагностики определенного объекта, процесса, явления фиксируются и закрепляются для прогнозирования по его статическим показателям.

Метод - это принцип и способ сбора информации, обработки и анализа данных, а так же принцип воздействия на объект (опросник, тест, наблюдения).

Методика – это форма реализации метода, процедура для достижения определенной цели.

По убеждению В.И. Загвязинского "...диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью известных (в том числе стандартизированных) методик, а также на основе конструирования и разработки новых"



От исследователя, выбранной им цели, темы и условий исследования зависит выбор методологии, методов, методик диагностики. Понятия метод и методика в психологии взаимообусловлены, но не равнозначны: метод включает в себя совокупность методик; методика включает в себя многообразие методов.

С.Л. Рубинштейн пишет, что метод- это способ, посредством которого познается предмет науки». Это путь познания мира через ошибки, опыт.

По мнению Н.И. Шевандрина, метод - это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

С точки зрения И.В. Андреевой и О.Б. Бетиной, «метод - это способ получения фактов; это определенный набор операций или процедур, при помощи которых можно получить определенные факты, и эти операции могут с одинаковой достоверностью многократно повторять обученные методике люди». .

Интерес к проблеме воображения начинает расти с начала 19 века. Именно в это время появляются первые попытки исследовать функции воображения с помощью эксперимента (В. Вундт, Т. Рибо, Ф Матвеева и др). Изучение области вопроса воображения расширяется. Начинают появляться и разрабатываться новые методы и методики теоретического и практического изучения процесса воображения.

Существует несколько видов методов исследования и диагностик детского воображения:

Метод «поперечных срезов» (работа проходит с группой детей примерно одного возраста и обучающихся по одной программе; используют конкретную методику);

Сравнительный метод (работа проходит с разновозрастной группой детей либо с детьми одного возраста, но обучающихся по разным программам; используют конкретную методику; данные сравнивают между собой; делают выводы о том, какие тенденции выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены);

Лонгитюдный метод («продольное» исследование): прослеживается развитие какого-либо психического аспекта одного и того же ребенка в течение длительного времени;

Эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный) : каждое направление эксперимента предполагает свой набор конкретных методов;

Анализ продуктов деятельности;

Экспериментально - генетический метод.

Выбор методики и метода зависит от задачи, которую ставит психолог; от возраста ребенка (разные методики рассчитаны на разный возраст) и условий проведения эксперимента.

Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты в свою очередь могут быть вербальными и невербальными (изобразительные - фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включают несколько заданий по 7-10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить тестирование в виде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.

Краткая характеристика по некоторым методам и тестам.

Метод диагностик художественного воображения – «Рисунок».

В этом методе детям предлагают листы бумаги формата А4 и цветные карандаши или фломастеры (не мене шести разных цветов). Дается задание- придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5-10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по признакам:

Скорость процессов воображения;

Необычность, оригинальность стиля;

Богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);

Проработанность деталей и глубина образов;

Эмоциональностьобразов.

Метод диагностики речевого воображения – «Вербальная фантазия».

В данном методе ребенку необходимо придумать рассказ о каком – нибудь живом существе- человеке, животном или о чем-либо еще и изложить устно в течение 5-10 минут. На придумывание темы отводится 1 минута, затем ребенок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводится так же, как в методике «Рисунок».

Метод диагностики воображения «Скульптура».

Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течение 5-10 минут какую-нибудь фигуру, поделку. Воображение каждого ребенка анализируется и оценивается аналогично предыдущим образом.

Метод «Спросить и угадать» - это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на проявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному.

При выполнении данного задания нужно задавать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, пробовать угадать, что предшествовало этой ситуации и что произойдет в дальнейшем. Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребенка выйти за пределы изображенной ситуации на картине, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребенка.

Метод «Необычное использование».

Это модификация известного теста Джона Гилфорда. В задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно что-то складывать.

Метод «Необычные вопросы».

Данное задание представляет вариант первого задания, только с более сильным акцентом на необычность вопросов.

Тест «Нарисуй картинку»

Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, необычный предмет. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.

Тест «Закончи рисунок»

Состоит из 10 различных картинок. Данный тест сконструирован из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание завершить их быстро, легким простым способом. Ребенок, способный увидеть и объединить несколько фигурок в одну композицию, обладает четкой целостностью восприятия, видения мира, личностной целостностью.

Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой.

Испытуемому предлагается дополнить рисунок своим изображением (ему дается поочередно три листа, на которых изображены геометрические фигуры определенной формы и в определенной последовательности). Исследование проводится на время. Обработка результатов производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Психодиагностика – основа деятельности любого практического психолога. Психологи – практики должны обладать навыками конструирования методик. Поэтому без научного знания, понимания принципов и законов психологи нельзя заниматься психодиагностикой.

Для своего исследования психодиагностики воображения младшего школьника я взяла материалы практикующего психолога.

Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии.

Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя культурно-исторической теории, многие известные психологи не считают тестирование достаточно объективным методом диагностики, поскольку тесты игнорируют сотрудничество взрослого с ребенком. Л.С. Выготский подчеркивал: «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как форма сотрудничества или взаимодействия.., а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка... как внутренний процесс». Следовательно, процедура исследования воображения детей раннего возраста должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

С.Я. Рубинштейн настаивает на включении в процедуру диагностики -- помощи взрослого ребенку, помощи дозируемой и четко учитываемой.

Л.А. Венгер подчеркивает необходимость строить диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий.

Диагностика развития детей раннего возраста представляет особую трудность, поскольку «интеллект ребенка слишком нестабилен» (Ж. Пиаже). Значимый вклад в решение этой проблемы сделан Э. Л. Фрухт. Подчеркивая быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития детей раннего возраста, автор считает, что в методиках должны быть даны: «... название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуация проверки, методика определения развития... поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания». Ситуация проверки полусвободная; ребенка проверяют в группе, в привычной обстановке, используя игрушки и пособия.

Ниже предлагается несколько методик для исследования воображения у детей.

Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем - контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором - треугольника и на третьем - квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок - это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности - это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

1a - пяти уровней сложности воображения;

1б - разных степеней фиксированности образов представлений.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное - то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

по предмету: «Теория и практика психодиагностики»

тема: «Особенности воображения и его диагностика. Тест Беннета»

Выполнила:

Слушатель группы 973-1-10

Родионова Инна Петровна

Минск, 2010

Введение

1. Особенности воображения и его диагностика

1.1 Воображение как психический процесс

1.2 Диагностика воображения

2. Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Тест Беннета»

2.1 Тест Беннета

2.2 Результаты диагностики

Заключение

Список литературы

Введение

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки.

Психологическая диагностика -- основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался -- индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал -- в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д. В работе психолога-консультанта психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов -- психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Все они должны быть индивидуализированы, т. е. должны опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности, обратившегося за помощью.

В данной контрольной работе рассматриваются особенности воображения и его диагностика. Для выявления уровня развития технического мышления у обучающихся подросткового и юношеского возраста проведен тест Беннета, с последующей обработкой полученных данных.

1. Особенности воображения и его диагностика

1.1 Воображение как психический процесс

Воображение (от греч. «фантасия», «фантаздамай» -- воображаю) относится к числу высших психических процессов, которые позволяют не только познавать, но и преобразовывать мир. В процессе воображения человек наделяет предметы, явления, события невиданными ранее или даже искаженными свойствами. Построение образов воображения происходит на основе переработки и мысленной реконструкции образов, оставшихся от прошлого опыта восприятия. Воображение относят к числу креативных механизмов психики .

Воображение активно участвует во всех сложных познавательных процессах. Так, волевой акт требует наличия у человека представлений о целях, средствах и результатах деятельности. Воображаемые поступки могут выступать в качестве мотивов тех или иных волевых действий. Воображение занимает особое место среди психических процессов, находясь в зависимости от вида памяти и мышления. Участвуя в процессах мышления, воображение вначале подвергает проверке те связи и отношения, которые впоследствии станут результатом мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и т.д.

Образы воображения отличаются от образной памяти, хотя между ними существует тесная связь. Воображение предполагает «отлет» от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов (С.Л.Рубинштейн). Если в функции памяти входит сохранение точных фактов прошлого опыта, то функцией воображения является их преобразование .

Воображение человека способствует реализации многих функций: активизации наглядно-образного мышления, управлению эмоционально потребностными состояниями, произвольной регуляции познавательных процессов, управлению физиологическими состояниями, созданию внутреннего плана действий, программированию поведения и др.

Таким образом, воображение - сложный психический процесс, значение которого состоит в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Существуют различные классификации видов воображения. Так, по степени выраженности активности различают произвольное и непроизвольное воображение. Выделяется низшая и примитивная форма воображения, которая проявляется в непроизвольной трансформации образов. Такое воображение совершается под воздействием малоосознанных потребностей и влечений. В таких ситуациях образы не формируются воображением, а трансформируются самопроизвольно.

Непроизвольное воображение протекает в пассивной форме и предполагает создание образов без внешних побуждений. В случае пассивного воображения создаваемые образы обычно не воплощаются в жизнь, а выступают как ее внутренняя замена. Непреднамеренное воображение наблюдается при низком уровне осознанности (во сне, в дремотном состоянии).

Произвольное воображение - это активное создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Психологическая характеристика каждого из названных видов была обстоятельно дана А.Ф. Лазурским. Он считал, что репродуктивное воображение находится в особой близости к процессам памяти. Однако, в нем отсутствует точное узнавание и локализация, характерные для памяти. A образы, создаваемые в процессе этого вида воображения, имеют неустойчивость, так как они ни с чем прежним не связаны, и никакие ассоциативные зависимости не заставляют их сохранять определенную форму, поэтому они гораздо легче могут видоизменяться .

Наименьшая степень произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, а наибольшая - у творчества. По способам создания образов различают также воссоздающее и творческое воображение. Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания подобная задача не ставится. «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представливании как о самостоятельном психическом процессе. В зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости. Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления. Последние - суть представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации берется вид анализатора.

Образы воображения -- это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты, грезы. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией называют также продукты воображения.

В тех случаях, когда воображение заключается в создании образов желаемого будущего, говорят о его специфическом виде - мечте. Мечта - это воображение, направленное на будущее, на перспективы жизнедеятельности человека. Она является мощным побудительным мотивом деятельности, процессов саморазвития и достижения успеха. Существуют реалистичные и фантастические мечты.

Образы и представления, создаваемые мечтающим человеком, отличаются следующими особенностями:

Яркостью, живостью, конкретным характером, множеством частных деталей и нюансов;

Недостаточным осознанием путей и средств осуществления мечты, оформлением тенденции и созданием прообраза замысла;

Привлекательностью и эмоциональной насыщенностью;

Стремлением претворить мечту в реальную действительность;

Уверенностью в ее осуществимости;

Творческим характером создаваемых образов, с признаками явной и очевидной новизны.

Мечта является важным средством пробуждения инициативы. Она способна поддерживать психическую энергию личности в сложных и экстремальных условиях реализации деятельности. Мечта помогает осмыслить жизненные перспективы и конкретизировать значимые цели жизни, становясь особенно результативной, если в ее основе лежит научное предвидение.

По характеру образов, которыми оперирует воображение, выделяется конкретное и абстрактное воображение. Образы могут быть различны по степени конкретности, количеству деталей, они могут включать в себя обобщенные схемы и символы. Абстрактное воображение предполагает использование образов высокой степени обобщенности, включая схемы и символы .

А.Ф. Лазурский выделяет различные типы воспроизводимых в репродуктивном воображении образов -- зрительных, слуховых, моторных, смешанных. Репродуктивному воображению он придавал большое значение, так как оно позволяет человеку мыслить не сухими схемами, а конкретными образами. Развитие этого вида воображения имеет большое значение для детей, которые нуждаются в наглядном объяснении изучаемого материала в связи со слабым развитием абстрактного мышления .

А.Ф. Лазурским было глубоко осмыслено творческое (продуктивное) воображение. Согласно его представлениям, данный вид воображения возникает более или менее внезапно и независимо от воли человека. Творческое воображение предполагает создание нового, оригинального образа или идеи. Такое воображение проявляется в творческих видах деятельности. Результаты творческого воображения могут быть реализованы в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Так, новая теория, новая автомашина, новая конструкция самолета, новая программа олимпийского гимнаста и многое другое не могут быть созданы без участия творческого воображения.

Творческое воображение осуществляется по определенным законам. Это касается структурного характера соединений разнообразных элементов, которые подчиняются поставленной задаче и творческому замыслу. Обращает на себя внимание то, что структурные формы не являются вымышленными, а имеют в качестве основы и предпосылки восприятие и изучение человеком реального мира.

Существует ряд требований к психологическим индивидуальным особенностям творческих личностей, которые должны быть наблюдательны, иметь специфическое, обостренное отношение к действительности. На начальных этапах деятельности творческий замысел выступает как некая общая задача, как идея, которая дает лишь наброски будущего образа, то есть первоначальный эскиз творческого замысла.

Поиск решения задачи, создание желаемого образа воображения требует длительного времени и творческих усилий, многократного обращения к идее, проверки реальности ее выполнения. Наконец, возникает мысленный образ, который точно соответствует идее: картине, поэме, книге, новому сорту пшеницы или шоколада, телевизионному виду досуговой деятельности и т.д. На следующем этапе творческого воображения происходит воплощение замысла или идеи в предметах быта, произведениях искусства, в литературных и сценических образах и т.д.

Творческое воображение, проявляемое в различных видах деятельности, имеет не только специфические только для данной деятельности, но и общие моменты. К их числу относятся:

Накопление необходимых для творчества материалов (это могут быть разносторонние знания, в том числе, и специальные);

Возникновение новых видов идей, научных открытий в самой общей форме;

Многократные попытки решить задачу;

Принятие поставленного конкретного решения;

Осуществление решения в продуктах творческой деятельности .

Писатели, поэты, художники создают образы людей, событий, явлений, которые затем прочно оседают в наших «личных фондах», давая возможность впоследствии черпать из них наши представления о типах личности, поведении, установках. Многие из них, закрепляясь, «присваиваются» нами и становятся собственным стилем поведения, вариантом жизни, эталоном собственной личности.

Воображение тесно связано с личностными особенностями, с индивидуальной спецификой восприятия и мышления, с эмоциями, чувствами, интересами и способностями человека.

К характерным чертам творческой личности относят: способность удивляться по поводу хорошо известных фактов и явлений; устойчивый интерес к малозначительным и пустяковым на первый взгляд объектам; чрезмерная, почти детская, наивность во многих вопросах; несговорчивость, упорное непонимание, казалось бы, простых истин; отрешенность от «мирских радостей», как бы самоотречение .

Чаще других качеств личности у творческих людей называют «игривость». Возможно, в этом есть резон, так как «игривость» способствует усилению манипулятивной деятельности и перебору большого количества вариантов. В.А. Роменец несколько иначе подходит к параметру игривости, считая, что игра «освобождает человека от скованности полем восприятия», и что она ставит его в относительно «независимое отношение к действительности». Это значит, что в игривости проявляется стремление раздвинуть умственный горизонт путем обесценивания суживающих его ограничений. В игровых ситуациях допускается пренебрежение многими реальными обстоятельствами. Стремление к игровым ситуациям создает предпосылки для анаксиоматизации (обесценивания), которое может привести к творческому результату .

Одной из характеристик творческого воображения является его связь с эмоциональной сферой . Исследователи творческого процесса единодушно отмечают значительное участие в нем бессознательной сферы человека. Анализ творческого процесса и его связей с прежними переживаниями данного человека позволяет установить, что весь творческий процесс, казалось бы внезапно вылившийся в моменты вдохновения, на самом деле подготовлен предшествующей длительной работой. Правда, подготовительная стадия творческого процесса у одних личностей менее заметна, а у других выступает на первый план. Творческий процесс у многих людей сопровождается явно видимыми внешними проявлениями: усилением прилива крови к голове, похолоданием конечностей, сердцебиением, состоянием длительного возбуждения. В связи с этим, вероятно, находятся странности «великих» людей.

В качестве значимых мотивов воображения и творчества называют стремление к самовыражению или к самоактуализации. Сторонники этого направления почти во всех проявлениях творческой деятельности видят активное стремление утвердить свою личность, отстоять свое «Я», выразить собственное отношение к миру. Например, Пабло Пикассо говорил: «Когда мы изобрели кубизм, мы вовсе не намеривались изобретать кубизм, а просто стремились выразить то, что было в нас».

Наряду с этим мотивом можно указать еще на один своеобразный мотив -- стремление к созданию предметов, образов и идей, которые не похожи на существующие. Это значит, что некоторые люди желают действовать наперекор имеющемуся и общепризнанному.

Возможность реализации этих мотивов связана с механизмами воображения - анаксиоматизацией (обесценивание) и гипераксиоматизацией (завышенная самооценка). Анаксиоматизация является одним из внутренних механизмов умственной деятельности и благоприятствует творческой деятельности.

Одним из существенных мотивов воображения является стремление к самоутверждению и самоактуализации. Высокая самооценка возможностей, способностей, идей творческой личности вызывается гипераксиоматизацией, которая обеспечивает устойчивую направленность продуктивной умственной деятельности, столь важной в борьбе за самоутверждение. Это специфические механизмы умственной деятельности, которые выступают в качестве средств реализации наиболее существенных мотивов фантазии .

В отличие от творческого, воссоздающее воображение предполагает репродукцию, воссоздание прочитанного или услышанного, создание образов, соответствующих описанию.

Воссоздающее воображение позволяет человеку совершать виртуальные путешествия в далекие страны, в которых он никогда не бывал и, возможно, не сможет побывать, реконструировать эпохи и виды деятельности, которые давно стали достоянием истории. В процессе этого вида воображения происходит преобразование имеющихся данных в наглядные образы. За счет этого человек способен значительно расширить круг знаний о мире и о себе .

психический вербальный беннет фантазия

1.2 Диагностика воображения

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы представления и воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации учебной деятельности школьников. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за учеником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого педагогического опыта и занимает много времени. Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ученика и его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития представлений можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком -- способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня -- решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун). Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Для диагностики способностей воображения традиционно используются следующие методические подходы: 1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности; 2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов; 3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения; 4) самооценка параметров образов воображения.

Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и т. п.). Что же касается всех видов творчества, то ценность его состоит не столько в продуктивности (количестве образов, скорости их создания), сколько в самом содержании создаваемых образов.

В качестве материала для исследования образной сферы могут служить любые объекты и явления окружающей действительности: геометрические фигуры, фотографии, музыкальные произведения, различные шумы, запахи, цвета, временные промежутки, изменения, происходящие в природе и организме человека, и т. п. Все зависит от задач исследования. Однако для эксперимента лучше подбирать материал, который легче может быть предъявлен и позволяет применять количественные показатели, например, количество выполненных задач на представливание, время их решения и др. Способы предъявления материала могут быть самые различные: показ, рассказ, ощупывание, самостоятельное чтение и др., но время предъявления обычно ограничено инструкцией. Оценка результатов. В зависимости от избранного методического подхода оценка результатов исследования сферы представлений и воображения производится на основании отчета испытуемого, анализа продуктов его деятельности (рисунков, моделей, чертежей и т. п.) или фиксации специальных тестовых показателей типа времени визуализации представлений, количества ошибок визуализации, количества правильно выполненных заданий, количества объектов, включенных в представление, образ, времени выполнения операции представливания, оригинальности ответов, богатства образов и др. Часто оценки, данные по результатам исследования, сопоставляются с оценками, данными самим субъектом.

Для изучения развитости воображения используются следующие тесты:

1. Тест:« Вербальная (словесная) фантазия » (используется для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения.

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

2. Тест: "Невербальная фантазия"

Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения (рис.1).

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:

во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то - не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг.

в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они, таким образом, готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

3. Тест «Невербальная фантазия» Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

То же самое задание предложите ребенку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Анализ картины и фигуры из пластилина и оценка фантазии ребенка производятся так же, как в предыдущем тесте (по тем же показателям).

4. Тест « Определение яркости и контролируемости представлений производится методом самооценки » (опросник Р. Гордона).

Опросник предназначен для оценки способности и контроля произвольного оперирования и манипулирования пространственными представлениями. Он основан на процедуре самооценки способности создать образ-представление и манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену из жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает "да", "нет", "не уверен". Каждому ответу присваивается определенный балл (2, 1, 0). Считается, что даже один ответ "нет" говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы могут быть примерно такими:

1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

5. Представьте ту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же месте.

6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

8. Представьте, как эта машина достигла вершины, перевалила через нее и спускается.

9. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

10. Представьте себе такую сцену: машина мчится по автостраде, внутри сидит красивая пара.

11. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение моста.

12. Представьте, как эта машина лежит на свалке.

5. Тест на изучение пространственного воображения

Уровень пространственного воображения определяется по методике О.И. Моткова.

Инструкция: "Представьте предлагаемую ситуацию и найдите ответ. Сообщите записанный ответ только экспериментатору.

Задачи (в скобках указаны ответы)

1. Как расположить окна в доме, чтобы они не смотрели ни на одну из сторон света? (На горизонтальной крыше или в полу).

2. Мой дом выходит фасадом на улицу. Когда мальчик идет утром по этой улице навстречу восходящему Солнцу, дом находится от него по правую руку. Куда обращен фасад дома: на восток, запад, север или юг? (На север).

3. Разделите в уме куб на 4 равных параллелепипеда так, чтобы в их основании лежали одинаковые треугольники. Расположите на плоскости параллелепипеды таким образом, чтобы в основании сконструированного объемного тела (не куба!) получился квадрат. Зарисуйте его. (Этот квадрат составлен из четырех квадратных оснований, каждый из которых по форме является гранью куба).

4. Вы идете по улице прямо на юг. Справа от вас стоит дом, выходящий фасадом на улицу. Вы вошли в дом и увидели в окне фасада... восток, запад, север или юг? (восток).

5. В доме четыре этажа. На каждом этаже живет по одной семье. Ивановы живут под Смирновыми, Орловы - над Бобровыми и Смирновы - под Бобровыми. Расположите жильцов по этажам. (1 этаж - Ивановы, 2 этаж - Смирновы, 3 этаж - Бобровы, 4 этаж - Орловы).

6. Представьте себе треугольник, составленный из шести одинаковых кружков: три в основании, два над ними и один вверху. Попробуйте при помощи двух перестановок сделать другой треугольник, направленный вершиной в противоположную сторону. Найдите два способа перестановки кружков (рис. 2).

Рис. 2. Два способа перестановки кружков

Педагогу следует объяснить учащимся ситуацию в задаче 6. В случае больших затруднений в решении задачи можно сделать рисунок-подсказку, но без полного ответа на вопрос (с одной стрелкой).

Необходимо зафиксировать следующее: успех или неудачу решения; решение с подсказкой или без нее; время решения каждой задачи. Чем больше самостоятельно решенных задач и короче время их решения, тем выше уровень пространственного воображения.

6. Метод оценки яркости (четкости) представлений путем саморанжирования (опросник Шиана) .

Опросник предназначен для оценки яркости (четкости) представлений по всем модальностям. Он основан на процедуре саморанжирования. Используется семибалльная шкала оценки яркости (четкости), градация которой определена словесно и проранжирована. Инструкция. Представьте кого-нибудь из ваших родственников или друзей, которых вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который встал перед вашим мысленным взором. Оцените по шкале яркость (четкость) представления, которое будет возникать у вас в соответствии со следующими вопросами:

1. Представьте точно контуры лица, головы, плеч, тела этого человека.

2. Представьте характерные положения его головы, позы тела.

3. Представьте осанку этого человека при ходьбе, длину, его шага.

4. Представьте цвета в его одежде, хорошо вам известные.

5. Представьте закат, солнце садится за горизонт.

Сконцентрируйтесь на слуховых образах, которые возникают у вас в соответствии со следующими вопросами, и оцените их по той же шкале:

6. Представьте свисток локомотива.

7. Представьте гудок автомобиля.

8. Представьте мяуканье кошки.

9. Представьте, как со свистом и шумом вырывается откуда-нибудь пар.

10. Представьте шум аплодисментов.

Подумайте об ощущениях, возникающих у вас, когда вы трогаете что-то рукой, и сконцентрируйтесь на образах, которые будут возникать у вас в соответствии со следующими вопросами, оцените эти образы:

11. Представьте, что вы трогаете рукой песок.

12. Представьте, что вы трогаете рукой холст или полотно.

13. Представьте, что вы трогаете рукой мех.

14. Представьте, что вы укололись булавкой.

15. Представьте, что вы трогаете рукой теплую воду в ванной.

Подумайте о том, что вы совершаете некоторые действия, сконцентрируясь на представлениях о некоторых действиях в соответствии со следующими вопросами:

16. Представьте, что вы бежите вверх по лестнице.

17. Представьте прыжок через канаву.

18. Представьте, что вы рисуете круг на бумаге.

19. Представьте, что вы тянетесь достать что-то с. высокой полки.

20. Представьте, что вы отталкиваете какие-то препятствия с пути.

Подумайте о вкусовых ощущениях и сконцентрируйтесь на некоторых из них в соответствии со следующими вопросами, оцените их.

21. Представьте вкус соли.

22. Представьте вкус сахара.

23. Представьте вкус апельсина.

24. Представьте вкус холодца.

25. Представьте вкус вашего любимого супа.

Подумайте о запахах и. сконцентрируйтесь на некоторых из них в соответствии со следующими вопросами, оцените их:

26. Представьте запах плохо проветренной комнаты.

27. Представьте запах готовящейся капусты.

28. Представьте запах свежей краски.

29. Представьте запах свежеизжаренного мяса.

30. Представьте запах свежей кожи.

Подумайте о следующих чувствах и сконцентрируйтесь на них:

31. Представьте чувство усталости.

32. Представьте чувство голода.

33. Представьте, что у вас болит голова.

34. Представьте чувство сонливости.

35. Представьте, что вы переживаете.

Полученные по каждому заданию оценки яркости (четкости) суммируются. Общая сумма оценок служит показателем способности к представлению по параметру яркости (четкости). Вычисляется также средняя оценка яркости (четкости) представлений по каждой модальности и определяется наиболее развитый вид визуальных представлений.

7. Тест «компасы».

Этот тест предназначен для определения способности представления направления. Здесь испытуемому предлагается определить направление стрелки компаса, изображенного на карточке, при условии, что обозначена только одна из сторон горизонта. Показателями служат количество ошибок и время выполнения каждого задания.

8. Зрительно-пространственный тест Айзенка.

Этот тест позволяет исследовать операцию мысленного вращения. Здесь испытуемому предлагается карточка с изображением ряда пространственных положений некоторой геометрической фигуры. Задача испытуемого--исключить лишнее. Оценивается время и правильность ответа.

9. Ручное манипулирование.

Данный прием построен на основе совершения непосредственных манипуляций объектами с целью объективации представлений. Обычно включают манипулирование кубиками или плоскими фигурами. Испытуемому дается задание как можно быстрее собрать из них некоторую фигуру. Прием позволяет проследить за тем, как образ-представление управляет процессом решения задачи, проследить стадии визуализации образа, его изменения со сменой гипотезы решения. Прием также носит развивающий характер и особенно хорош для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

10. Метод чернильных пятен Роршаха.

Это метод диагностики способности воображения. Он предназначен для оценки оригинальности процессов воображения. Испытуемому предъявляется стандартный набор картинок с непонятными изображениями в форме пятен, и он должен сказать, что видит в этих пятнах, что они напоминают. Учитывается количество и качество ответов. Однако интерпретация метода очень сложна и требует высокого профессионализма.

11. Метод трех слов (тест Масселона).

Этот тест позволяет оценить продуктивность вербального воображения. Испытуемому задаются три существительных, и его просят за ограниченное время составить максимальное число предложений с их совместным использованием. Оценивается количество и степень естественности предложений.

12. Тест «Круги».

Он предназначен для оценки продуктивности невербального воображения. Испытуемому предлагается бланк с изображением 50 кругов одинакового размера и равномерно расположенных на листе. За ограниченное время ему предлагается нарисовать и назвать (подписать) максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Подсчитывается количество нарисованных объектов и разнообразие тематики рисунков (количество категорий, к которым относятся эти объекты).

И это еще не полный перечень методик, которые могут использоваться для изучения особенностей воображения.

2. Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Т ест Беннета »

2.1 Методика исследования . Характеристика испытуемых

Для выявления уровня развития технического мышления использовался тест Беннета, который может быть применим к обучающимся подросткового и юношеского возраста.

На всю работу над тестом отводится 25 минут. Развитость технического мышления оценивается по количеству правильно решенных за это время задач. Под номерами от 1 до 70 даны соответствующие задания в виде рисунков и связанных с ними вопросов (в приложении 1). Под каждым из вопросов, в свою очередь, даны три варианта возможных ответов на него, причем, только один из них является правильным. Испытуемому необходимо было выбрать и указать правильный ответ, зачеркнув в бланке ТТМ напротив номера задачи номер выбранного им ответа. В таблицах №1 и №2 (приложение 2) содержатся ключевые ответы на задания теста Беннета и нормативные данные, пользуясь которыми можно оценивать уровень развития техническогомышления испытуемых.

За каждое правильно решенное в течение 25 минут задание испытуемые получают 1 балл. Общая сумма набранных баллов сравнивается с таблицей № 2 и впоследствии, делается вывод о том, на каком из пяти возможных уровней находится развитие технического мышления у этих учащихся.

Таблица 2.1 Средние показатели уровня развития технического мышления и технических способностей у юношей и девушек

2.2 Результаты диагностики

В диагностике принимали участие 7 юношей 19-20 лет, обучающихся в Минском профессионально-техническом колледже электроники. Результаты диагностики представлены в таблице 2.2.

Таб. 2.2 - Таблица первичных эмпирических данных по методике «Тест Беннета» (N=7)

Основываясь на полученные данные, можно сделать вывод об уровне развития технического мышления испытуемых (таб. 2.3).

Таб.2.3. Уровни развития технического мышления по методике «Тест Беннета» (N=7)

Рис. 3 - Распределение испытуемых по уровням развития технического мышления.

Очень высоким уровнем развития технического мышления обладает 14,3% испытуемых (1 человек), высокий уровень - у 42,9% испытуемых (3 человека), средний уровень - 28,6% испытуемых (2 человека). Эти испытуемые способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, а так же разбираются в схемах технических устройств и их работе. Низкий уровень выявлен у 14,3% испытуемых (1 человек), очень низкий уровень развития технического мышления не выявлен ни у кого из испытуемых

Таким образом, в результате проведенной диагностики, направленной на выявление уровня развития технического мышления, можно сделать вывод о том, что большинство юношей, обучающихся в Минском профессионально-техническом колледже электроники, характеризуются развитым техническим мышлением, способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, разбираются в схемах технических устройств и их работе.

Заключение

В первой части данной контрольной работы, рассматривались особенности воображения и его диагностики. Следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с самого раннего детства.

Во второй части контрольной работы мною был проведен тест Беннета для выявления уровня развития технического мышления среди учащихся юношеского возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство юношей, обучающихся в Минском профессионально-техническом колледже электроники, характеризуются развитым техническим мышлением, способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, разбираются в схемах технических устройств и их работе.

Таким образом, психодиагностика является динамично развивающейся научной дисциплиной, ориентированной на решение прикладных задач. Развитие и расширение исследований по психологической диагностике представляются актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов как общества, так и отдельной личности.

Список литературы

1. Баранов С.П. Принципы обучения. - М., 1975.

2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск-Москва: Харвест АСТ, 2000.

4. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. - СПб., 2001.

5. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

6. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. 2-е изд., перераб. И доп. - Мн.: Харвест, 203.

7. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 1997

8. И. М. Павлова, Т. Н. Карпович Диагностика познавательных процессов личности учащихся юношеского возраста: Учеб.-метод. пособие /

Мн.: РИПО, 2005

9. Гостев А. А. Особенности пространственных представлений в операторской деятельности: Канд. дисс.-- М., 1979.

10. Учеб. пособие для студентов пед.инст-тов/В. Д. Шадриков, Н. П. Ансимова, Е. Н. Корнеева и др.; Под ред. В. Д. Шадрикова.--М.: Просвещение, 1990.--142 с.:

Приложени е

Таблица 1 . Ключ к тесту Беннета

Правильный ответ

Правильный ответ

Правильный ответ

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая характеристика главных особенностей воображения у дошкольников. Обучение сюжетному видению. Метод диагностики воображения художественного "Рисунок". Тест "Нарисуй картинку", "Закончи рисунок", "Повторяющиеся фигуры". Решение задач на воображение.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2017

    Характеристика воображения как процесса преобразования представлений, его роль в психической деятельности. Индивидуальные особенности дифференциации воображения, основные этапы его развития. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Воображение как психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Анализ видов воображения: активное, пассивное. Знакомство с деятельностью Л. Выготского.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Понятие воображения как психического процесса создания новых образов и представлений. Развитие воображения у дошкольников. Особенности воображения у детей конкретных возрастных групп. Использование сказок и рассказов для развития детского воображения.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2009

    Воображение как психический процесс, традиционно связанный с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального. Последовательность развития взглядов на психологическую природу воображения. Процесс конструирования вербального образа.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2010

    Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации. Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения. Виды воображения. Творческое воображение.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2006

    IQ тест Ганса Айзенка: описание методики и оценка ее практической эффективности. Цветовой тест Люшера: сущность, содержание и назначение. Диагностика темперамента Айзенка. Порядок определения типа темперамента личности на основе специального вопросника.

    практическая работа , добавлен 16.03.2011

    Воображение как форма человеческой психики, его роль в познании, особенности изучения и исследования представлений. Природа, виды и функции воображения, значение в жизни человека. Организация эмпирического исследования воображения в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Понятие о природе воображения, отличие собственно воображения от образной памяти. Виды воображения, связь воображения и творчества, значение воображения в художественном творчестве. Преобразование действительности в воображении, его закономерные пути.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2009

    Воображение как основной компонент творческого процесса, его интерпретация в философских концепциях. Сущность, виды и функции воображения. Методы исследования особенностей воображения личности. Описание группы испытуемых. Анализ и интерпретация результато

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама