THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Иммануил Кант заложил фундамент классической философии в Германии. Представители немецкой философской школы концентрировали внимание на свободе человеческого духа и воли, его суверенности относительно природы и мира. Философия Иммануила Канта определяла главную задачу в том, чтобы дать ответ на основные вопросы, в которых затронута суть жизни и человеческого разума.

Философские взгляды Канта

Начало философской деятельности Канта называют – докритическим периодом. Мыслитель занимался естественнонаучными вопросами и разработкой важных гипотез в этой сфере. Он создал космогеническую гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности. Также, он работал над теорией влияния приливов и отливов на суточную скорость вращения Земли. Кант изучал не только природные явления. Он исследовал вопрос естественного происхождения отдельных человеческих рас. Он предложил классифицировать представителей животного мира по порядку их вероятного происхождения.

После этих исследований, наступает критический период. Его начало приходится на 1770 год, когда ученый становится профессором в университете. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания. Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде – «Критика чистого разума».

Биографические данные

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.

Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.

В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.

Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста. Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился. Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.

Гносеологические взгляды Канта

Под гносеологией понимают философско-методологическую дисциплину, исследующую знание как таковое, а также изучающую его строение, развитие и функционирование.

Ученый не признавал догматический способ познания. Он утверждал, что необходимо основываться на критическом философствовании. Свою точку зрения он ясно выразил в исследовании разума и достижимых им пределов.

Кант во всемирно известном произведении «Критика чистого разума» доказывает правильность агностических идей. Агностицизм предполагает, что невозможно доказать истинность суждений, если основываться на субъективном опыте. Предшественники философа рассматривали объект познания (т.е., окружающий мир, действительность), как основную причину трудностей познания. Но Кант не соглашался с ними, высказывая предположение, что причина трудностей познания – в субъекте познания (т.е. в самом человеке).

Философ говорит о разуме человека. Он считает, что разум несовершенен и ограничен в возможностях. При попытке выйти за пределы возможностей познания, разум натыкается на непреодолимые противоречия. Эти противоречия Кант выделил и обозначил как антиномии. Пользуясь разумом, человек способен доказать оба утверждения антиномии, несмотря на то, что они противоположны. Это ставит разум в тупик. Кант рассуждал, как наличие антиномий доказывает, что у познавательных возможностей человека существуют пределы.

Взгляды на этическую теорию

Философ подробно изучает этику, и выражает свое отношение в работах, ставших впоследствии известными – «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Согласно взглядам философа, моральные принципы берут начало из практического разума, перерастающего в волю. Характерной особенностью этики мыслителя является то, что внеморальные взгляды и доводы не влияют на моральные принципы. За ориентир он принимает те нормы, которые происходят от «чистой» моральной воли. Ученый считает, что существует нечто, объединяющее моральные нормы, и ищет это.

Мыслитель вводит понятие «гипотетический императив» (также, его называют условным или относительным). Под императивом понимают нравственный закон, принуждение к действию. Гипотетический императив – это принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.

Также, философ вводит противоположное понятие – «категорический императив», который следует понимать, как единый верховный принцип. Данный принцип должен предписывать поступки, которые объективно хороши. Описать категорический императив можно следующим кантовским правилом: следует поступать, руководствуясь принципом, который можно сделать общим законом для всех людей.

Эстетика Канта

В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.

Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:

  1. Внешняя – когда животное или предмет могут быть полезны для достижения конкретной цели: человек использует силу быка, чтобы вспахать землю.
  2. Внутренняя – то, что вызывает в человеке чувство прекрасного.

Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.

Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты. Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства. Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.

Влияние на мировую истории философии

Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и , теории Локка, Лейбница, Юма.

Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.

Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.

, Якоби , Мендельсон , Гербарт, Фихте , Шеллинг , Гегель , Шопенгауэр , Фриз , Гельмгольц , Коген , Наторп , Виндельбанд , Риккерт , Риль, Файхингер , Кассирер , Гуссерль , Хайдеггер , Пирс , Витгенштейн , Апель , Стросон, Куайн и многие другие

Биография

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет . Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в - , он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности , не утратившую актуальности до сих пор.

Добрая воля - чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) - поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

"поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

"поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

"принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Идея права и государства

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж.Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета - монарх, которого осуждать нельзя, т.к. "не может поступать не по праву").

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: "рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь".

Государство (в широком смысле) - объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Все государства имеют три власти:

  • законодательная (верховная) - принадлежит только объединенной воле народа;
  • исполнительная (действует согласно закону) - принадлежит правителю;
  • судебная (действует согласно закону) - принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика - система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

Вопросы Канта

Что я могу знать?

  • Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, т.е. познать можно, но не всё.

Что я должен делать?

  • Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

На что смею надеяться?

  • Надеяться можно на себя и на государственные законы.

Что такое человек?

  • Человек - это высшая ценность.

О конце сущего

В "Берлинском ежемесячнике" (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.

Три варианта конца:

1) естественный - по божественной мудрости.

2) сверхъестественный - по непонятным для людей причинам.

3) противоестественный - по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.

Сочинения

  • Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.)

Русские издания

  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1 . - М., 1963, 543 с (Философское наследие , Т. 4)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2 . - М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3 . - М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1 . - М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2 . - М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5 . - М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6 . - М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)
  • Иммануил Кант. Критика чистого разума . - М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
  • Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 736 с ISBN 5-699-14702-0

Русские переводы, доступные в сети

  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (перевод: М. Иткина)
  • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения

Переводчики Канта на русский язык

О нем

См. также

Ссылки

Во второй половине XVIII - первой половине XIX веков в Германии было несколько живших в разное время выдаю­щихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю под названием немецкой классической философии . И хотя она не представляла собой целостного направления, тем не менее ее характеризует определенное тематическое единство, общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и решении проблем. Центральной темой немецкой классической философии является человек . Выдающиеся ее представители – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах – сделали важный вклад в постановку и разработку проблемы активности познающего субъекта , деятельности , разработку диалектического метода познания.

Основные философские идеи и.Канта

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) – один из величайших умов человечества. Он подчинил всю свою жизнь интеллектуальной деятельности, преодолев телесную немощь, влияние страстей и эмоций. Кант вел размеренный образ жизни: подъем, утренний кофе, чтение лекций, обед, прогулки – все осуществлялось в определенное время. Но “какой удивительный контраст между внешней жизнью этого человека и его могущественным мысленным взором, преобразующим мир!” (Г. Гейне). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким проникновенным мыслителем.

Философские взгляды Канта прошли определенную эволюцию и выделяют два основных периода его творчества:

- докритический период - 50-60-е годы XVIII ст., когда его интересовали преимущественно проблемы мироздания и он выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ, материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от по­ложения Луны, а также - научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из га­зовой туманности (знаменитая работа «Все­общая естественная история и теория Неба» - 1755 г.). Основная проблема этого периода: как на основе рассмотрения только физических сил и процессов объяснить современное состояние Космоса ;

- критический период - 70-80-е гг. – когда происходит ради­кальная переориентация его интересов на проблемы человека, нравственности, познания. Главные работы этого периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разу­ма» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.). Основные вопросы этого периода: «Что я могу знать ?», «Что я должен делать ?», «На что я могу надеяться ?», «Что такое человек

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения на первом плане было учение о бытии - онтология . Философы Нового Времени перенесли акцент на общие проблемы гносеологии , но при анализе вопроса о взаимодействии субъекта и объекта предшественники Канта акцентировали внимание на анализе объекта познания. Он же делает предметом философии специфику познающего субъекта ; который и определяет способ познания.

Кант разделяет философию на теоретическую и практическую . Предметом теоретической философии является исследование познавательной деятельности, законов человеческого разума и его границ. В «Критике чистого разума» философ сформулировал свой знаменитый вопрос: «Что я могу знать ?» – и попытался средствами разума обосновать условия и возможности человеческого познания.

Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, априорные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка. По Канту, знание, человеческий опыт структурируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: суще­ствуют вещи сами по себе ; они, воздействуя на органы чувств человека, порождают многообразные хаотические ощущения, которые упорядочиваются априорными формами чувственности - пространством и временем; вещи сами по себе через каналы органов чувств, фор­м чувственности и рассудка становятся достоянием созна­ния субъекта, “являются ему”, и он может делать о них определенные умозаключения.

Вещи, как они сущест­вуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями . Человек, по его мнению, может знать только явле­ния. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их каче­ства и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Вещи сами по себе для человека ста­новятся “вещами в себе ”, непознанными, нерас­крытыми. Такая позиция Канта дала основание говорить о его агностицизме (от греч. а – отрицание, gnosis – знание).

Высшая способность субъекта – разум ; только ему может быть доступен умопостигаемый мир - то, что находится за пределами опыта: «Бог», «мир в целом», «душа», «свобода». Рассудок же, стремясь к абсолютному знанию, выходит за пределы опыта, впадает при этом в иллюзии, запутывается в противоречиях - антиномиях разума. Антиномии – это исключающие друг друга, но в то же время в равной степени обоснованные суждения. Кант приводит четыре таких антиномии:

1. Тезис : Мир имеет начало (границу) во времени и в простран­стве. Антитезис : Мир во времени и в пространстве бесконечен .

2. Тезис : Все в мире состоит из простого . Антитезис : Нет ничего простого, все сложно .

3. Тезис : В мире существуют свободные причины. Антитезис : Нет никакой свободы, все совершается только по законам природы.

4. Тезис : В ряду причин мира есть некая необходимая сущность . Антитезис : В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно .

Кант отмечает, что реальный опыт никогда не даст нам окончательного ответа на эти вопросы. На каком же основании мы выбираем определенные идейные позиции? Согласно Канту, здесь мы опираемся лишь на веру . Отсюда знаменитый тезис Канта: “Мне пришлось ограничить (очертить границы) разума, чтобы освободить место вере ”. Учение Канта о пределах познания было направлено не против науки, а против слепой убежденности в ее безграничных возможностях, в том, что можно решить любую проблему научными методами. Эти взгляды Канта являются актуальными для нашего времени, когда культ научно-технического разума привел к обострению противоречий современной цивилизации, ставя под угрозу самое существования человечества.

Второй фундаментальный вопрос философии, поставленный Кантом: “Что я должен делать?” Это вопрос нравственный . В вопросах нравственности человек не может опереться на науку, а значит - и на теоретический разум, который компетентен только в сфере опыта. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира причинно-следственных зависимостей) и умопостигаемого - мира свободы.

В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Законы практического разума - это нравственные законы. Мораль нельзя вывести из опыта, нельзя научно, т.е. на основе теоретического разума, обосновать моральные нормы, поскольку они не относятся к миру явлений. Нравствен­ность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновыва­ется. Так, совесть побуждает человека к определенным поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок. То же самое можно сказать и о долге.

Кантом был сформулирован высший нравственный принцип - категорический императив (предписание), который гласит: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”. Это зна­чит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и созда­ешь форму, характер взаимных отношений.

Иная формулировка категорического императива гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели , и никогда не относился бы к нему только как к средству». Подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели.

Кант с пафосом говорил: “Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем дольше мы размышляем о них, - звездное небо надо мною и моральный закон во мне”.

Трудно переоценить влияние идей Канта на современников и потомков. Его работы порождали и порождают споры и дискуссии, сформировались целые направления его последователей и противников. Но вот что символично. Кант умер и был похоронен в своем родном городе. Его соотечественники на этом месте создали мемориал. Во время войны город был целиком разрушен и единственным сооружением, уцелевшим в огненном смерче, оказалась могила Канта.

Является основоположником немецкого классического идеализма. Данный философ являлся профессором Кенигсбергского университета.

Философия Канта может быть условно разделена на два периода:

  • докритический период;
  • критический период.

Во время докритического периода философия Канта была направлена на проблемы природы, а также естествознания. В период критический Кант стал изучать проблемы разума, механизмы поведения, механизмы познания, его границы. Также его интересовали вопросы логики, этики,

В этой же работе Кант классифицирует само знание, как некий результат абсолютно любой а также выделяет понятия, которые характеризуют знание. Речь идет о:

  • апостериорном знании;
  • знании априорном:
  • «вещи в себе».

В первом случае речь идет о приобретенном знании, во втором - об изначальном. «Вещь в себе» - это одно из ключевых понятий во всей философии Канта. Имеется в виду та внутренняя сущность, которую никогда не сможет постичь разум человека.

Особо примечательной является и моральная философия Канта. Философ задается следующими вопросами:

  • какой должна быть истинная мораль;
  • каким бы должно быть моральное поведение человека.

Проведя анализ, он делает следующие выводы:

  • чистая нравственность - общественное добродетельное сознание, которое воспринимается отдельным индивидом как собственное;
  • чистая нравственность и реальная жизнь находятся в постоянном противоречии;
  • мораль не должна зависеть от внешних обстоятельств.

Немецкая философия конца XVIII – первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Хотя все представители этого этапа развития философии – самобытные и яркие мыслители, их объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов. Традиционно немецкую классическую философию связывают с именами Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков - Людвига Фейербаха и Карла Маркса.

Обратим внимание на основные особенности немецкой классики. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в «сердце» культуры, показали неотделимость философии от духовной жизни общества, критически-рефлексивную функцию философии рассматривали как ее социальную миссию.

Немецкая философия антропологична в широком смысле этого слова: человек в ней перестал быть статичной фигурой, пассивным отпечатком природы Он – активный субъект познания, переживания, преобразования и творения мира. Для Гегеля человек – это необходимое завершение развития идеи, для Фейербаха главное – эмоциональная жизнь человека. У Канта человек предстает в трагической разорванности его духовной деятельности. Таким образом, можно сказать, что немецкая классическая философия – это философия деятельности.

Немецкая философия аксиологична. В ней духовный мир наполняется нравственными, эстетическими, религиозными ценностями; жизнь духа – это не только жизнь рассудка. Бессознательное, миф, иллюзия, воображение уже не изгоняются из предмета исследования.

Сфера социальной жизни, истории предстает как целостное и подчиненное объективным законам явление. Труд, прогресс, свобода и насилие отныне прочно входят в орбиту философского исследования.

Иммануил Кант (1724-1804) – самый старший из блестящих немецких философов, именно к его идеям чаще всего обращается философская мысль XX века. Вопросы, поставленные им, были столь глубоки и нетривиальны, что из поисков ответов на них выросла вся современная философия, такие различные направления, как позитивизм, феноменология, философия жизни, экзистенциализм.

Творчество Канта делится на два этапа – докритический и критический.

В работах докритического периода Кант – эмпирик, в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» она выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц. Кант изучал взаимосвязь приливов и вращения Земли, разрабатывал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественной истории человеческих рас.


Критический период в творческом развитии Канта начинается с 70-годов. Основные работы критического периода – «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).

Центральное место в его философии принадлежит теории познания. «Критика» для Канта – это уяснение границ и возможностей познавательных способностей человека. Вопреки традиционным взглядам на познание в философии Нового времени, Кант пришел к выводу, что знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности, не сводимые друг к другу. Более того, есть духовные способности, не сводимые к познанию, а само познание не есть пассивный отпечаток природы или простое созерцание врожденных идей.

Кант, таким образом, находит «третий путь» в споре рационализма и эмпиризма, разума и чувств: «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы». Мысли изначально «заражены» чувственностью, чувственность «нагружена» особыми внечувственными структурами. Таким образом, Кант выделяет три формы или три главные способности познания: чувственность, рассудок и разум. Как же протекает в таком случае процесс познания, как возможно познание?

Прежде всего, Кант различает не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе» . Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Однако существует мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком. Человеческая способность познания феноменов безгранична, считает Кант. Согласно его концепции, в нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы. Априорное (от лат. a priori – из предшествующего) знание предшествует опыту и не зависит от него. Априорное знание нельзя отождествить с врожденными идеями, поскольку оно не существует само по себе, а лишь «оформляет» чувственность. Кроме того, само понятие «врожденности» уже предполагает источник возникновения априорного знания, что выводит нас за рамки феноменов, невольно обращает к «вещам в себе». Апостериорное (от лат. a posteriori – из последующего) знание – знание, получаемое из опыта. Однако апостериорное знание также не существует в чистом виде. Мир явлений, феноменов – не хаос, он упорядочен с помощью всеобщих и необходимых форм чувственного созерцания и категорий рассудка.

Характеризуя взаимоотношение нашего опыта с миром «вещей в себе», Кант пользуется понятиями «трансцендентальный» и «трансцендентный».

«Трансцендентальный» (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы), в понимании Канта, это относящийся к познанию, которое интересуется не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание возможно априори. Трансцендентальный – это выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных форм. «Трансцендентный» означает выходящий за пределы любого возможного опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры; непознаваемый.

Синтез чувственности и рассудка осуществляется с помощью силы воображения. Она проявляется в присоединении различных представлений друг к другу, в создании единого образа. Репродуктивная сила воображения проявляется в воспроизведении в памяти однажды созерцаемого.

Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений: «…рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей».

Кант ставит задачу, исходя из общих представлений о природе познания, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. В «Критике чистого разума» он задает три вопроса: как возможна математик, как возможно естествознание, как возможна метафизика.

Математика опирается на априорные формы чувственногосозерцания – пространство и время. Возможность устанавливать положение различных предметов, перемену мест, отношения последовательности, одновременности связана с тем, что человек обладает как бы особыми «очками», сквозь которые он смотрит на мир, - особыми «ощущениями» пространственности и временности или, как говорит Кант, чистыми формами чувственного созерцания.

Теоретическое, «чистое» естествознание основывается на рассудке. Рассудок – это способность оперировать понятиями. Понятия есть продукт синтеза данных опыта и категорий. Категории – это как бы схемы мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Любое опытное содержание может быть подведено под категории количества (единство, множество, совокупность); качества (реальность, отрицание. Ограничение); отношения (субстанция и акциденции, воздействующее и подвергающееся воздействию); модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность). Деятельность рассудка предполагает выделение в познании субъекта и объекта. Однако это лишь структурирование мира феноменов, в значительной степени условное. Рассудок не выявляет абсолютные, безусловные характеристики субъекта и объекта, не говорит о «вещах в себе». Они трансцендентны рассудку. Рассудок – это способность создавать единство явлений, феноменов посредством правил.

Существует и третья познавательная способность, которая является основанием «метафизики» – философии как особой познавательной деятельности, это разум . Кант рассматривает его как способность вносить единство в сами правила познания. Разум воплощается в философском размышлении, однако действовать он может по-разному. Как регулятор познания, он - высшая и направляющая инстанция для рассудка. Разум порой подталкивает рассудок к выхождению за пределы самого себя в область трансцендентного. Познание оказывается в плену иллюзий, мнимых величин. Поскольку разум стремится к «безусловному синтезу», он закономерно приходит к трем идеям. (Идея, по Канту, это понятие о безусловном, о том, что ничем не обусловлено, что является причиной самого себя, «вещью в себе»). Содержание идей находится за пределами человеческого опыта.

Первая идея – идея абсолютного единства субъекта, идея души. Вторая – идея абсолютного единства явлений, идея о мирекак о безусловной целостности. Третья – идея абсолютного единства всех предметов мышления, идея бога.

Первая и третья идеи не противоречивы, так, мы ничего не можем сказать об их предметах. Вторая идея порождает четыре антиномии (противоречия), в них заключены диаметрально противоположные ответы на один и тот же вопрос:

1) мир безграничен – и мир ограничен; 2) все в мире просто – и все сложно; 3) в мире есть причинность через свободу – в мире нет причинности через свободу; 4) все в мире необходимо - все случайно.

Эти противоречия свидетельствуют о том, что философия как мышление о мире, о вещах в себе – невозможна. Философия должна быть лишь «критикой» разума, должна устанавливать границы познания, демонстрировать неоднородность человеческой познавательной деятельности. С помощью философии можно уловить необходимость перехода от «чистого» разума, теоретического, к разуму «практическому» – нравственности.

Для понимания человека особенно важна третья антиномия. За ней скрываются два измерения человеческой жизни: человек принадлежит к миру явлений (феноменов), в этом мире нет свободы, это мир обусловленного. Но человек одновременно и «вещь в себе» (ноумен). Соответственно, человек имеет два характера – эмпирический и ноуменальный. Действия человека в эмпирическом мире всегда можно объяснить с помощью внешней причинной связи. Ноуменальный характер обладает «свободной причинностью», он действует сообразно идее свободы, он обнаруживает себя не как само действие, но, как правило, в действии. Когда мы смотрим на человека «со стороны», с точки зрения внешнего наблюдателя, мы никогда не сможем определить, какая сторона человеческого поведения – продукт свободы, а какая – «природы». Заслуга и вина человека остаются для нас скрытыми. Кант приходит к выводу, что человека как свободное и ответственное существо нельзя познать с помощью «чистого» разума, к человеку нельзя подходить как к «явлению», объекту. Человека можно познать только «изнутри», как субъекта свободного, самообусловленного действия. Но это особая познавательная способность.

С понятием «практический разум» связаны основные характеристики этического учения И. Канта.

Практический разум – это основание воли, он говорит человеку о необходимости действия вне зависимости от возможных последствий этого действия. Субъект практического разума (нравственного сознания) как бы намеренно выключает себя из цепочки причинно-обусловленных действий, он может действовать в условиях полной познавательной неопределенности. Для него подлинной реальностью оказывается его бессмертная душа, Бог, свобода. Находясь в рамках практического разума, можно лишь обнаружить императивы (повеления) в душе человека, заставляющие его действовать независимо от неблагоприятного результата, часто толкающие его к поступкам, противоречащим даже его собственным желаниям. Удовольствие, счастье, желание, традиционно относимые мыслителями к целям нравственного поведения, Кантом в качестве таковых отвергаются. Нравственный поступок ценен сам по себе, он не зависит от человеческих желаний, которые приковывают человека к миру феноменов. Нравственный императив – это императив категорический, он заставляет человека действовать несмотря ни на что, ни на какие условия. Он говорит о необходимости относиться к себе и к себе подобным как к субъектам свободной воли: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Кант формирует категорический императив и несколько по-другому: относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда – как к средству.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама