THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Амит Госвами (Amit Goswami) — заслуженный профессор факультета теоретической физики университета Орегона, Юджин, шт. Орегон, где он работал с 1968 года.

Пионер новой научной парадигмы, называемой «наука внутри сознания». Госвами является автором очень популярного учебника «Квантовая механика» (Quantum Mechanics), которым пользуются многие университеты мира. Его двухтомник для обычных читателей «Взгляд физика на природу» (The Physicist’s View of Nature) прослеживает спад и повторное открытие идеи Бога в науке.

Госвами также написал много популярных книг на основе своих исследований квантовой физики и сознания: «Самосознающая Вселенная» (The Self-Aware Universe), «Воображаемое окно» (The Visionary Window), «Физика души» (Physics of the Soul) «Квантовое творчество» (Quantum Creativity), Квантовый доктор" (The Quantum Doctor).

В своей последней книге «Бог не умер» (God is Not Dead) он рассматривает, что говорит квантовая физика о наших корнях, и как мы должны жить. В личной жизни Госвами практикует духовность и трансформацию. Он называет себя квантовым активистом. Его показывали в фильмах «Что мы знаем об этом мире?» (What the Bleep Do We Know), «Ренессанс Далай Ламы» (The Dalai Lama Renaissance), и документальном фильме «Квантовый активист» (The Quantum Activist).

Сайт автора - http://www.amitgoswami.org Отзывы об авторе "Госвами Амит"

Принято считать, что физики – самые большие скептики в области потусторонней жизни и вере в божественную сущность. На самом деле, это не так. Величайший физик ХХ века Альберт Эйнштейн был глубоко верующим человеком . А теория Большого взрыва сопоставима с Божественным началом рождения мира.

Справка: Теория Большого взрыва говорит о том, что в «нулевой» момент времени существовало Нечто, не имеющее размеров и имеющее бесконечную массу. (Теория относительности Эйнштейна говорит о том, что при приближении к скорости света размеры тела сокращаются, приближаясь к нулю, масса увеличивается, становясь бесконечной, а время останавливается). После того, как прошло 10 −35 секунд, горячая Вселенная начала расширяться. Что было «до» этого времени современная физика сказать не может. Просто этого «до» в теории нет, поскольку время остановлено в точке начала. Все, что «после» подтверждено теорией и практическими экспериментами.

Так что можно сказать, что вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…

Ученые Стюарт Хамерофф (США) и Роджер Пенроуз (Великобритания) дали объяснение посмертному опыту на основе квантовой физики. Они считают, что душа человека находится в микроканальцах клеток головного мозга. Когда человек умирает, душа покидает свое обиталище постепенно, вызывая квантовую гравитацию в микротрубочках. Возможность квантовой гравитации существует, благодаря высокому энергетическому потенциалу души.

Справка: теория квантовой гравитации пока не построена. В ее основе лежит два направления физики: квантовая механика и общая теория относительности. Каждая из этих теорий подтверждена, обоснована, доказана. Но объединить их пока не представляется возможным, так как они используют разным системы отсчета. Объединение различных теорий взаимодействия в одну (так называемая единая теория поля) объяснит практически все явления.

Душа покидает тело для объединения с Вселенной, при выходе вначале видятся черные туннели с ярким светом в конце них, а видение родственников – это последние знакомые опоры перед новым видением мира. Во вселенной есть все, в том числе и души родственников. Объяснить необъяснимое невозможно. Посмертный опыт не имеет ничего общего со сном . Но приблизиться к истине можно только через реальные физические объекты и ощущения. Физики подчеркивают, что при утрате квантового состояния микротрубочек содержащаяся в них информация выходит во Вселенную, образуя тем самым информационное поле.

Анонс: про силу ощущений при сексуальных отношениях говорят, что душа улетает. Спустимся с небес на землю. Как связаны между собой

В Великобритании выдающимся соотечественникам принято давать дворянское звание «рыцарь» и титул «сэр». Одним из счастливых обладателей этих регалий является крупнейший математик и физик-теоретик Роджер Пенроуз .

Вот уже более десяти лет он бесстрашно, открыто и честно, как настоящий рыцарь, атакует одну из величайших тайн природы -тайну разума. Его последние разработки в области квантовой теории сознания позволяют предположить существование жизни после смерти.

Ума палата

По силе мысли и одаренности многие сравнивают Роджера Пенроуза не с кем-нибудь, а с самим Эйнштейном: то, что он делает в физике и математике, так же невероятно и гениально. И дело не столько в теориях или открытиях. Пенроуз предлагает что-то вроде нового способа познания - не от частного к целому, как действует наука уже несколько веков подряд, а наоборот - от целого к частному. Возможно, такой подход и позволил Пенроузу совершить громадный переворот в науке.

Однако Роджер Пенроуз является иконой не только для ученых. Для настоящих фанатов телепатии, телепортации, ясновидения, жизни после смерти и прочих «паранормалыциков» Пенроуз -истина в последней инстанции, величина, гуру. Нет, сам он не работает в этих областях, но его открытия позволили другим ученым заглянуть за горизонт - туда, куда раньше человеческая мысль еще не добиралась.

В настоящее время ученые склонны думать, что сознание возникает из множества вычислений, которые делает мозг. А раз так, то они закономерно сравнивают наш мозг с компьютером - таким же как традиционные вычислительные машины, правда значительно уступающим им в мощности.

У Пенроуза своя точка зрения на этот счёт. Он доказывает, что есть определенные сферы, задачи, вопросы, с которыми никогда не сможет справиться ни один самый мощный суперкомпьютер. А вот мозгу любые задачи по плечу. То есть наш мозг гораздо мощнее любого компьютера. Пенроуз называет это удивительное качество невычислительной активностью мозга.

Помните, как в известном советском фильме «Отроки во Вселенной» ребята, столкнувшись с представителями внеземной цивилизации - роботами, задают им простую детскую загадку-шутку: «А и Б сидели на трубе, А упала, Б пропала, что осталось на трубе?» Простой вопрос, требующий не запрограммированных знаний, а обычной человеческой смекалки, повергает роботов в недоумение.

Кадр из фильма "Отроки во вселенной" (1975 год)

Они не выдерживают напряжения, начинают дымиться как печки, и в конце концов выгорают до основания. Этот пример, конечно, немного притянут за уши, но именно он отражает то положение, на котором настаивает Роджер Пенроуз: человеческий мозг может справиться с любой задачей, даже такой, которая поставит в тупик самый мощный суперкомпьютер.

Что есть душа?

Прежде чем прийти к такому выводу, ученый должен был на что-то опираться. Его столпом стала квантовая теория сознания. Как он к ней пришел - дело десятое, интересное, пожалуй, только очень узким специалистам в области теоретической физики.

Отправным пунктом стали принципиальные противоречия между теорией относительности Эйнштейна и некоторыми положениями квантовой физики. В итоге сложных умозаключений этот конфликт двух величайших достижений в истории науки вывел ученого... на принципы работы мозга, точнее, на его квантовую природу.

Нет, Пенроуз никогда не говорил ни о телепатии, ни о том, что такое душа, ни о всемирном разуме, ни о жизни после смерти. За него это сделали другие, в частности его соратник Стюарт Хамерофф - профессор анестезиологии и психологии университета Аризоны, а также директор Центра изучения сознания.

Хамерофф по-своему развил идеи Пенроуза. По его мнению, человеческий мозг - это натуральный квантовый компьютер, сознание - это его программное обеспечение, а душа - информация, накопленная на квантовом уровне.

А теперь - на радость «паранормалыцикам» - замечательная новость: квантовая информация не уничтожается. Если так, то после смерти тела информация сливается со Вселенной, где может существовать бесконечно долго. Согласно теории американского анестезиолога, человеческая душа бессмертна, а загробная жизнь существует. Он называет людей «квантовыми компьютерами», главной программой которых является сознание.

После смерти квантовые частицы, из которых состоит душа, покидают тело и отправляются в космос, навечно становясь частью Вселенной, считает Стюарт Хамерофф. «Думаю, что сознание или то, что ему предшествовало, всегда существовало во Вселенной. Возможно, со времен Большого взрыва», - говорит Хамерофф.

Феномен жизни после смерти, по мнению Хамероффа, вполне объясним с точки зрения науки. Если пациент воскресает, то душа возвращается из космоса с соответствующими воспоминаниями. Поэтому человек, переживший клиническую смерть, рассказывает о тоннеле, ярком свете и о том, как выходил из своего тела.

Как относится к таким откровениям Хамероффа сам Роджер Пенроуз, неизвестно. Во всяком случае, он никогда не комментировал умозаключения Хамероффа. Но то, что один ученый продолжил мысли другого, сомнению не подлежит.

В теории Пенроуза не хватало одной важнейшей детали: носителя квантового сознания. Того самого, который должен быть основой квантового компьютера. Хамерофф восполнил недостающее звено, взяв за основу расположенные внутри нейронов микротрубочки - белковые внутриклеточные структуры.

Еще в 1987 году в одной из своих книг он предположил, что микротрубочки явно недооценены наукой. Что микротрубочки в клетке используются не только в качестве «рельсов» для транспортировки частиц - именно они, а не нейроны, накапливают и обрабатывают информацию.

ПОСЛЕ СМЕРТИ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ?

Имеет ли смысл что-либо из этого обсуждения со строгой научной точки зрения нашего века? Несколько десятилетий назад ответом обязательно было бы громогласное «нет!», но времена изменились. Главная причина заключается в наличии надежных данных. Выше я упоминал о данных, касающихся памяти о прошлых воплощениях. Большая часть этих данных, отдельные аспекты которых подвергались проверке, относится к детям, вспоминающим свои прошлые жизни. Еще больше данных получено из того, что называется регрессиями в прошлую жизнь: под действием гипноза, травмы, фармакологических препаратов или других специальных методов люди как будто вспоминают события прошлой жизни (обзор этих данных можно найти в работе Cranston and Williams, 1984). Многие из этих воспоминаний подтверждались. Во многих случаях была исключена возможность обмана.

Что самое важное: воспоминания о прошлых воплощениях — это не единственные имеющиеся данные. Око- лосмертные переживания — опыт людей, возвратившихся из состояния клинической смерти, очень хорошо согласуется с описаниями посмертной реальности — по крайней мере, некоторых ее фаз, — которые содержатся в «Книгах мертвых» древних культур (обзор «Книг мертвых» можно найти в работе Grof, 1994). Эти люди описывают выход из тела, прохождение через тоннель в другой мир, встречи с давно умершими родственниками, духовными существами из света и так далее.

В последние несколько десятилетий наука тоже начала своевременную, но неожиданную переоценку древней мудрости. В то время как общей тенденцией науки, начиная с XVII в., было сосредоточение на материальном мире, в последние десятилетия XX в. наука начала исследовать ранее маргинализировавшуюся духовную сферу. В этой книге я буду показывать, что рождающаяся новая парадигма науки вполне согласуется со всем спектром таких идей, как Бог, душа, рай, ад, карма и перевоплощение.

При правильной формулировке и правильном понимании такого рода идеи оказываются очень тонкими. Мы приучены думать о них грубым материалистическим образом. Например, большинство людей думают о рае как о месте, устроенном по образу и подобию Земли (о чем свидетельствуют некоторые его изображения в голливудских фильмах). Таким его часто изображают массовые религии, и мы с детства становимся жертвами подобного образа мыслей. Но ясно, что «иной мир», если он существует, должен радикально отличаться от этого.

Современная наука имеет весьма убедительные свидетельства в пользу монистического мира — идеи, что существует только одна субстанция, из которой состоит вся реальность. Если бы существовал второй мир субстанции души, то как бы он мог взаимодействовать с материальным миром? Чем может опосредоваться такое взаимодействие? Ясно, что в качестве посредника не могут действовать ни субстанция души, ни материальная субстанция. Кроме того, разве такое взаимодействие не было бы связано с обменом энергией между двумя мирами? Если так, то в энергетическом балансе материального мира иногда наблюдался бы избыток или недостаток, но в действительности этого не происходит. То, что энергия материального мира постоянна, — это физический закон, закон сохранения энергии. Научная мудрость справедливо указывает, что в мышлении о реальности нам следует избегать дуализма взаимодействия (наследия философа Рене Декарта); дуализм и наука подобны маслу и воде: они несовместимы.

Поэтому старая наука прошлых трех веков учила нас, что все феномены — это феномены вещей, состоящих из материи. Это монизм, который кладет в основу всего бытия материю. Новая парадигма предлагает вместо этого монизм, основанный на первичности сознания — идее, что в основе всего бытия лежит не материя, а сознание (которое в народных и духовных традициях известно под разными именами — Дух, Бог, Божественное, Айн Соф, Дао, Брахман и т. д). Это монизм, основывающийся на сознании, которое едино и трансцендентно, но это единое становится многим в таких чувствующих существах, как мы. Это сознание — мы. Весь мир опыта, включая материю, — это материальное проявление трансцендентных форм сознания.

Эту ситуацию проясняет аллегория пещеры у Платона. Платон представлял себе человеческий опыт как театр теней: мы находимся в пещере и привязаны к сиденьям так, что всегда смотрим на стену, на которую свет, идущий извне, проецирует тени идеальных архетипических форм. Мы принимаем тени за реальность, но позади нас находится их источник — архетипы. И в конечном счете единственную реальность представляет собой свет, ибо свет — это все, что мы видим. В монизме, основанном на первичности, сознание — это свет в пещере Платона, архетипы образуют трансцендентную реальность, а тени показывают нам имманентную реальность.

Такое монистическое представление о реальности, которое я называю монистическим идеализмом, имеет очень давнюю историю и составляет основу великих мировых духовных традиций; именно поэтому его иногда называют вечной философией. В эзотерическом христианстве основа бытия носит имя Божественное, трансцендентный архетипический мир — это небеса или рай, а мир опыта — Земля. В прошлом научное признание этого мировоззрения было ограниченным, так как идеалисты не могли объяснить языком, доступным для науки, такие понятия, как трансценденция {букв, «превосхождение». — Пер.) и самоотнесение (то, как единое делится на субъект/самость, способную смотреть на саму себя и на объекты, отдельные от нее самой). Новая парадигма науки в сознании, иногда называемой идеалистической наукой, зародилась тогда, когда эти понятия обрели доверие науки. Это было темой нескольких книг, в том числе моей собственной (Goswami, 1993; Herbert, 1993).

Это настоящий прогресс. Материализм представляет собой чистую метафизику: не существует никакого способа объективно подтвердить, что все, включая ум и сознание, возникает из материи. Вечная философия прошлого была тем, что мы называем опытной (experiential) метафизикой, поскольку великие духовные учителя всех традиций всегда заявляли о своем непосредственном знании того, что в основе бытия лежит беспредельное, трансцендентное и единое сознание. По контрасту с этим монистический идеализм — вечная философия в новом контексте науки в сознании — это не только опытная, но и экспериментальная метафизика, так как его метафизические идеи, по крайней мере частично, моїут подтверждаться не только индивидуальным личным опытом, но и воспроизводимыми экспериментами.

Если вы росли во все еще очень материалистической западной культуре, то ваше мировоззрение, скорее всего, представляет собой странную и беспорядочную смесь материализма (верховенства материи) и картезианского дуализма (духовный мир существует как отдельный и независимый мир, построенный из нематериальной субстанции, каким-то образом взаимодействующей с материальным миром). Не так давно люди старались доказать существование души, пытаясь показать, что после смерти тело становится легче вопреки принципу сохранения энергии.

Даже признанные монистические идеалисты часто попадают в ловушку дуалистических разговоров о душе картезианского толка при обсуждении смерти и перевоплощения. Они говорят об установлении действительности призраков и привидений как объектов той же общей физической реальности, к которой принадлежат стул или дерево. Я вижу стул потому, что он отражает свет в мои глаза. Может ли призрак, если он потустороннее нематериальное существо, испускать сигнал или отражать свет, которые могут воспринимать мои чувства? Очевидно, что нет. Самый важный вызов для нашей науки в сознании состоит в переинтерпретации обсуждения феноменов, связанных со смертью и перевоплощением, с монистической точки зрения. Именно этот вызов я принимаю в данной книге. Если нам приходится использовать дуалистические понятия, мы должны находить объяснения, не нарушающие законы науки; мы должны согласовывать эти понятия с общей монистической точкой зрения. Это то, что я способен сделать.

ДУША И КВАНТ

Что выживает при смерти? Перевоплощается ли то, что выживает, каким-то образом, который мы можем называть подлинной непрерывностью — рождение-смерть- возрождение, снова и снова? В ходе интенсивного периода исследований, продолжавшегося около года, я получил свой ответ. Существует «душа», которая переживает смерть физического тела, и она действительно перерождается в другом теле, образуя непрерывность. Да, подобный разговор о душе имеет смысл в науке, основывающейся на сознании, но только когда мы думаем о душе в терминах «кванта».

Эта ситуация похожа на то, что происходило в конце XIX в. Физики обнаружили, что понимание материи и света со старой классической точки зрения — а именно, что материя всегда локальна и движется по четко определенным траекториям, а свет всегда имеет волновую природу, распространяется по всем направлениям и способен одновременно быть более чем в одном месте — приводит к аномалиям и парадоксам. Они открывали для себя новый — квантовый — способ мышления.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама