THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Княгиня Зинаида Юсупова в портретах и воспоминаниях

«Сияние»: княгиня Зинаида Юсупова в портретах и воспоминаниях

«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, — повторяла она мне и брату, — тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».

Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894 г.

Такие воспоминания о княгине Зинаиде Юсуповой оставил её сын Феликс. Он боготворил мать. Но и в сердцах других людей эта необыкновенная женщина сохранилась не только как восхитительная красавица, но и как пример непревзойденного благородства — не зря при царском дворе её называли «Сияние» .

Зинаида Николаевна Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.

Благодаря родителям, дом которых был открыт для людей науки и искусства, дочери Юсуповых — Зинаида и Татьяна получили прекрасное образование и воспитание. Позднее сын Зинаиды Феликс рассказывал:

«Семи лет матушка моя была готовой светской дамой: могла принять гостей и поддержать разговор. Однажды бабке нанес визит некий посланник, но та велела дочери, малому ребенку, принять его. Матушка старалась изо всех сил, угощала чаем, сластями, сигарами. Все напрасно! Посланник ожидал хозяйку и на бедное дитя даже не смотрел. Матушка исчерпала все, что умела, и совсем было отчаялась, но тут ее озарило, и она сказала посланнику: „Не желаете ли пипи?“ Лед был сломан. Бабка, войдя в залу, увидела, что гость хохочет как сумасшедший».

Вскоре княжна стала одной из первых красавиц Петербурга. «Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива. И уж совсем расстроился, узнав, что она выходит за графа Сумарокова-Эльстона, простого гвардейского офицера».

Действительно, выбор княжны многим показался странным. Спустя годы военный дипломат граф А.А. Игнатьев вспоминал: «Каким-то друзьям удалось, наконец, убедить одного из кавалергардских офицеров, хоть и недалёкого, но богатого и носившего уже двойную фамилию Сумароков-Эльстон, жениться на Юсуповой. Неглупая и очаровательная супруга сделала карьеру этого заурядного гвардейца, но ума, конечно, ему придать не смогла».

Степанов К.П. Портрет кн. З.Н. Юсуповой. 1902 г.

После свадьбы супругу Зинаиды высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом — князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. Брак был счастливым, несмотря на разность характеров. Их сын Феликс писал, что «он был прежде всего солдат и не любил интеллектуальные круги, где нравилось бывать его жене», и из любви к мужу мать была вынуждена пожертвовать «своими личными вкусами».

На костюмированном балу. 1903 г.

Тем не менее, Юсуповы жили широко, устраивая грандиозные балы и приёмы, на которые приглашались члены императорской семьи и представители иностранных домов. «Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз».

Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме

«Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет». И неудивительно, что много сил, времени и средств она тратила на благотворительность. Под её патронажем находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви, причём не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны Зинаида Николаевна была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых.

Даже художник Валентин Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, был восхищен княгиней Юсуповой: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Валентин Серов. Княгиня Зинаида Юсупова в своем дворце на Мойке. 1900 г.

Однако назвать её жизнь безоблачной нельзя. В браке у Зинаиды Николаевны родились 4 сына. Двое из них умерли в младенчестве. И старшему Николаю не было суждено прожить долго: он погиб в 25 лет на дуэли. Говорили даже о родовом проклятии Юсуповых — будто в каждом поколении в этой семье может остаться в живых только один сын, остальные же умирают, не достигнув 26-летнего возраста.

Судьба младшего, Феликса, тоже стала причиной для материнских волнений. Феликс стал организатором убийства Григория Распутина. Мать поддержала его: «Ты убил чудовище, терзавшее страну. Ты прав. Я горжусь тобой». Сама она никогда не одобряла увлечения императрицы Александры Федоровны Распутиным, что в конце концов привело к прекращению многолетних дружеских отношений женщин. Об их последней встрече летом 1916 года и «холодном приёме» Феликс Юсупов писал: «... царица, молча её слушавшая, поднялась и рассталась с ней со словами: „Надеюсь, я больше никогда вас не увижу“».

С сыном Феликсом

Стоит отметить, что многие современники считали Зинаиду Николаевну политически прозорливой, наделенной государственным умом. К ее суждениям прислушивались даже министры. А в 1917 году лейб-медик, дантист Кастрицкий, вернувшись из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел Юсуповым последнее государево послание, переданное ему: «Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупреждения. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».


С внучкой Ириной

Сами Юсуповы покинули Петербург сразу же после начала революционных волнений и поселились в Крыму. А в 1919 году они эмигрировали в Италию. В отличие от многих русских эмигрантов, Юсуповы смогли вывезти за границу ряд ценностей и имели там некоторую недвижимость. Зинаида Николаевна даже продолжила заниматься благотворительностью: при её содействии были созданы бюро прииска работы, бесплатная столовая для эмигрантов, белошвейная мастерская. Журналист П. П. Шостаковский, встречавшийся с Юсуповой в 1920-е годы, писал: «Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. <...> Старуха-княгиня не поминала прошлого. ...Короче говоря, не только приняла как неизбежное создавшееся положение, но и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба».

После смерти мужа Зинаида Николаевна переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году. После её смерти сын Феликс нашёл в бумагах матери стихотворение, написанное незнакомым почерком:

Вы говорите, вам — седьмой десяток лет?
Конечно, с вашей я уверую подачи,
Сударыня, в сие известие, иначе
Подумал бы, что вам и трех десятков нет.
Итак, вам шестьдесят, вы говорите, лет.
На том благодарю. А думай я, что тридцать,
В вас, разумеется, не смог бы не влюбиться!
И, с вами коротко не будучи знаком,
Не насладился бы любовью целиком!
Итак, сударыня, вам нынче шестьдесят,
И в вас влюбленности не прячут стар и млад.
Вам шестьдесят. И что? Для любящего взгляда
Не только шестьдесят — и сотня не преграда.
И к лучшему — когда уже за шестьдесят!
Тусклее лепестки — сильнее аромат.
Когда в цвету душа, над ней не властны зимы.
И прелести ее вовек неотразимы.
Незрелая краса немного и поймет.
А с вами разговор — и острота, и мед.
И только вы одна поймете и простите.
И в вас, как ниточки в одной единой нити,
И ум, и доброта. И я, по правде, рад,
Что вам исполнилось сегодня шестьдесят!

Оригинал записи и комментарии на

Я как-то не очень люблю сюрпризы. Это только в словаре они трактуются как «нечаянная радость», а в нашей жизни они куда уж чаще напоминают неприятности. Хотя и в старину не все сюрпризы несли в себе лучезарную ноту – взять хотя бы затею Одиссея с подарком троянцам деревянного коня. Но 28 февраля 1882 года принес двадцатилетней Зинаиде Николаевне Юсуповой классический сюрприз – ничем не омраченный и приятный… В тот день она познакомилась с болгарским князем Баттенбергом и кавалергардом Сумаровым-Эльстон. Щеки княжны пылали румянцем смущения, а ее глаза сияли…

Музыка небесных сфер

Статный красавец Феликс Эльстон тем же вечером записал у себя в дневнике: «Кажется, ко мне неравнодушны…» Но и сам с первого мига был влюблен в новую знакомую.

Для двоих, отныне существовавших в ином измерении, уже звучала музыка небесных сфер, а отец княжны все никак не мог расстаться с честолюбивыми мечтами. Ему грезилась дочь, сидящая на европейском троне. Ведь был, по крайней мере, один августейший претендент! И тогда, вполне возможно, его Зинаида смогла бы сыграть бы свою роль в истории Европы. Но…


Князь Юсупов сдался, не перенеся рыданий Зайдэ – таково было домашнее имя его дочери – во время бурных семейных обсуждений.

Весной 1882 года союз сердец был заключен. Внешне это был очень счастливый брак. Но жизнь изобилует сложностями, и, порой, люди сами не осознают, с чем именно у них проблемы.

Прекрасная дама с портретов

Она была образована, добра и очень хороша собой. Многие художники писали ее портреты. Наиболее известно ее изображение на картине кисти Валентина Серова.


Словно живая, смотрит лучистыми серыми глазами на зрителя необыкновенной красоты женщина, лицо которой обрамляют седеющие пряди, но они только усиливают очарование озаренного внутренним светом лица. Современники назвали ее «маркизой нашего времени».

Русской красавицей она предстает перед нами на картине К.Е. Маковского – дивный головной убор, жемчужное ожерелье, броский народный сарафан. Княгиня Юсупова обожала танцевать, а «исторические» балы были модной тенденцией на рубеже ХХ века.


Зинаида Николаевна в платье русского стиля танцевала на знаменитых придворных балах – блистала у великого князя Владимира Александровича и ошеломила всех на достопамятном маскараде в Зимнем дворце.

Усадьба Архангельское пробудилась

Надо сказать, что при новых владельцах – супругах Зинаиде Николаевне и Феликсе Феликсовиче – Архангельское пробудилось. В 90-е годы XIX века тут нередко устраивали подобные шумные празднества и любительские спектакли. Многие из костюмов Юсуповых, пошитых в лучших мастерских России, сегодня бережно хранятся среди экспонатов музейного собрания Эрмитажа.

Каждым летом в Архангельском кипела жизнь и веселье – собирались многочисленные друзья, гостили музыканты, артисты, художники… Когда на рубеже веков в самом зените своей славы приехал в Россию французский живописец Франсуа Фламенг, его пригласили тоже. На память об этом осталась картина, где художник запечатлел Зинаиду Николаевну вместе с ее мальчиками на фоне парка и Большого дома в усадьбе Архангельское.

Серов работал над знаменитым портретом Зинаиды Николаевны в петербургском дворце Юсуповых на Мойке, но в 1900 году художник был приглашен владельцами в Архангельское. В подмосковном именье он написал сыновей хозяев – Феликса-младшего с бульдогом и Николая, портрет которого, как считал художник, ему «не дался», а также их отца Феликса Феликсовича Юсупова-Сумарокова-Эльстон на лошади.


Обычный человек с необычной родословной

Мужем обворожительной Зинаиды, стал человек, затерявшийся на фоне современников. Но однажды он ошеломил жену, преподнеся ей в день рождения необычный сюрприз. Тогда Феликс Феликсович подарил любимой не много не мало, а всю гору Ай-Петри целиком…

Более не было в нем ничего примечательного, разве что, проявившееся с годами, поразительное сходство с Иосифом Виссарионовичем, да еще необыкновенная родословная.

Его отец – Феликс Эльстон – объявился в Москве в 1825 году пятилетним ребенком. Малыша привезла вернувшаяся из длительного путешествия по Европе уже немолодая дама – Елизавета Михайловна Хитрово, затем о мальчике продолжила заботиться ее незамужняя дочь Е.Ф. Тизенгаузен. Кто был родителями Феликса – тут история темная. Несомненно одно – они были представителями высшего света.

Незаконнорожденное дитя любви получило имя Феликс, которое в переводе с латыни означает «Счастливый», фамилию своей англичанки-кормилицы и прекрасно существовало на белом свете, не будучи отягощенным каким бы то ни было наследственным титулом.

Графским достоинством и двойной фамилией Сумароков-Эльстон счастливчик обзавелся на тридцатом году жизни после женитьбы на Елене Сергеевне Сумароковой – последней представительнице рода. В их семье появились на свет две девочки и пять мальчиков.

Третьим сыном графа Сумарокова-Эльстон был Феликс Феликсович, который позже, благодаря женитьбе на Зинаиде Николаевне, обретет титул князя и еще одну фамилию Юсупов.

Весьма примечателен был еще один сын из этой многодетной семьи. Звали его Павел Феликсович, и он чрезвычайно увлекался теннисом. Со временем он сумеет заразить своей страстью всех подросших племянников. Особенных успехов из молодого поколения достигнет Михаил Сумароков-Эльстон, игравший левой рукой.

Его будут неоднократно вызывать в Ливадию поиграть в теннис с государем. Причем игра с высокой особой будет идти безо всяких поблажек.

Император Николай II никогда не чурался спортивных занятий. Прекрасно развитый физически, он очень любил игру в теннис. Корты были во всех императорских резиденциях, в том числе в соседнем с усадьбой селе Ильинском.

А в самом имении Архангельское на теннисном корте часто мерялись силами и умениями дядя Павел и сын хозяев Николай, также считавшийся одной из лучших ракеток России. Здесь же изучал азы тенниса и второй сын – Феликс, полученные навыки он доведет до совершенства, обучаясь в Оксфорде.

Рок настигает женщин рода Юсуповых

Летом 1884 года княгиня Зинаида Николаевна Юсупова внезапно заболела. Подскочила температура и несколько дней продержалась около 42 градусов. Были вызваны лучшие врачи того времени, но они не смогли оказать помощь…

А молодой женщине – всего только 23 года, у нее годовалый сын. Приглашен Сергей Петрович Боткин – профессор клиники Медико-хирургической академии и всемирно известный мастер медицины, который вылечил тысячи больных. Но и он в бессильном отчаянии разводит руками.

Обо всем этом пишет в своем личном дневнике княгиня, причем старательно избегает указания конкретной причины столь грозного недуга. Все в духе соблюдения секретов семьи.

Можно предположить, что медики столкнулись с тяжелым случаем заражения крови, которое даже в наше время и при наличии спектра современных антибиотиков, представляет серьезную проблему.

В какой-то момент княгиня в полусне-полубреду узрела Иоанна Кронштадтского и попросила о встрече со священником. Отец Иоанн пришел и на коленях горячо молился у постели больной… Вскоре весь Петербург облетела весть о чуде исцеления княгини, только что умиравшей от сепсиса.

На сегодняшний день Иоанн Кронштадтский – молитвенник, чудотворец, прозорливец – причислен к лику святых…

После внезапной смерти младшей сестры Зинаида Николаевна будет твердо убеждена, что рок действительно существует, и что Татьяну обрекло на гибель именно ее выздоровление…

Теперь вы представляете, как княгиня Юсупова будет переживать и бояться, когда ее старший сын Николай приблизится к определенному фатумом 26-летию! И ведь дурное предчувствие ее не обмануло…

Загадочный обелиск

Шагая по дорожке к Кладовой над оврагом, нельзя было не заметить какое-то интересное здание, стоящее выше по склону, и обелиск возле него. Пришла пора рассмотреть их поближе.

Кто из нас не видел обелисков! Большие и маленькие, они установлены практически в каждом городе в честь какой-нибудь победы. Само же слово, обозначающее этот символ победы, имеет греческие корни, но появилось оно в этом языке лишь когда древние греки стали контактировать с Египтом.

Там, на родине гигантских пирамид, сфинксов и мумий массово резали в каменоломнях гранитные четырехгранные блоки, сужающиеся кверху. По мнению египтян, обелиски напоминали лучи солнца. Их, снабженных прославляющими надписями, как символы лучезарного небесного светила ставили перед храмами и рядом с гробницами.

А вот в Риме египетским сакральным символам нашли более земное применение. Там вертикальные каменные столпы служили указателями на дорогах и стержнями, выполняющими роль стрелки в солнечных часах.

Около обелиска я ходила, как лиса около винограда. Ведь не просто же так взметнулась в небо эта каменная глыба! Когда поставлена, в честь чего и что же она означает?

Немного грубоватая, но ведь чем-то она похожа на обелиск с картины Юбера Робера?

Или вот на эти обелиски, что стоят на столе в Большом доме.

Но об обелиске в Архангельском я так и не нашла никакой информации в интернете.

Может, кто из вас, друзья, что-нибудь знает?

Рухнувший мир князей Юсуповых и Колоннада

Смотрите, какой сегодня яркий и веселый день! И как здесь красиво. От центрального портика с купольной ротондой – словно раскинутые для объятия руки – идут по обе стороны сквозные колоннады, наполненные светом и воздухом. Это сооружение усадьбы так и называют – Колоннада.

Колоннада – излюбленное место проведения свадебных фотосессий, снимки между колонн выходят всегда эффектными. А когда идешь по такой, чуть приподнимешь голову вверх – и все, ты уже в другом веке…

Крутые ступени лестничных маршей, не оставляя возможности для размышления, уверенно ведут ко входу в Верхний зал.

Но, преодолев их, видишь перед собой запертую массивную дверь. Однако такое бывает не всегда, иногда счастливцы попадают внутрь – там, с мая по октябрь, проходят концерты классической музыки. И тогда везунчики могут поведать о зале, украшенном колоннами, о высоком куполе с обилием лепных деталей и барельефами, о потрясающей росписи ярко-синим, белым, и жаром горящим золотым.

В противоположность Верхнему, Нижний зал отличается особой строгостью. Зато в нем постоянно проходят какие-нибудь выставки.

А теперь я приглашаю вас, друзья, внимательно посмотреть на барабан купола.

Видите, что там изображено? Да ведь это ангелы! Почти полнообъемные фигуры божественных посланцев… Но смотрите: они печальны и низко склонили головы. А можете сказать, что у них в руках? Да, это факелы, перевернутые огнем вниз…

Факел вообще – важный и многозначный символ. Много лет в Советском Союзе в качестве эмблемы знания и просвещения использовали изображение пылающего факела. Международной эмблемой прогресса служит рука с факелом, пламень которого развевается по ветру.

В искусстве античности пламенеющий огнем факел означал жизнь, а обращенный горящей стороной к земле символизировал смерть.

Замечательное сооружение Колоннада строилось Юсуповыми как фамильный некрополь.

Правда, она ни единого дня не использовалось по прямому назначению. Более того, здание даже не успели освятить. Видите, на куполе нет креста? Пока строили этот памятный храм-усыпальницу, пока его отделывали – пришел 1917 год и грянула революция…

Если церковь Михаила Архангела самая ранняя постройка усадьбы, то усыпальница – самая поздняя.

Это кажется странным

Младший из сыновей Зинаиды Николаевны потом напишет: «Несколько дней спустя мы выехали в Архангельское на захороненье в семейной усыпальнице».

Согласитесь, запись какая-то странная. Мало того, что Колоннады в Архангельском еще нет, так ведь и родовая усыпальница князей Юсуповых находится не здесь, а в Спасском-Котове, где существует с конца XVIII столетия! Там, в почтенной древности Спасском храме, погребены усопшие князья Юсуповы.

Но в Архангельском, подле храма Михаила Архангела, покоится княжна Татьяна. В ее склеп безутешные родители временно захоронили тело Николая, предполагая позднее перенести останки в величественный мемориальный храм в честь святителя Николая, строительство которого семья начала уже весной следующего года.

Но тогда возникает новый вопрос: почему же на смиренном кладбище в Архангельском нет никакой, даже самой скромной, надписи о любимом сыне Николае Юсупове? Не кажется ли это вам странным?

Охота за сокровищами

Тайны и клады всегда интригуют, особенно в детстве… Кстати, посчастливилось ли вам найти хоть одно запрятанное сокровище? Вы улыбаетесь? А зря, между прочим. Так было всегда – в годины бедствий и социальных потрясений люди старались припрятать до лучших и безопасных времен то, что не потеряет цены.

А сколько их было – нашествий врагов, смут, бунтов, войн, революций… Не всегда за своим добром, укрытым от чужих и жадных рук, возвращались владельцы. Потому-то найденных кладов в России всегда было много. Даже мой дедушка однажды нашел клад. Вот я рассказывала об этом. Можете не сомневаться, что кладов, которые еще не найдены, гораздо больше.

…13 апреля 1919 года несметно богатые князья Юсуповы покинули не только усадьбу Архангельское, но и страну Россию. Навсегда. С собой они могли захватить лишь жалкие крохи из принадлежавших им сокровищ. Все их дворцы и обширные семейные коллекции стали собственностью советского государства, которое стало поступать с ними, как считало нужным.

Что-то из уникальных шедевров попало в Государственный музейный фонд, часть передали в Эрмитаж и Русский музей, кое-что из исторического наследия распылили по музеям страны. Но самым печальным в это время была массовая распродажа художественных ценностей на европейском рынке «для нужд индустриализации». Перед войной, на торгах в Берлине, князь Феликс лично видел выставленные для реализации вещи из дворцов Юсуповых.

Но денег большевикам все равно не хватало. Поэтому стоило хорошенько поискать, где же Юсуповы могли укрыть свои богатства! Начали с Питера, потом переключились на Москву. Поискали в летней резиденции семьи Архангельское, обследовали дворец в их любимом поместье Ракитное, где даже под двухсотлетним дубом землю поковыряли. На всякий случай обшарили все прочие 17 имений, рассеянных по всей России. Тщетно!

И вдруг летом 1925 года потрясающая находка! В юсуповском дворце на Мойке совершенно случайно найден клад огромной ценности – колье, броши, браслеты, диадемы, блюда, сервизы, кубки, солонки, серебряные скульптуры и даже скрипка Страдивари. Предметы из серебра потянули на 1120 кг, а золота, без учета оправ драгоценных изделий, оказалось почти 14 кг! Маленькая такая комнатка пряталась под главной лестницей дворца…

Беда в «русском Версале»

Сначала в Архангельском поправляли свое здоровье красноармейцы. Это было сразу после революции. Потом товарищи быстро разобрались, что к чему, и тут стал отдыхать уже исключительно комсостав РККА. В 30-е годы на территории усадьбы началось строительство корпусов военного санатория. Храм к этому времени уже не действовал, а потому в нем поселили строителей. И вот кому-то из сознательных работяг пришла в голову идея поискать юсуповские сокровища среди могил.

Склеп вскрыли, залезли в гробы. Сокровищ не нашли, но останки, за ненадобностью, побросали с крутого обрыва в Москва-реку.

Говорят, там был еще один гробик младенца – сына Зинаиды Николаевны. Так может быть вот почему так сильно болела княгиня – неудачные роды и вызванное ими инфекционное заражение?

Насколько правдива эта дикая история с гробами? Я зашла в храм Михаила Архангела и спросила о могиле Николая Юсупова. И мне сказали, что многие об этом спрашивают… Но тут же решительно заявили, что сейчас в склепе никто не похоронен, а все тела давным-давно эксгумировали.

Тот факел, что ярко горит для других

Наша прогулки по усадьбе Архангельское подходит к концу, мы возвращаемся к Большому дворцу.

Выходим из Святых ворот, проходим мимо гостевого домика, минуем чудесный ажурный мостик, и вот она – потрясающая работа мюнхенского скульптора К.Г. Барта, выполненная в 1905 году, – бронзовая скульптура обнаженного юноши.

Печально опустив голову, он сидит на постаменте в скорбном раздумье. Одна нога безвольно свесилась, другая поджата под сидящего. В правой руке лавровый венок, в левой – перевернутый факел, огонь которого вот-вот погаснет. Говорят, что эта скульптура, которая носит название «Скорбящий гений», создавалась как надгробие…

Ее увидела в 1908 году в заграничной поездке Зинаида Николаевна Юсупова и, не удержавшись, купила на аукционе. В том же году ранним утром 22 июня на Крестовском острове Петербурга раздались четыре выстрела. Причиной дуэли стала роковая Марина Гейден, а стрелялись ее муж – граф Мантейфель и возлюбленный. Сначала их разделяло тридцать шагов, затем расстояние сократили до пятнадцати…

Николай Юсупов оба выстрела произвел в воздух, тогда как ревнивый граф четвертым выстрелом не промахнулся. После случившегося очаровательная Марина проживет еще 66 лет, но так никогда и не увидит адресованного ей последнего письма любимого. Написанное в ночь перед дуэлью, оно останется в семейном архиве…


Верили или нет в древнее ногайское проклятие потомки Юсуповых – доподлинно неизвестно, но точно известно, что еще долго последующие поколения ограничивались одним ребенком в семье. Возможно, в наше время отлаженный механизм рока прекратил свою ужасную работу, ведь ногайская кровь в жилах семьи сильно разбавилась, да и потомки ее уже не носят фамилию Юсуповых?


Последний мужнин сюрприз для Зайдэ

В доме Юсуповых жила круглолицая старушка с добрым взглядом – мать отца. Сын Зинаиды Николаевны с юмором повествует о безобидных чудачествах милой бабушки, о шелковичных червях, которых та разводила со всей страстью по всему дому, о том, как гости давили этих гусениц, усаживаясь поудобнее в кресла.

Лукавый Феликс Юсупов! А ведь у него был куда более весомый повод для воспоминаний о бабушке Елене Сергеевне: компаньонкой престарелой дамы была молоденькая Зинаида Григорьева. С которой в 1910 году у Феликса-старшего начнется роман, что превратит князя в счастливого отца трех ее детишек. В эмиграции вторая семья старшего Феликса Феликсовича будет жить неподалеку от дома Юсуповых в Риме.

Взрослому сыну и законной жене об этом однажды станет известно. Что, конечно, пополнит чашу страданий Зинаиды Николаевны…

Однако в мемуарах Феликса об этом ни полслова. Многоодаренный человек, он в полной мере владел фамильным умением искусно обходить неудобные страницы семейной истории.

Для общественности эта тайна на свет всплыла совсем недавно.


А именно тогда, когда во Франции на торги в антикварном аукционе были выставлены вещи и произведения искусства, принадлежавшие Феликсу Юсупову и его жене Ирине. Среди прочего там была также переписка его отца Юсупова-Сумарокова-Эльстон с возлюбленной Зинаидой Григорьевой-Светиловой, включая письма престарелого князя к их детям.

Владельцем раритетов значился некто Виктор Контрерас, мексиканец по национальности.

Кто такой Виктор Контрерас

Это случилось в 1958 году. В один из весенних дней Виктор Мануэль Контрерас, 17-летний начинающий художник, изучавший искусство в Париже, был приглашен на обед в дом Юсуповых. Виктор зашел в гости и… остался там на пять лет.

Постаревший Феликс Феликсович и его жена Ирина взяли смуглолицего и улыбчивого юношу из экзотической страны под свое крыло. Несмотря на разницу в возрасте, юный художник особенно привязался к экстравагантному князю. Отвечая на нескромные вопросы журналистов, Виктор наотрез отверг сексуальную подоплеку их взаимоотношений: «Это была чисто платоническая дружба, хотя я был им очарован».


Не мучайтесь также, задавая себе вопрос, как юсуповские реликвии попали Контрерасу, тут все законно. После смерти четы Юсуповых так распорядилась их дочь Ирина.

В живописном городе Куэрнавака, где все дома укрыты сенью ветвей красной бугенвилии, беспечально проводит дни бывший обладатель невероятного шарма Виктор Контрерас. Сейчас ему за семьдесят, он вполне обеспеченный человек и состоявшийся художник. Его монументальные творения из бронзы украшают многие города Мексики и США, а также находятся в коллекциях у ценителей из доброго десятка стран.


Однажды Контрерас проговорился, что у него в доме хранится настоящее сокровище – собственноручное письмо князя, раскрывающее во всех деталях . Пока, правда, Виктор его продавать не намерен и даже никому не показывал, но кто знает…


А вот среди выставленных им на аукцион 270 лотов находился боярский костюм, в котором молодой Феликс блистал в 1912 году на балу в лондонском Альберт-Холле. Этот кафтан, пошитый из золотой парчи с красными цветами, но неведомо когда лишившийся бриллиантов и оторочки из соболей, был продан неизвестному покупателю за 62 тысячи евро.

А теперь – тадам! Вот он – Феликс Феликсович Юсупов в своем знаменитом кафтане и шапке.


Порочный красавец, одаренный талантом литератора и художника, князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон по сию пору занимает воображение многих и до сих пор остается одной из притягательных и загадочных фигур в русской истории.

Свято место пусто не бывает

Рассеялся дым от крейсера «Мальборо», увозившего навсегда законных владельцев Архангельского… Лишившись их, имение не осиротело – тут же объявились новые хозяева. И какие!

На какое-то время в Большом дворце усадьбы поселился председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. После смерти Ленина в Архангельском постоянно жила и работала Надежда Константиновна Крупская. Клара Цеткин, пламенная коммунистка, которой мы обязаны существованием Международного женского дня, с 1925 года и до последнего дня жила здесь в санатории.

На территории усадьбы и на реке часто видели отдыхающего Алексея Николаевича Косыгина. А сколько любопытных персонажей современной российской элиты сейчас проживает в скандальных дачах, понастроенных на землях вырубленных реликтовых рощ подмосковного имения Юсуповых… Впрочем, это уже за пределами нашей темы.

RSS, Email ​ Последняя из рода Юсуповых. | "Сияние" - Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861 - 1939).

"Всюду, где появлялась мать, она приносила свет, её взгляд сиял добротой и кротостью. Она одевалась со сдержанной элегантностью, не любила украшений и, хотя располагала лучшими в мире, появлялась в них только в особенных обстоятельствах..." (Ф.Юсупов)

Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1894 г.

Интересно сравнить этот портрет модного французского художника с описанием, которое оставил Леонид Пастернак о портретируемой на голицынском рисовальном вечере княгине Юсуповой.

"Я помню, кого мы рисовали... Это была одна из самых интересных женщин аристократического круга, просто, изящно одетая, только крупных жемчугов ожерелье служило ей украшеньем. Вся седая, что очень к ней шло, с молодым, здоровым и прекрасным цветом лица, - она была настоящей маркизой XVIII века, сошедшей со старинного портрета. При дворе ее называли "Сиянием", как нам потом сказала хозяйка дома. Это была княгиня Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон..."

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

И она действительно излучала свет и красоту. Обладая несметными богатствами, она хранила в своей душе самые ценные — доброту и милосердие. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова вошла в российскую историю не столько обладательницей миллионов, сколько великим российским меценатом, построившим школы, церкви, госпитали. Ее мягкий нрав, но твердый характер были хорошо известны и царской семье, только она могла быть абсолютно откровенной с венценосными особами.

Николай Борисович Юсупов

Княгиня Татьяна Александровна Юсупова-Рибопьер. Худ. Ф.К. Винтерхалтер.1858 г.

Зинаида Николаевна родилась в 1861 году в семье князя Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя древнейшего рода. Владелец заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб, поместий, он был неслыханно богат. В общей сложности за его семьей значилось более 2500 десятин пахотной и лесной земли. А ежегодный доход Юсуповых превышал 15 миллионов золотых рублей. Только в Петербурге они владели четырьмя дворцами, а чистая прибыль, например, в 1910 году, составляла 865 500 рублей. Богатству этой семьи удивлялись даже представители правящей династии. Великий князь Гавриил Константинович Романов вспоминал о посещении Юсуповых в их крымском имении: «Мы как-то обедали у Юсуповых. Они жили по-царски. За стулом княгини стоял расшитый золотом татарин и менял ей блюда. Мне помнится, что стол был очень красиво накрыт…»

The Theater of Yusupov Palace in saint petersburg

Но вся эта роскошь не мешала отцу Зинаиды Николаевны, гофмейстеру царского двора, прослыть щедрым, великодушным человеком. И судя по воспоминаниям современников благие дела были действительно важной частью его жизни. Известно, что в 1854 году во время Крымской войны он вооружил два артиллерийских батальона, а в Русско-турецкую войну подарил армии санитарный поезд, который перевозил раненых из полевых лазаретов в госпитали Петербурга. Полностью содержал институт для глухонемых и основал множество благотворительных фондов.

При этом вдовствующая императрица Мария Федоровна вспоминала, как в целях экономии князь Юсупов не давал зажигать свечи во всех комнатах его большого дома-дворца, и гости всегда собирались лишь в нескольких освещенных залах, где им было весьма тесновато. А его собственная дочь Зинаида «до смерти» боялась ездить с отцом за границу, потому как тот останавливался в дешевых номерах самых простых отелей и по отъезде удалялся через тайный ход, чтобы не оставлять лакеям чаевых.

Его блистательная дочь унаследовала от отца все самое лучшее, в том числе умение отдавать. Умная, образованная, чуткая, нежная, она была одной из первых красавиц Петербурга, наряду с императрицей Марией Федоровной и княжной Ириной Александровной Романовой. Сияние, одним словом. Юсупова достойно носила свою фамилию, и как ни стараются некоторые историки найти какие-либо компромиссы в ее натуре, намекая на отношения с художником Валентином Серовым, скорее всего, их домыслы тщетны.

Не той Зинаида Николаевна была породы.

Ее родословная берет начало в VI веке — с восточного правителя Абубекира, одним из потомков которого был хан Юсуф, правитель Ногайской Орды. Именно его Иван Грозный привечал и называл братом, а к Ногайской Орде относился как к суверенному государству. Потомок хана Юсуфа, Абдул-Мурза, принял православие, за что и был проклят родней. Осев на московских землях, он стал называться Юсуповым.

дочь Юсуфа - Сумбека (1520-1557)

Абдул Мирза принявший в 1681 году православие

Кстати, сохранившейся информацией о древнем роде наши современники во многом обязаны опять же отцу Зинаиды — князю Николаю Борисовичу, который написал родословную Юсуповых. Помимо литературного дара князь обладал еще и музыкальными талантами, великолепно играл на скрипке, и инструменты у него были соответствующие: «Амати» и «Страдивари». Будучи вице-директором Петербургской публичной библиотеки, покровителем талантов и большим любителем искусства, князь привлекал к миру прекрасного и своих дочерей: Татьяну и Зинаиду (третий ребенок в семье, сын Борис, умер в младенчестве от скарлатины).

Портрет князя Николая Юсупова

Мать девочек, графиня Татьяна Александровна де Рибопьер, также занималась воспитанием дочерей — с малых лет они были знакомы с тонкостями этикета. Однажды в гости к Юсуповым пришел какой-то господин, и пока графиня готовилась принять его, семилетняя Зинаида развлекала гостя: угощала чаем, сладостями, сигарами, но тот оставался неприветным. Когда же, израсходовав весь арсенал средств, девочка спросила, не хочет ли гость «пи-пи», господин неожиданно развеселился и стал хохотать как сумасшедший.

Княгиня Татьяна Александровна Юсупова-Рибопьер.

Татьяна Александровна была умной, доброй и красивой женщиной — такой она запомнилась домашним. Вокруг нее всегда вились приживалки и всевозможные родственницы, у одной из них и поручений-то было — хранить соболью муфту хозяйки. А последняя была настолько милосердна, что даже бровью не повела, когда после смерти хранительницы коробку из-под муфты нашли пустой…

граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, генерал-лейтенант

Образование девочкам давали приглашенные учителя. Зинаида Николаевна знала несколько языков, разбиралась в философии, литературе, искусстве, и поскольку в доме отца всегда гостили интереснейшие люди — музыканты, писатели, художники, — она легко общалась с ними и слыла знатоком во многих вопросах. Разбиралась княжна и в политических моментах, а порой была и их свидетелем.

Так, в 1875 году на одном из пиров в доме Юсуповых состоялся исторический разговор между Александром III и французским генералом Ле Фло, который прибыл в Россию искать помощи в неприятной ситуации с Бисмарком, пожелавшим «покончить с Францией». Князю Юсупову было поручено устроить прием. После домашнего спектакля царь остановился у окна в фойе, и Ле Фло подошел к нему для разговора. В этот момент Николай Борисович подозвал свою дочь и сказал: «Смотри и помни: на твоих глазах решается судьба Франции».

В 18 лет княжна уже занималась активной благотворительностью: она стала попечительницей приюта солдатских вдов. А чуть позже под ее покровительство попали десятки приютов, больниц, гимназий Петербурга. В 1883 году Зинаида помогала семьям черногорцев, пострадавшим в борьбе с турками, а в Первую мировую войну на ее средства оборудовались поезда и лазареты, организовывались госпитали и санатории для раненых, в том числе и в ее имениях.

Зинаида Николаевна

Татьяна Николаевна Юсупова

Сестры Юсуповы: Зинаида и Татьяна Юсуповы.

Так случилось, что Зинаида Николаевна осталась единственной наследницей рода: ее сестра Татьяна в возрасте 22 лет умерла от тифа.

Под этим гранитным надгробием, погребена юная дочь Николая Борисовича Юсупова (родная сестра Зинаиды Николавны Юсуповой) Горюя об утрате, князь приказал похоронить ее возле дома, чтобы она всегда была на его глазах. На плите была установлена скульптура работы М. М. Антокольского «Ангел молитвы». Когда имя скульптора стало слишком известным, статую ради сохранности перенесли в 1936 году в один из парковых павильонов «Чайный домик»

На руку богатой невесты претендовали самые знатные женихи, в том числе и августейшие особы, но княжна ждала настоящей любви. Можно представить себе, насколько красива она была в девичестве, если в замужестве имела такой портрет: «Матушка была восхитительна, — вспоминает ее сын Феликс. — Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованиями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность». Зинаида Николаевна не румянилась и не пудрилась, столь совершенна была ее природная красота. Из всей косметики она употребляла лосьон домашнего приготовления из лимонного сока, яичного белка и водки. И при всей своей душевной скромности считалась первой модницей Петербурга: ее наряды сводили всех с ума. Особенно горевала по этому поводу большая модница той эпохи — сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Федоровна. Но как соперничать с самой Юсуповой, в коллекции драгоценностей которой были вещи европейских венценосных особ. Знала она и про королевскую мебель Марии-Антуанетты в гостиной Зинаиды Николаевны, и про люстру маркизы де Помпадур… Любимым украшением Юсуповой была уникальная жемчужина Пелегрина.

С ней она не расставалась. Эту жемчужину можно видеть на портрете Зинаиды Николаевны кисти Ф.Фламинга. Потом, в далекой эмиграции, ее сын Феликс выручит за жемчуг не бог весть какую сумму, и след талисмана красивейшей женщины растворится. Вообще, страсть к коллекционированию камней у Юсуповых была в роду.

Помимо увлечения модными нарядами и украшениями княгиня любила танцы. Говорят, в ночь перед рождением Феликса она без устали танцевала в Зимнем. Известен и такой эпизод: однажды на балу, где все были одеты в боярское платье XVII века, император попросил княгиню сплясать русскую. Она пошла без подготовки, но движения ее были настолько совершенны, что танцовщицу вызывали пять раз.

Театральный режиссер Станиславский приглашал ее к себе в труппу. А вот свидетельство Эулалии, тетки испанского короля, гостившей в России: «Княгиня была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля… На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове — кокошник, по-нашему диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один — целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу…»

Зинаида Николаевна Юсупова в костюме боярыни.

Константин Маковский "Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме". 1900

«Древней императрице» стукнуло 20, от кавалеров не было отбоя, и все получали отказ. А князь, волнуясь о внуках, продолжал посылать дочери принца за принцем. Но любовь к Юсуповой пришла сама, как в хорошем любовном романе. Однажды, чтобы уважить отца, княжна согласилась встретиться с очередным кавалером — князем Баттенбергом, претендентом на болгарский престол. В его свите состоял офицер Феликс Эльстон, который, как планировалось, должен был представить принца Зинаиде Николаевне.

Встреча состоялась, но, несмотря на предварительную переписку, Баттенбергу было отказано — княжна Юсупова влюбилась с первого взгляда в Феликса Эльстона и на следующий день приняла его предложение руки и сердца. Этот гвардейский поручик был внуком прусского короля Фридриха Вильгельма IV, а его отец, Феликс Эльстон-первый, женился в свое время на последней представительнице рода Сумароковых — графине Елене Сергеевне и получил государево позволение принять фамилию и титул супруги. По этой причине муж Зинаиды Николаевны до женитьбы носил двойную фамилию, а потом, как и в случае с отцом, получил царское разрешение называться князем Юсуповым (поскольку женился на последней представительнице этого рода).

В. Серов. Феликс Сумароков-Эльстон-Юсупов на коне (1903)

По воспоминаниям сына Юсуповой, Феликса Эльстона-третьего, он был «очень хорош, высок, тонок, элегантен, кареглаз и черноволос», имел более здравомыслия, чем глубокомыслия; за доброту его любили простые люди, особенно подчиненные, но за прямоту и резкость недолюбливало начальство. Муж Зинаиды Николаевны всю жизнь следовал девизу рода Сумароковых: «Прямою дорогой!» В юности он мечтал о карьере военного и поступил в гвардейский полк. Впоследствии командовал им, стал генералом, а в конце 1914 года император отправил его с государственными поручениями за границу и по возвращении назначил генерал-губернатором Москвы.

Свадьба княжны Зинаиды Юсуповой и Феликса Эльстона-Сумарокова состоялась весной 1882 года и надолго стала главной новостью Петербурга: отчего первая красавица с таким приданым пошла под венец с простым гвардейским офицером? Можно представить, как по этому поводу печалился старый князь, который видел дочь на троне, но идти против ее желаний не стал. То, что супруги были очень разными, замечали все: она — открытая и жизнерадостная, он — молчаливый, подчас неприветливый и угрюмый. И тем не менее они прожили всю жизнь вместе. Зинаида Николаевна была при муже неотлучно, ездила с ним во все поездки и командировки, принимала его друзей — людей совершенно другого круга, нежели тот, к которому она привыкла с детства.

И никому не давала повода усомниться в своем выборе. А ее отвергнутые поклонники тем временем предпринимали самые невероятные попытки удостоиться ее внимания. Однажды муж княгини запретил светскому кавалеру князю Виттенштейну появляться у них в доме — слишком часто тот кружил вокруг Зинаиды Николаевны. Но поклонник не растерялся и решил ответить на запрет — он влетел в покои Юсуповой, которую боготворил с юности, на прекрасном арабском скакуне и бросил к ее ногам букет алых роз… Тогда Феликс Эльстон-второй вбежал в комнату супруги с пистолетом и сказал, что в следующий раз пристрелит его, как вора, который собирается похитить у князя самое большое сокровище в его жизни.

с первенцем Николаем.

Первенец Николай, названный в честь деда, появился у княгини в 1883 году, второй сын, Феликс, — пятью годами позже. Всего же Зинаида Николаевна родила четверых детей, но двое умерли в младенчестве. А вскоре после рождения старшего - Николая - и сама чуть не умерла. Врачи не смогли даже поставить точный диагноз и посчитали, что княгиня заразилась тифом. Но все оказалось гораздо страшнее - после преждевременных родов началось заражение крови. Княгиню считали безнадежной, а знаменитый профессор Боткин, лично ее лечивший, только беспомощно разводил руками, - сорокаградусную температуру невозможно было сбить, отказывала печень, а по всему телу уже появились темные пятна… В 23 года трудно поверить в собственную смерть, но постепенно и сама Зинаида начала осознавать, что ей осталось недолго. В одну из тяжелых бессонных ночей она неожиданно вспомнила об о. Иоанне Кронштадтском - слава о нем уже тогда гремела по всей России.

Ей очень захотелось увидеть его перед смертью, - не из-за надежды на чудо исцеления, а просто ради возможности поговорить с этим замечательным человеком. Семья Юсуповых давно хотела познакомиться с ним, но все как-то откладывалось, не получалось… В Кронштадт послали старого надежного слугу, и о. Иоанн, узнав, в каком состоянии находится больная, отложил все дела и сразу приехал. То, как он молился, Зинаида Николаевна запомнила на всю жизнь. Боткин, с которым о. Иоанн, уходя, столкнулся в дверях, обратился к нему: «Помогите нам!» - что очень удивило окружающих, - профессор был известен своим скептицизмом и свободомыслием. Через несколько дней о. Иоанн причастил княгиню, и она впервые за долгое время спокойно уснула. Температура спала, и, проснувшись, Зинаида Николаевна почувствовала себя совершенно здоровой. У постели на коленях стоял муж, а рядом молча плакал профессор Боткин. Уже через неделю княгиня встала. А через 3 года у нее родился второй сын - Феликс, знаменитый убийца Григория Распутина. Но пока до тех страшных времен перед началом революции было еще очень далеко…

Пятилетний Николай не хотел принимать брата. Привыкший к вниманию и не желая его ни с кем делить, он даже предлагал выбросить малыша в окно… Услыхав такое, Феликс Эльстон решительно отчитал супругу, что та избаловала ребенка. Но мягкая, терпеливая Зинаида Николаевна все свела к миру, пообещав исправиться. Поначалу братья не дружили, чем очень печалили свою мать, и в то же время каждый по отдельности обожал ее до страсти, как вспоминал Феликс-младший. А княгиня воспитывала их словом и примером: «Чем больше дано вам, — говорила она сыновьям, — тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».

Братья Юсуповы: Николай и Феликс.

F.Flameng Портрет княгини З. Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском 1894

Их проказам в детстве не было конца, озоровали они и в будни, и в праздники. Особой мишенью для затей были старухи-аристократки, приходившие в дом на праздники. Говорили они только по-французски и восторгались теми, кто отправлял стирать свое белье в Париж. Братья подкарауливали их в лифте и останавливали его между этажами… Крик старух расходился гулом по залам. Но самые памятные были, конечно же, грандиозные праздники, которые устраивались в их доме на Мойке.

Садовников В.С. Званый вечер в доме Юсуповых. Акварель. 1852-1854 гг.

Например, подготовка к Рождеству начиналась загодя. Наряжалась высоченная елка. А гости приходили с чемоданами, чтобы унести все подарки. На следующий день елка устраивалась для прислуги с семьями. Княгиня за месяц опрашивала всех слуг, кому что подарить. Слуга араб Али однажды попросил у нее «красивый штука». «Штукой» оказалась диадема с бурмитским зерном и бриллиантами, которую Юсупова надевала, отправляясь на балы в Зимний. И когда Али увидел Зинаиду Николаевну, одетую обычно просто, а тут в роскошном платье и в ослепительных драгоценностях, он обомлел и пал перед ней ниц, приняв за божество.

Праздничная иллюминация дворца Юсуповых на Мойке. В.С.Садовников.1856 г.

Николай Петрович Богданов-Бельский Портрет Н. Ф. Юсупова, 1911

Феликс Юсупов позирует художнику Валентину Серову

В. Серов. Портрет князя Феликса Юсупова (1903)

По-настоящему Николай и Феликс сблизились, когда младшему исполнилось 16, а старший оканчивал Петербургский университет и организовывал актерскую труппу, игравшую по частным театрам. В эту труппу он пригласил и Феликса, поручив ему роль гнома, но братец страшно оскорбился такой ролью и навсегда забросил мысли о театре. Николай же подавал большие надежды и, наверное, достиг бы и на театральном, и на литературном поприще многого, не случись трагедии — 22 июня 1908 года, не дожив до 26 лет, он был застрелен на дуэли на Крестовском острове из-за своей любви — Марины Гейден, замужней дочери контр-адмирала царской свиты. Гибель сына перевернула жизнь княгини Юсуповой. Возможно, потом она вспоминала тот день, когда Николай пришел просить родительского благословения на брак с еще незамужней тогда Мариной, — родители были против… Пережив нервное заболевание, княгиня так и не избавилась от его последствий. Все, что у нее осталось от сына, — фотографии и портрет, написанный Серовым.

с сыновьями на охоте

Зинаида Николаевна продолжала вести активную деятельность во благо людей: создавала столовые для голодающих, патронировала Елизаветинский приют, женскую гимназию в Ялте, строила школы и церкви. Подала идею и оплатила создание в московском Музее изящных искусств Греко-римского зала, пополнила его коллекцию предметами искусств из собственной коллекции. Она следовала делу отца и деда, которые оставили такое завещание: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами… завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества».

Александровский С. Ф. портрет Зинаиды Николаевны

Феликс и Ирина

О милосердии княгини Юсуповой ходили легенды. Сохранились свидетельства тех, кто лечился в ее госпиталях. В частности, военный инженер В.М. Догадин, прибывший в санаторий Зинаиды Николаевны в имение в Кореизе, записал, что офицеров здесь приглашали к обедам и вечернему чаю, что гости сидели за красивым столом и вели непринужденные беседы, что княгиня знала о состоянии всех тяжелобольных и была очень сердечна…

В начале Первой мировой войны Юсуповы, как и многие богатые семьи, перевели свои вклады из иностранных банков в Российский и после революции остались практически ни с чем. Не удалось им увезти за границу и фамильные драгоценности, несмотря на то что Феликс смог доставить их из Петрограда в Москву в тайник, во дворце в Харитоньевском переулке — все это оказалось в руках новой власти.

дорвались......

И тем не менее после Февральской революции Юсуповы не уехали из России сразу, сначала они переселились в Крым — в имение царской семьи Ай-Тодор.

Под арестом......

А 13 апреля 1919 года они навсегда покинули Россию на борту английского миноносца «Мальборо», который прислал за вдовствующей императрицей Марией Федоровной ее племянник король Георг V.

Феликс и Ирина Юсуповы на благотворительном аукционе. Лондон, 1919 год.

В эмиграции Юсуповы приобрели дом в Булонском лесу под Парижем, а потом перебрались в Италию, оставив дом Феликсу и Ирине.

с внучкой Ириной

В 1928 году Зинаида Николаевна похоронила мужа и после жила радостями внучки. В эмиграции она провела 22 года и умерла в 1939-м. Похоронена княгиня Юсупова на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Вместе с ней в одной могиле покоятся сын, невестка и внучка — после смерти матери денег на отдельные могилы у Феликса не осталось.

Могила кн. Юсупова Ф.Ф., кн. Юсуповой З.Н., кн. Юсуповой И.А., гр. Шереметевой И.Ф. и гр. Шереметева Н.Д. в Сент-Женевьев-де-Буа

Этот русский погост в городке под Парижем.
"Новгородская" церковь - проект Бенуа.
Аккуратно газончик у входа подстрижен.
Я во снах снова в Сен-Женевьев де Буа.
Умереть на чужбине и жить там изгоем…
Над могилою Галича осень дождит.
Книги Бунина юным читал я запоем,
А теперь мой кумир под Парижем лежит.
На надгробии надпись "Князь Феликс Юсупов".
Рядом лег Павел Струве и князь Трубецкой.
А землицы здесь мало, всё сжато и скупо.
Прикандалены к Франции с русской тоской.
Помолись за них, милый священник Евлогий,
Они грешны, как все, отмоли их грехи.
Наших русских погостов по свету так много,
На камнях их могильных - исландские мхи.
(О.М.Иванов)

Портрет князя Ф.Ф. Юсупова кисти Зинаиды Серебряковой. Париж. 1925 г

Княгиня Ирина Юсупова 1925,

Прошло много лет, и старый аристократ Феликс Юсупов, доживал свой век в Париже в компании состарившейся жены и своего верного слуги Гриши. Как несметно богатый в прошлом человек и настоящий русский барин, он не умел считать деньги, не знал настоящую цену вещам. У него никогда не было бумажника.

Федор Павлов Портрет князя Феликса Юсупова

Деньги лежали повсюду в конвертах, и он раздавал их всем, кто ни попросит, не считая. Поэтому очень скоро старый князь оказался совершенно без средств. Тогда он взял заветную жемчужину, которую бережно хранил все эти годы, и отправился к знаменитому парижскому ювелиру Картье.

Сколько вы сможете мне за нее дать, мсье? - скромно спросил Юсупов.

Увидев легендарную драгоценность, бедный француз от волнения лишился дара речи. Он сразу понял, что перед ним - знаменитая «Пелегрина». В мире были только три такие жемчужины, и вот одна из них, таинственно мерцая, лежала сейчас перед ним.

Разумеется, сметливый ювелир тут же ее купил, а через некоторое время бесценная реликвия была продана на аукционе Кристи в Женеве анонимному покупателю (предполагают, что этим покупателем была Элизабет Тейлор) за 2 миллиона 780 тысяч франков - невиданные по тем временам деньги. Разумеется, самому Юсупову Картье заплатил гораздо меньше, но все же весьма приличную сумму.

Увы, и эти деньги беспечный Феликс Феликсович тоже быстро потратил. Он кончил тем, что под старость стал жить на средства своего верного слуги Гриши…

Что же касается легенды о древнем проклятии рода до самого его уничтожения, то оно, по рассказам старших Юсуповых, заключалось в следующем: все, кроме одного, наследники мужского пола во всех поколениях князей жили не более 26 лет. Пришло это проклятие с того исторического момента, когда потомки хана Юсуфа приняли христианство и были прокляты своими сородичами. И действительно, сколько бы детей ни рождалось в юсуповских семьях, порог 26-летия преодолевал лишь один наследник.

На рубеже XIX—XX веков Зинаида Николаевна Юсупова, возродившая традиционные встречи художников и музыкантов в Архангельском, построенном ее дедом, пригласила Валентина Серова написать портреты членов ее семьи. Художник, отказавшийся после событий 9 января писать портрет царя, к княгине приехал и некоторое время жил в Архангельском. Он был неподдельно удивлен широтой и чистотой души этой необыкновенной женщины. По окончании работы над ее портретом он также был рад, что ему удалось передать тот свет, который она излучала, и ту внутреннюю загадку, которая крылась в ней. Однажды в разговоре с Юсуповой Серов заметил: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Вы говорите, вам - седьмой десяток лет?
Конечно, с вашей я уверую подачи,
Сударыня, в сие известие, иначе
Подумал бы, что вам и трех десятков нет.
Итак, вам шестьдесят, вы говорите, лет.
На том благодарю. А думай я, что тридцать,
В вас, разумеется, не смог бы не влюбиться!
И, с вами коротко не будучи знаком,
Не насладился бы любовью целиком!
Итак, сударыня, вам нынче шестьдесят,
И в вас влюбленности не прячут стар и млад.
Вам шестьдесят. И что? Для любящего взгляда
Не только шестьдесят - и сотня не преграда.
И к лучшему - когда уже за шестьдесят!
Тускнее лепестки - сильнее аромат.
Когда в цвету душа, над ней не властны зимы.
И прелести ее вовек неотразимы.
Незрелая краса немного и поймет.
А с вами разговор - и острота, и мед.
И только вы одна поймете и простите.
И в вас, как ниточки в одной единой нити,
И ум, и доброта. И я, по правде, рад,
Что вам исполнилось сегодня шестьдесят!
(из писем Зинаиде Юсуповой, автор неизвестен)

Но все возвращается к своему началу. Правнучка княгини, Ксения, которая родилась в Париже в 1942 году, весной 1991 года впервые перешагнула порог дворца Юсуповых на Мойке, дом, в котором прошла жизнь многих поколений Юсуповых, а в 1994 году она, стоя на парадной лестнице дворца, на правах хозяйки встречала гостей «Петербургских сезонов», которые открывались большим рождественским балом. В этом же году осенью в полуразрушенном фамильном храме Спаса Нерукотворного Образа в Подмосковье она присутствовала на литии - православном церковном обряде очищения от скверны, которой были подвергнуты храм и могилы предков. В северном пределе этой усадебной церкви сохранилось пять семейных захоронений.

Ирина Феликсовна с Ксенией

Ксения Николаевна Сфири, внучка князя Ф.Ф. Юсупова

В своем интервью она говорила те слова, которые, наверное, могла бы сказать и Зинаида Николаевна:«Я безумно люблю Россию, мой родной Петербург, который считаю самым красивым городом на земле, чувствую себя частичкой своей родины. Мои родители никогда не отказывались от русского гражданства и не хотели принимать иностранное. Они так и умерли. А я получила греческое подданство, лишь когда вышла замуж за грека. Именно поэтому я и решила стать теперь гражданкой России, обратилась в посольство с просьбой выдать мне российский паспорт. В посольстве мне неожиданно сказали, что со мной хочет встретиться новый президент Владимир Путин. Что ж, я бы с удовольствием с ним познакомилась…»

А Я С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОСМОТРЕЛА ЭТИ ВИДЕО:

Великие Династии: - Юсуповы

Отечество и судьбы:Женщины рода Юсуповых

Женщины в русской истории. Юсупова Зинаида Николаевна

Юсуповский дворец

Усадьба Архангельское Юсуповы


...
Часть 10 -
Часть 11 -
Часть 12 -


Княгиня З.Н. Юсупова.

Вдохновительница

Среди вдохновителей убийства едва ли не главное место занимает мать одного из убийц – Зинаида Николаевна княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон (1861–1939). С Царской Семьей и Ее Другом у нее были свои личные счеты…
22 июня 1908 г. на дуэли был убит ее старший сын Николай. Причиной поединка было недопустимо дерзостное открытое волокитство его за женой офицера-конногвардейца.


Н.П. Богданов-Бельский. Портрет Н.Ф. Юсупова. 1900-е годы.

Согласно существовавшим в то время правилам, для дуэли было необходимо разрешение Императора. Государь дал Свое согласие. Н.Ф. Юсупов был убит, что и явилось спусковым крючком к разрушительной деятельности княгини З.Н. Юсуповой и ее сына-наперсника Феликса. Чтобы прекратить любые сношения с офицерами-гвардейцами, всецело сочувствовавшими их оскобленному собрату, княгиня заставила находившегося под сильным ее влиянием супруга подать в отставку с должности командира Кавалергардского полка Императорской Гвардии.


Князь Ф.Ф. Юсупов старший в рабочем кабинете Л.-Гв. Кавалергардского полка. В правом углу портрет супруги княгини Зинаиды Юсуповой

Другой причиной гнева княгини Зинаиды на Государя были уже служебные неудачи ее незадачливого и недалекого мужа – князя Феликса Феликсовича Юсупова графа Сумарокова-Эльстона старшего. 17 мая 1915 г. его назначили главным начальником Московского военного округа и генерал-губернатором Москвы. Вскоре, однако, после немецкого погрома в Москве, допущенного во многом благодаря преступному бездействию князя Феликса-старшего, он был отставлен от должности.


Князь Ф.Ф. Юсупов-старший по прибытии в Москву, на Николаевском вокзале принимает рапорты подчиненных. Май 1915 г.

Наконец третьей причиной ненависти, на сей раз направленной уже против Царского Друга, были переживании княгини З.Н. Юсуповой, предшествовавшие женитьбе ее младшего сына Феликса на племяннице Государя – Княжне Императорской Крови Ирине Александровне. Считалось, что Г.Е. Распутин, рассказавший о его гомосексуальных наклонностях Императрице Александре Феодоровне, чуть не расстроил честолюбивые планы безумной матери.


Княгиня З.Н. Юсупова с сыном Феликсом. 1901 г. Москва. Фото из семейного альбома князей Юсуповых. Собрание музея «Наша эпоха» (Москва)

О том, какие это имело последствия, свидетельствуют дошедшие до нас документы.
«Моя мать, – писал князь Ф.Ф. Юсупов, – одной из первых подняла голос против “старца”. После долгого разговора с Царицей она на мгновение поверила, что поколебала Ее доверие к “русскому крестьянину”. […] Летом 1916 года ее отношения с Государыней были уже какое-то время прерваны, когда, решив сделать последнюю попытку, она испросила приема в Александровском Дворце. Ее Величество приняла ее очень холодно и, как только узнала цель визита, предложила ей покинуть Дворец. Мать заявила, что не уйдет, не высказав того, что имеет сказать. Она говорила долго. Когда она закончила, Императрица, слушавшая молча, поднялась и отпустила ее со словами: “Я надеюсь никогда больше Вас не увидеть”».


Княгиня З.Н. Юсупова с сыном Феликсом на даче Юсуповых в Царском Селе (Павловское шоссе, 30). Фото из альбома А.А. Вырубовой.

Из писем княгини З.Н. Юсуповой сыну: (18.11.1916): «Пока книга [Г.Е. Распутин] не будет уничтожена, а Валидэ [Императрица] укрощена, ничего сделать нельзя, скажи это дяде Мише [Родзянко]»; (25.11.1916): «Теперь поздно, без скандала не обойтись, а тогда можно было всё спасти, требуя удаления управляющего на все время войны и невмешательства Валидэ [Императрицы] в государственные вопросы. И теперь, я повторяю, что пока эти два вопроса не будут ликвидированы, ничего не выйдет мирным путем, скажи это дяде Мише [М.В. Родзянко] от меня».


Князь Ф.Ф. Юсупов со своей невестой – Княгиней Императорской Крови Ириной Александровной.

Из письма жены председателя Думы А.Н. Родзянко своей родственнице княгине З.Н. Юсуповой (1.12.1916): «Все назначения, перемены, судьбы Думы, мирные переговоры – в руках сумасшедшей немки, Распутина, Вырубовой, Питирима и Протопопова». Из ее же письма тому же адресату (24.12.1916): «Несмотря на весь окружающий нас мрак, я твердо верю, что мы выйдем победителями как в борьбе с внешним врагом, так и с внутренним. Не может Святая Русь погибнуть от шайки сумасшедших и низких людей: слишком много пролито благородной крови за славу и честь России, чтобы дьявольская сила взяла верх».
Первым в путь всея земли, в ночь на 11 июня (н.ст.) 1928 г. отправился князь Феликс Юсупов-старший. За некоторое время до кончины он был разбит ударом после того, как он узнал из газет об очередном позорном сексуальном скандале неугомонного своего сынка. Местом последнего пребывания дряхлого старика «с завалившейся набок головой с неразборчивой речью» была постель в маленьком римском домишке. Похоронили его на римском кладбище Тестаччо.


Княгиня З.Н. Юсупова в последние годы жизни.

Привыкшая всегда и во всем быть первой, богатейшая женщина Российской Империи, не остановившаяся ни перед чем, чтобы в угоду личной мести уничтожить Царского Друга, а через него Императрицу и с ними заодно и всю Россию, княгиня Зинаида Юсупова, скончалась, будучи выселенной из наемной квартиры, в маленькой комнатушке одного из парижских домов для престарелых утром 24 ноября (н.ст.) 1939 г.


Могила князей Юсуповых на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

В гробу княгиня, сроду не носившая ничего, кроме модных шляп, впервые лежала в простом платке. Погребли ее не рядом с мужем, которого за его недалекость она слегка презирала, а на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рядом, под одним с ней крестом, упокоятся впоследствии ее сын и невестка.


Богатейшая наследница древнего аристократического рода, княгиня, которую при дворе называли не иначе как «Сияние», Зинаида Николаевна Юсупова прославилась не только своей красотой и богатством, но и активной благотворительной деятельностью: на ее средства были построены школы, церкви и госпитали. Однако путь к личному счастью был для нее тернистым – ее сыновья умирали один за другим. Говорили, что это было результатом древнего родового проклятия, преследовавшего не одно поколение Юсуповых.






Зинаида Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.





Зинаида Юсупова была не только одной из самых завидных невест, но и одной из первых красавиц Петербурга. За чистоту и свет, которые она излучала, при дворе ее называли «Сиянием». К тому же княгиня получила хорошее образование, говорила на нескольких языках и была так же умна и великодушна, как ее отец. К ней сватались самые знатные женихи, но все они получали отказ.





Ее выбор стал неожиданностью как для семьи, так и для всего высшего света: княгиня вышла замуж за гвардейского офицера Феликса Эльстона. Этот брак называли мезальянсом – граф был ниже супруги и по положению, и по уровню достатка. Княгиня твердо решила стать женой только того, кого полюбит, и отец ей в этом не препятствовал, хотя и был недоволен ее выбором.



Княгиня Юсуповы родила 4-х детей, но двое из них умерли в младенчестве. Выжили два сына – Николай и Феликс. Старший Николай не хотел делить родителей с братом и даже предлагал выбросить его в окно. Как позже выяснилось, он был напуган рассказами прислуги о древнем проклятии рода Юсуповых, согласно которому в каждом поколении мог остаться в живых только один сын, а если рождалось больше, то остальные умирали до 26 лет. Если верить семейному преданию, потомки основателя рода хана Юсуфа были прокляты своими сородичами после того, как изменили магометанству и приняли христианство.





Княгиня была достаточно умна для того, чтобы не верить подобным слухам, если бы это проклятие не сбывалось в каждом из поколений. Убедиться в его реальности ей довелось, когда Николай погиб на 26-м году жизни. Он полюбил замужнюю женщину, стрелялся из-за нее и был убит на дуэли мужем возлюбленной.



Перед революцией младший сын, Феликс, организовал убийство Г. Распутина, и мать поддержала его в этом, так как считала, что он освободил Россию от чудовища, терзавшего всю страну. Феликс Юсупов тоже искренне восхищался матерью: «Она была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты. Ничто не могло сопротивляться ее очарованию».



С такой характеристикой был согласен и художник В. Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, но княгиня Юсупова вызывала в нем восхищение: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».





В 1900 г., еще до гибели старшего сына, княгиня с мужем составили завещание, в котором говорилось: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества». После революции княгиня с семьей эмигрировала во Францию. За границей она провела оставшиеся 22 года своей жизни. Ее похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.





На средства княгини был сооружен греко-римский зал музея Изящных искусств. Зинаида Юсупова навсегда осталась одной из первых

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама