THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Воздух необходим всем живым организмам: животным для дыхания, а растениям - для питания. К тому же воздух защищает Землю от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Основные составляющие воздуха - азот и кислород. В воздухе есть также небольшие примеси благородных газов, углекислого газа и некоторое количество твердых частиц - копоти, пыли. Воздух нужен всем животным для дыхания. Около 21% воздуха составляет кислород. Молекула кислорода (О 2) состоит из двух связанных кислорода.

Состав воздуха

Процентное соотношение различных га­зов в воздухе слегка изменяется в зависимости от места, времени года и суток. Азот и кислород - основные компоненты воздуха. Один процент воздуха составляют благородные газы, углекислой газ, водяной пар и загрязнения, например диоксид азота. Входящие в состав воздуха газы можно разделить путем фракционной перегонки . Воздух охлаждается до тех пор, пока газы не перейдут в жидкое состояние (см. статью « «). Пос­ле этого жидкая смесь нагревается. кипения у каждой жидкости своя, и образующиеся при кипении газы можно собирать от­дельно. Кислород, азот и углекислый газ постоянно по­падают из воздуха в и возвращают­ся в воздух, т.е. происходит круговорот. Животные вдыхают кислород воздуха и выдыхают углекислый газ.

Кислород

Азот

Более 78% воздуха составляет азот. Бел­ки, из которых построены живые организ­мы, также содержат азот. Главное промышленное применение азота - производство аммиака , необходимого для удобрений. Азот для этого соединяют с . Азот накачивается в упаковки для мяса или рыбы, т.к. при контакте с обычным воздухом продукты окисляются и портятся Предназначенные для пересадки человеческие органы хранятся в жидком азоте, потому что он холодный и химически инертный. Молекула азота (N 2) состоит из двух связанных атомов азота.

Благородные газы

Благородные газы - это 6 8-й группы . Они чрезвычайно инертны химически. Только они существуют в виде от­дельных атомов, не образующих молекулы. Из-за их пассивности некоторыми из них наполняют лампы. Ксенон практически не используется человеком, зато аргон накачивают в электролампочки, а крип­тоном наполняют люминесцентные лампы. Неон вспыхивает красно-оранжевым светом при прохождении электрического разряда. Он используется в натриевых уличных лампах и неоновых лампах. Радон радиоактивен. Он образуется в результате распада металла радия. Никакие соединения гелия науке неизвестны, и гелий считается абсолютно инертным. Его плотность в 7 раз меньше плотности воздуха, поэтому им наполняют дирижабли. Наполненные гелием воздушные шары оснащаются научной аппаратурой и запускаются в верхние слои атмосферы.

Парниковый эффект

Так называется наблюдающееся сейчас повышение содержания углекислого газа в атмосфере и вызванное этим глобальное потепление , т.е. повышение среднегодовых температур во всем мире. Углекислый газ не дает теплу покидать Землю, так же как стекло сохраняет высокую температуру внутри парника. Поскольку углекислого газа в воздухе становится все больше, все больше тепла задерживается в атмосфере. Даже небольшое потепление вызывает повышение уровня Мирового океана, перемену ветров и таяние части льда у полюсов. Ученые считают, что если содержание углекислого газа будет расти так же быстро, то за 50 лет средняя темпера­тура может возрасти на величину от 1,5°С до 4°С.

Урок: "Воздух. Состав воздуха."

Идея урока: осмысление нового материала через постановку проблемы и пути её решения.

Цели для учителя: организация продуктивной деятельности учащихся по усвоению понятия "Воздух", использование понятия в повседневной жизни, значение кислорода в живой и неживой природе. Для учащихся: усвоить новое понятие, усвоить новы знания о составе воздуха, рассмотреть значимость компонентов в жизни живой и неживой природы, формировать надпредметные умения, учиться оперировать новым понятием, развивать любознательность, интерес к изучению окружающего мира, воспитывать бережное отношение ко всему, что необходимо для сохранения жизни на Земле, формировать умение работать в парах.

Предметные: продолжить формирование представлений об атмосфере, её составом, установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;

Метапредметные: развивать умение пользоваться учебной и справочной литературой; развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием; развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах.

За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребят сформировать свои знания о свойствах воздуха.

Оборудование: карточки, учебник, лабораторное оборудование, компьютер, smart доска.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

1этап: Введение в тему урока (3 минуты)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/l1460202930.png (864x753)
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1460204275.mp3 (музыка)

Под музыку учитель говорит:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

Ик сердечку поднесем.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистый воздух. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2 этап урока: Проверка изученного материала (7 минут)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1460202997.png (859x699)

Учитель: Вы познакомились со множеством понятий по окружающему миру. А что такое атмосфера?

Высказывания детей.

Учитель: Все ли согласны с этим определением? Точно сформулировать вам помогут карточки оранжевого цвета. Давайте проверим.

Учитель: Сегодня мы узнаем еще одно понятие, которое расширит знание об атмосфере. А какое это понятие, вы назовете сами, отгадав мою загадку:

Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1460203052.png (894x700)

Учитель: Есть невидимка, в дом не просится. А прежде людей бежит, торопится. Ответы детей. Правильно воздух.

Учитель: А зачем нам нужно изучать воздух?

3 этап урока: осмысление нового материала.(25 минут)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/b1460203115.png (831x694)

Учитель: Мы сегодня узнаем о составе воздуха, значении кислорода в живой и неживой природе, и поговорим об охране природы.

Как вы думаете, где находится воздух?

Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1460203216.png (695x706)

1.Опыт: На столе учеников лежит веер. Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом.

2.Опыт: Ученики закрывают глаза, Учитель разрезает апельсин и открывает флакон духов. Задаются вопросы:

Какое действие сейчас было совершено? (ответ учеников) Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии?

3 Опыт: ученики должны опустить стакан вверх дном в банку с водой.

1. между веером и лицом есть какое-то тело - это воздух,

2. запах распространяется по воздуху,

3. вода не входит в стакан, ей мешает туда войти воздух

Физминутка.

Сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух.

Взмахните левой рукой.

Взмахните правой рукой.

Левой, правой.

Наклонитесь вперед.

Повороты туловища.

Потоки ветерка, который появился в ваших движениях - это воздух.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1460203289.png (946x653)

Учитель: Что такое воздух? Из чего он состоит? Внимание на экран. Видео состав воздуха.

Здесь будет файл: /data/edu/files/y1460204412.mp4 (состав воздуха)

Вопросы учителя после просмотра фильма. Что такое воздух? Какого газа в составе воздуха больше всего? Азот занимает 1 место по количеству газов в составе воздуха. Какой газ мы поставим на 2 место? Какие газы мы еще не называли?

Здесь будет изображение: /data/edu/files/g1460203340.png (919x710)

Учитель: А теперь из частей составим целое. Что для этого нужно сделать? Какая часть самая большая? Какого она цвета? Как называется этот газ? Давайте проверим.

Азот входит в состав всех живых организмов.

На Smart board учащиеся составляют из частей целое и сверяют свои ответы с правильными при помощи стирания смайликов.

Слайд 8. Учитель: Ребята, а каково значение кислорода в живой природе?

Учитель убирает шторку на доске и учащиеся при помощи разноцветных маркеров показывают стрелками что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1460203388.png (977x701)

Учитель: Кислород участвует в процессе дыхания. Действительно, недостаток или отсутствие кислорода опасно для жизни. Почему это особенно опасно для альпинистов?

Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1460203489.png (848x698)

Работа с учебником. Стр. 30. Людям какой профессии необходимы кислородные приборы? (Дети читают и рассказывают, что альпинистам нужны такие приборы, потому, что при восхождении на вершины гор, воздуха становится меньше и им трудно дышать.)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1460203569.png (596x653)

Учитель: Ребята, а каково значение кислорода в неживой природе? Без кислорода невозможно горение. Как это доказать?

Ученики: нужно зажечь свечу и накрыть стаканом. Свеча потухнет из-за нехватки кислорода. Вывод: без кислорода горение невозможно.

А как дышат растения?

Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1460203624.png (947x622)

Учащиеся при помощи разноцветных маркеров показывают стрелками, что растение вдыхает углекислый газ, а выдыхает кислород. Однако ночью происходит все наоборот: растение вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/h1460203686.png (825x640)

Учитель: Ребята, мы говорили как дышит человек, растения, говорили, из каких газов состоит воздух. У меня к вам вопрос: меняется ли состав воздуха в классе? Нас так много и мы все дышим.

Ученики: Да.

Учитель: А что нужно сделать?

Ученики: проветрить помещение.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1460203749.png (842x709)

Учитель: Как вы думаете, будет ли отличаться состав воздуха в нашем городе и за его пределами? Растения еще называют «легкими земли».

Учитель: Сейчас я предлагаю поработать в парах. Ваша задача: выбрать и наклеить картинки с изображением что можно делать, а что нельзя. Итак, что бы вы сделали, чтобы сохранить "легкие Земли"?

4 этап урока.Рефлексия (10 минут)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1460203888.png (849x685) .

Давайте подведем итог.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1460203966.png (785x642)

Учитель: Сейчас у меня для вас сюрприз. Каждому из вас я раздам шарик и его надо надуть. А какой газ вам поможет в этом? Вам понравился урок? А что понравилось больше всего? Изобразите свое настроение фломастером.

Опыты можно проделывать и с воздушными шарами. (ссылки на экране)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1460204026.png (889x748)

Учитель: Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами поработать

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1460205455.notebook (Урок. Воздух. Состав воздуха.)

Наша планета надежно защищена от негативного влияния из космоса удивительной оболочкой – атмосферой, без которой жизнь на Земле была бы немыслимой.


Многие знают, что без воздуха человек может прожить не более 5–9 минут, но не каждый понимает, что такое воздух и из чего состоит это жизненно важное вещество, образующее земную атмосферу. Попробуем разобраться.

Слово «воздух» произошло благодаря прибавлению приставки воз- к старославянскому слову дѹхъ, что означает «дух», «дохнуть», «дышать». Приставка воз- имеет древнерусское происхождение и отождествляется с предлогом «вверх» или существительным «подъем».

Более тысячи лет в славянском языке присутствовало древнегреческое слово аэр (ἀηρ), переводимое как «воздух». Впоследствии оно было практически забыто, хотя и сейчас встречается в некоторых топонимах – аэроплан, аэроходный, аэродинамика.

Воздух является главным условием существования всего живого . По сути, он представляет собой естественную смесь газов, принимающих непосредственное участие в круговороте веществ в природе. В своем составе воздух содержит около 21 % кислорода, который во время дыхания поступает в клетки нашего организма и способствует выделению жизненной энергии.

Еще одной важной его составляющей выступает азот, объем которого в атмосфере превышает 78 %. В небольших количествах в воздухе содержатся углекислый газ, метан, водород, аргон, неон и ряд других химических элементов, а также водяные пары, объем которых непосредственно влияет на общую атмосферную массу.

Поскольку воздух представляет собой естественную смесь газов, его масса в единице объема (плотность) может меняться в зависимости от изменений пропорций тех или иных компонентов, а также от влажности, температуры и высоты, на которой эта величина будет измеряться. Как правило, за основу берется показатель 1,225 кг⁄м3, который обычно фиксируется на уровне моря при температуре +15 °С.


При повышении столбика термометра до +35 °С масса воздуха снижается до 1,1455 кг/м3, при понижении температуры до -25 °С – возрастает до 1,4224 кг/м3. Помимо плотности, одним из физических свойств воздуха является молярная масса, т. е. отношение его плотности к количеству молей. Этот показатель остается неизменным и составляет 28,98 г/моль.

В городах (особенно в мегаполисах и промышленных центрах) вредные газы попадают в воздух при сгорании бензина, различных химических веществ, каменного угля (в тепловых ТЭЦ) и всевозможных искусственных материалов. Наибольший вред экологии городов наносят транспортные средства и деятельность предприятий, загрязняющих атмосферу посторонними примесями. Помимо азота, кислорода и углерода, в воздухе крупных населенных пунктов присутствуют окиси метана, сернистого газа и других веществ, оказывающих негативное воздействие на биосферу нашей планеты.

Сегодня во всем мире ученые и экологи прилагают все усилия для того, чтобы максимально сократить число вредных выбросов в атмосферу и предотвратить ее загрязнение. С этой целью создаются экологически чистые виды транспорта, отопительные системы, использующие в своей работе силу солнца и ветра, а также новые технологии, позволяющие обеспечить экологическую безопасность на производстве. Впрочем, каждый человек и сам может сделать немало для окружающей среды, выполняя ежедневно простые правила – не мыть автомобили в природных водоемах, не курить, тушить костры в парке после пикника и многое другое.

В большинстве современных стран температуру воздуха принято измерять в градусах по шкале Цельсия, предусматривающей 0 °С как температуру таяния льда, а +100 °С – кипения воды. В некоторых государствах применяется шкала Фаренгейта, согласно которой разница между точкой таяния льда и кипения воды делится на 180°.


Для измерения температуры чаще всего используют жидкостные или ртутные стеклянные термометры, реже – электрические и механические, а также оптические, регистрирующие градус за счет изменения спектра света, его уровня и других показателей.

Влажность воздуха определяется психрометром (гигрометром психометрическим), состоящим из сухого и влажного спиртовых термометров. Разница между их показателями определяет скорость испарения воды, а следовательно и влажность.

26 февраля 2014

Наша Земля защищена удивительной оболочкой - атмосферой. Она предотвращает падение на планету космических тел и является одним из главных условий жизни человека. Из чего состоит воздух и почему он так важен для животных и растений, существующих на Земле? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из данной статьи.

Какую структуру имеет атмосфера?

Воздушная оболочка Земли состоит из нескольких слоёв, которые обладают отличительными особенностями.

  • Тропосфера. Это самый нижний и плотный слой атмосферы. В нём сосредоточено 80% воздуха. Его толщина варьируется в зависимости от расположения: в районе экватора она больше, чем над полюсами. Именно здесь формируется погода, образуются туман и облака. Максимальная толщина тропосферы достигает 17 километров.
  • Стратосфера. В этом слое, находящимся на высоте 50 км, наблюдается обратное, нежели в тропосфере, изменение температуры с высотой - она повышается. Здесь находится озоновый слой и содержится минимальное количество молекул воды. В стратосфере на высоте 20 километров образуется озоновый слой.
  • Мезосфера. Здесь формируются облака, которые состоят из кристалликов льда, и наблюдается уменьшение плотности воздуха. Мезосфера находится на расстоянии 80-85 километров от поверхности земли и имеет температуру минус 90 градусов по Цельсию.
  • Термосфера. Здесь в результате столкновения частиц воздуха с космическими возникает особое свечение, называемое "полярным сиянием". Этот слой также имеет максимальную в атмосфере температуру - плюс 1500 градусов по Цельсию.
  • Экзосфера. Она простирается до высоты 20000 километров и имеет второе название "корона Земли" из-за рассеянной формы своих границ.

Из каких веществ состоит воздух?

Необходимо заметить, что атмосфера на планете сформировалась очень давно. Но в пору юности нашей Земли, она состояла в основном из продуктов жизнедеятельности вулканов. Только с распространением по ней первых растений воздух стал обогащаться кислородом, что сделало его пригодным для дыхания людей. Многие планеты Солнечной Системы имеют атмосферу. Но состав, который подходит для жизни человека и животных имеет только наша. В настоящее время основную долю воздуха атмосферы составляют два основных газа: азот и кислород. В процентном соотношении содержание этих веществ выглядит следующим образом: 78:21. Выясняя, из каких газов состоит воздух, необходимо указать и состав того одного процента, который остаётся после вычитания суммы основных газов от 100%. В атмосфере, наряду с азотом и кислородом, содержится углерод, водород, инертные газы, водяной пар и другие примеси. Кислород служит одним из главных условий жизни людей и животных, а вот углерод необходим растениям.

Содержится ли в воздухе вода?

Наряду с газами, в воздухе есть и водяной пар, который, в зависимости от высоты, может быть и в виде кристалликов. Содержание этого вещества в воздухе при определённых условиях приводит к образованию тумана и облаков. Общий объём атмосферной воды на нашей планете составляет 14 000 кубических километров. Кстати, вес воздуха напрямую зависит от количества водяных паров, содержащихся в нём. Чем их больше, тем легче воздух, так как воздушные тяжелее их.

Какие примеси могут быть в воздухе больших городов?

Вредные газы попадают в атмосферу при сгорании каменного угля, бензина, химических веществ и искусственных материалов. В результате распространения автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта, а также деятельности промышленных предприятий воздух загрязняется посторонними примесями. Из чего состоит воздух в большом городе? Не только из таких веществ, как углерод, кислород и азот, но и из окиси углерода, метана и сернистого газа, которые наносят непоправимый вред биосфере Земли.

Например, если в воздухе будет содержаться более 3% углекислого газа, то это может вызвать смерть живого организма, так как нормой считается 0,03%. Большое количество дыма, газов и копоти, которые содержатся в загрязнённой атмосфере, называют "смогом". Он окутывает многие промышленные районы и крупные города на Земле.

Как образуется кислотный дождь?

Образование таких осадков можно объяснить, зная структуру состава атмосферы. Из каких молекул состоит воздух? Он представляет собой газовую смесь и водяной пар. В нём содержатся молекулы воды и других веществ. При попадании в атмосферу посторонних примесей атомы этих компонентов соединяются с водой, превращаются в кислоту и выпадают на землю. Такие дожди наносят большой вред растениям, животным и людям и являются настоящей экологической катастрофой.

Что такое озоновый слой и где он находится?

Он образуется в стратосфере, на расстоянии 20 километров от Земли. Озоновый слой предохраняет биосферу нашей планеты от губительного ультрафиолетового излучения. Также он нейтрализует действие многих вредных веществ и бактерий. Из чего состоит воздух в озоновом слое? В нём содержится активный кислород, который образуется в результате воздействия электрических разрядов или солнечного света на молекулярный. Попадание в атмосферу метана, хлора, брома и оксида азота, содержащегося в кондиционерах и охладительных установках, приводит к разрушению этого слоя, что является одной из глобальных экологических проблем цивилизации.

Из чего состоит атмосферный воздух?

Состав воздуха, приведённый в статье, характерен только для нижнего слоя атмосферы, который называется "тропосферой". Чем дальше от поверхности земли, тем больше изменений в нём происходит. Какой состав воздуха в верхних слоях атмосферы? Первые изменения встречаются в озоновом слое - появляется активный кислород. Далее, на расстоянии 1 000 км и выше от поверхности Земли, начинается преобладание атомарного водорода и гелия. С высотой изменяется и давление - оно понижается, так как воздух становится более разряжённым.

Что загрязняет атмосферу?

Чем хуже экологическая обстановка района, тем больше посторонних веществ содержится в воздухе и тем опаснее он для жизни человека и животных. С развитием цивилизации негативное воздействие на воздушную оболочку Земли сильно увеличилось. Промышленные предприятия, автомобильный и железнодорожный транспорт, инновационные блага цивилизации (кондиционеры, охладительные установки и др.) загрязняют окружающее пространство, что приводит к уменьшению озонового слоя, образованию смога и кислотных дождей.

Сегодня во всём мире отдаётся предпочтение экологически чистым технологиям и транспорту, но полный переход на такие производства потребует определённого количества времени и больших материальных затрат и продлится довольно долго.

Заключение

Ещё 30 лет назад мы удивлялись, когда слышали о том, что в западных странах продают простую питьевую воду в бутылках. Сегодня любой житель большого города, более или менее заботящийся о своём здоровье, не станет пить то, что течёт из крана в наших квартирах. Приобретение воды для утоления жажды и приготовления пищи стало нормой.

В крупных городах Китая началась продажа чистого воздуха в жестяных банках. А раньше такие факты описывались только в фантастических рассказах. То, из чего состоит воздух сегодня, зависит от каждого землянина. Любой человек может очень много сделать для окружающей среды, выполняя простые правила каждый день: не мыть машину в природных водоёмах, вовремя тушить костры, бросить курить, начать жечь мусор и листву в специально отведённых местах и др. Ведь нам очень важно знать, каким воздухом будут дышать на Земле наши потомки! И будут ли дышать…

ВОЗДУХ – смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли.

Тот факт, что воздух является не отдельным веществом, а смесью газов, первым доказал французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743–1794). В 1774 при прокаливании металлов в запаянной реторте он заметил, что с металлом соединяется только часть воздуха. На основании этого он сделал вывод, что воздух состоит из двух газов, из которых один может соединяться с металлом, а другой – нет.

Эту гипотезу А.Лавуазье проверил в 1775, поместив некоторое количество ртути в реторту, изогнутое горло которой сообщалось с воздухом в стеклянном колоколе, погруженном в ртуть (рис. 1).

Лавуазье нагревал реторту чуть ниже температуры кипения ртути в течение 12 дней. По истечение этого времени поглощение ртутью воздуха с образованием красного оксида ртути HgO прекратилось, а объем воздуха в колоколе сократился более, чем на одну шестую часть. Оставшийся в колоколе газ гасил горящую свечу, мышь не могла в нем жить. Лавуазье назвал его азотом , т.е. непригодным для жизни. При прокаливании оксида ртути он вновь получил ртуть и газ, поглощенный ею из воздуха. В этом газе свеча горела с ослепительным блеском, а мышь чувствовала себя превосходно. Лавуазье назвал его «воздухом, пригодным для дыхания», а в 1777 – кислородом .

В 19 в. в воздухе нашли диоксид углерода, благородные газы (аргон, гелий, неон, криптон и ксенон), следовые количества метана, сернистого газа, монооксида углерода, озона, водорода, аммиака и других соединений азота.

Составляющие воздух газы можно разделить не только химическими, но и физическими методами. Для этого используют испарение жидкого воздуха. Первые холодильные машины для сжижения воздуха, работа которых была основана на принципе Джоуля – Томсона, были построены в 1890-х. Их главные части – два (или более) змеевика, расположенные один в другом (рис. 2)

По внутреннему узкому змеевику подается воздух под давлением в 200 атм, резко расширяющийся в нижней камере до давления в 20 атм. Этот охладившийся расширившийся воздух по наружному змеевику возвращается к компрессору и при этом охлаждает внутренний змеевик с находящимся в нем воздухом (под давлением 200 атм), который затем снова расширяется в той же камере, где охлаждается еще больше. Так продолжается до тех пор, пока воздух в камере не начнет сжижаться.

Возможность отделения азота от кислорода основана на том, что жидкий азот кипит при более низкой температуре (–195,8° С), чем кислород (–183,0° С), поэтому он испаряется первым. Затем из жидкого воздуха улетучивается аргон (т. кип. –185,9° С). Этим методом из воздуха можно выделить и другие газы. В 1896–1897 английский химик и физик Уильям Рамзай (1852–1916) при дробной перегонке сжиженного аргона получил еще четыре благородных газа.

В 1923 английский физик и химик Фрэнсис Уильям Астон (Нобелевская премия по химии, 1922) испарил 400 тонн жидкого воздуха, но никаких других газов, кроме открытых ранее, в нем не нашел.

Основными компонентами воздуха в нижней атмосфере являются азот N2, кислород O2 и аргон Ar.

СОСТАВ СУХОГО ЧИСТОГО ВОЗДУХА У ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
ГАЗ СОДЕРЖАНИЕ, %
по объему по массе
Na 2
O 2 23,10
Ar 0,932 1,286
CO 2 0,036 0,052
Ne 1,3.10–3
He
Kr

Кроме газов, указанных в таблице, атмосферный воздух содержит пары воды (0,002–4% по массе), а в приземном воздухе всегда есть большое количество взвешенных твердых и жидких частиц, образующих аэрозоли.

Современный состав воздуха сформировался в результате длительных эволюционных процессов в недрах Земли и на ее поверхности. Огромную роль в этом сыграла деятельность зеленых растений, животных и микроорганизмов.
Предполагают, что большое количество азота в воздухе появилось в результате окисления первичной аммиачно-водородной атмосферы Земли молекулярным кислородом, который сначала образовывался в результате диссоциации воды, а затем стал накапливаться у поверхности Земли в результате фотосинтеза (рис. 3).

Источниками благородных газов являются вулканические извержения и распад радиоактивных элементов. Аргон образуется в результате распада калия-40. Радон появляется при распаде радия, а гелий, ядра которого представляют собой альфа-частицы, является одним из продуктов многих стадий цепочек радиоактивных превращений, начинающихся от урана и тория.

Диоксид углерода попадает в атмосферный воздух во время извержений вулканов, при разложении карбонатных горных пород и органических веществ, а также в результате производственной деятельности человека. В последние десятилетия наблюдается неуклонный, хотя и небольшой рост содержания диоксида углерода в атмосферном воздухе.

Многочисленные газообразные вещества, находящиеся в воздухе в следовых количествах, образуются в результате вулканической деятельности, выделяются растениями и бактериями.
Развитие энергетики и промышленности оказывает все большее влияние на состав воздуха, особенно это заметно вблизи крупных предприятий и в больших городах. Больше всего загрязняющих газов (оксиды углерода, азота, серы) и аэрозолей образуется при сжигании топлива.

Плотность и давление атмосферного воздуха непрерывно меняются при увеличении расстояния от поверхности планеты. Воздушную оболочку Земли делят на тропосферу, стратосферу, мезосферу, ионосферу и экзосферу. Границы между ними называют соответственно тропопаузой, стратопаузой и т.д. (рис. 4).

Рис. 4. ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ И ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА с высотой. На врезке показано изменение концентрации газов в гетеросфере в зависимости от высоты.

До высоты 100 км состав воздуха почти не изменяется в результате интенсивного перемешивания. Состав воздуха в стратосфере и мезосфере почти такой же, как в тропосфере. Главное отличие – повышенное содержание озона, который образуется в результате фотохимических реакций на высоте около 30 км.
В стратосфере и более высоких слоях молекулы газов диссоциируют на атомы. На высоте 80 км полностью распадаются на атомы диоксид углерода и водород, выше 150 км – кислород, выше 300 км – азот. На расстоянии 100–400 км от поверхности Земли в ионосфере газ ионизуется: образуются ионы O2–, O2+, N2+. В верхних слоях атмосферы присутствуют свободные радикалы ОН*, НО2* и другие.

Выше 120 км воздух перемешивается так слабо, что существенным становится распределение химических частиц под действием гравитации. Поэтому ближе к Земле преобладают молекулярные и атомарные кислород и азот, а выше – водород и гелий, которые вследствие малого атомного веса, медленно рассеиваются в космическое пространство.

Елена Савинкина

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама