Выше всех архиепископов и епископов .
Известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы:
- кардинал-Камерленго (Camerlengo) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола;
- кардинал-викарий - заместитель папы в римской епархии;
- кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
- кардинал-статс-секретарь (министр иностранных дел),
- кардинал-статс-секретарь по внутренним делам,
- кардинал-великий пенитециарий,
- кардинал-библиотекарь ватиканской библиотеки и др. (см. Папская курия).
Главные наружные отличия кардинальского сана:
- красная мантия,
- красная шапочка,
- красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным кардиналом"),
- кольцо,
- крытый красною или фиолетовою материей зонтик,
- трон (в их собственной церкви),
- герб.
Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме "La ierarchia catolica e la famiglia pontificia", заменившей прежнюю "Notizie per l"anno... ", называвшуюся (по типографии) "Cracas".
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
- Список кардиналов
- Полный православный богосовский энциклопедический словарь. Т. II. СПб.: Изд-во П.П.Сойкина.
КАРДИНАЛ (от лат. "дверной крюк") - в католичестве - высшие духовные лица, занимающие в церковной иерархии место непосредственно за папой, выше архиепископов и епископов. Иногда именуются "князьями Церкви".
Такое положение К. приобрели постепенно. При Феодосии Великом слово "К." обозначало чиновника. С 5 по 11 в. К. именовались духовные лица, занимавшие постоянные места при определенных приходских церквах (не в селах), которые были прочно связаны со своими местами, "как дверь соединена с крюком, на котором висит". В то время как в других регионах титул К. исчезал, в Риме он приобретал все большее значение. Рим делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь, и ее настоятель назывался К. (вначале их было 7). Лишь в этих церквах совершались таинства.
К.-священники и К.-дьяконы Рима присутствовали в совете папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались еще ниже епископов. К.-епископов тогда еще не было, но епископы Римской метрополии принимали участие и в совете, и в выборе папы.
В начале 6 в. титул "К." стал означать "превосходительство", "преосвященство".
К 8 в. К. образуют привилегированный класс духовенства, принимая участие в совершении папской литургии и входя в состав Римской духовной администрации. По декрету, принятому в 769, лишь К. мог быть избран папой.
В 11 в. епископы Остии, Порто, Руфины (позже соединенной с Порто), Альбано, Сабинума, Тускулума (ныне Фраскати) и Палестрины (ныне Пренесте) были также названы К.
Важное значение в истории развития сана К. имел декрет Папы Николая II, изданный в 1059, в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. До Латеранского Собора 1179 этим правом пользовались лишь К.-архиепископы, но на этом Соборе это полномочие вернули всей коллегии К. (см. Конклав ). При Иннокентии IV (1243-1254) К. получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать "ради возвышения святой веры, ради мира и покоя народа христианского, ради умножения и благосостояния Святой Римской Церкви". Бонифаций VIII (1295-1303) дал им княжескую мантию, Павел II (1464-1471) - право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Пий V (1566-1572) в 1567 запретил именоваться К. тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) К. получили титул Eminentissimus, Eminentia, который носили духовные курфюрсты.
Число К. бывало различно (в 12 в. редко более 30, уменьшалось даже до 7) вплоть до 1586, когда, по декрету Папы Сикста V (1585-1590), оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 К.-архиепископов, 50 К.-первосвященников и 14 К.-архидьяконов. Иоанн XXIII (1958-1963) снял это ограничение и с тех пор количество К. превосходит 100.
К.-священники и К.-дьяконы носят титулы по именам римских церквай и капелл, при которых они числятся. В своих и подчиненных им церквах К. имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий.
К. назначаются исключительно папой сначала на тайном, потом на торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить К., - некоторое время не объявлять их имен, хранить их "у себя в груди", причем отсчет старшинства таких К. ведется со дня заявления папы о совершившемся назначении. В Новое время иностранцы, получившие сан К. по рекомендации своих правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались К. короны (Франция и Австрия, а также Испания и Португалия). К. вместе с папой образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший К.-епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах. Для заведования определенным кругом дел из К. образуются комиссии, называемые конгрегациями. К. занимают известные должности папского управления.
Главные внешние отличия кардинальского сана: красная мантия, красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным К."), кольцо, крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб.
В католической церковной иерархии, а также лицо, облеченное этим саном.
- ru (религ.)
- - В народе смятение, крики, рыдания, и вот, в эту самую минуту вдруг проходит мимо собора по площади сам кардинал великий инквизитор.
- ru (орнитол.)
- ru (ихтиол.)
- ru (матем.)
Ранги кардиналов
История титула
История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .
«Кардиналы-миряне»
До 1918 года для назначения кардиналом не обязательно было иметь не только епископский, но и священнический сан. Любой мужчина, причисленный только к малому чину католической церкви, мог получить ранг кардинала-дьякона . Таких кардиналов традиционно называли «кардиналы-миряне», поскольку они не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия, хотя и являлись клириками и получали первый постриг - тонзуру . Последний кардинал-мирянин скончался в 1899 году.
Число кардиналов
Число кардиналов бывало различно (в XII веке редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586 года , когда, по декрету папы Сикста V , оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин Израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 кардиналов-епископов , 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-дьяконов . По данным на март 2019 года насчитывается 222 кардинала, хотя согласно правилам, установленным Павлом VI, право голоса на конклаве имеют не более 120 человек (по данным на март 2019 года правом избирать папу римского обладают 122 кардинала). Кардиналы-священники и кардиналы-дьяконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчинённых им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, а потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имён , хранить их «у себя в груди» (итал. in petto , лат. in pectore ), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении. Первыми назначенными in pectore кардиналами были Джироламо Алеандер и Реджинальд Поул .
Сведения о кардиналах
Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший