THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Богоизбранный пастырю и кроткий воине Христов, святый новомучениче земли Елисаветградския, в благочестивей семье рожденный, в таинстве крещения Николаем нареченный, в дни русской смуты в весь, нарицаемую Искровка, служити священником благословенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная ты же от юности богоносным Иоанном Кронштадтским наученный, от всяких нас бед свободи зовущих: Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Икос 1

Ангелов Творец посля тя, святый отче Николае, Церкви Православной в укрепление, Святой Руси в молитвенное очищение, жаждущим спасения во благое вразумление, словеснаго стада Христова в пастырское окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти: Радуйся, православнаго священства украшение; Радуйся, духовное чадо святаго Иоанна Кранштадтскаго и служения пастырскаго достойное продолжение. Радуйся, в тихой веси с Богом кроткий собеседниче; Радуйся, в пастырском служении ревностый наставниче. Радуйся, о спасении народа непрестанное помышление; Радуйся, о растлеваемой пастве слезное моление. Радуйся, покаяния решительный проповедниче; Радуйся, прозорливый врачу верных и наш сомолитвенниче. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту и ревность помышлений сердца твоего, отче наш Николае, избра тя в оружие Свое для пастырскаго наставления, дух и имя ревностнаго воина Николая Чудотворца, древнего покровителя Святой Руси, благословил еси дати тебе в утверждение, да спасаемые твоими молитвами с надеждою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

В учении у святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго боговедение твое Господь укрепил еси, святче Божий Николае, истинной духовной пищею благодатное устроение души стяжал еси. Мы же, видяще Божие благословение на тебе, с радостию вопием ти сице: Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный; Радуйся, подобное подобным познал еси, пастырю отрадный. Радуйся, в век отчуждения от истины светильниче безстрастный; Радуйся, имя святаго у паствы обрел еси, пастырю богопрославленный. Радуйся, душе своей строго внимавый; Радуйся, духовный наставниче, ревностным служением Господу подражавый. Радуйся, души людей от пленения бесовскаго избавлявый; Радуйся, скот болящий и страждущий за грехи человеческия молитвами исцелявый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 3

Сила Вышняго пастырское служение твое воистину определила еси, священномучениче Николае, к царю Николаю II просити землю под церковь будущих прихожан твоих Господь направил еси, царь же дело Христово прозреваяй о средствах на строительство вопросил еси, прошение людей о даровании земли и кирпича на храм утверждаяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил Господь явити Своего светильника миру тебе, блаженне отче наш Николае, молитвами великаго старца Иоанна Кронштадтскаго и трудами царя-искупителя Николая II храм святой для твоего служения воздвигнути благословил еси. Сего ради поем тебе: Радуйся, Христова стада пастырю верный; Радуйся, носителю духа кротости добропобедный. Радуйся, Кронштадтским старцем вдохновенный; Радуйся, светом небесным напоенный. Радуйся, богообщением высоким награжденный; Радуйся, словами твоими: Для Тя, Господи, все готов претерпети, к славе мученической благословенный. Радуйся, помощнице твоея рабе Божией Ефросинии в вере укрепление; Радуйся, о грядущей безбожной власти тихое ей откровение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия не убоялся еси, отче наш Николае, вразумляти людей твоих не преставаяй, поношение и унижение от убийц ведением Божиим прозревал еси, в молитвах в помощь непрестанно Бога призываяй. Мы же, битву духовную зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще начавшееся христиан православных кровавое гонение, святче Божий, не престоя молился еси, призываяй в истине укреплятися и благодатию в таинствах пасхальной радостию Воскресения Христова окрылятися. Сего ради и мы ныне, духовную смуту претерпеваяй, вопием ти: Радуйся, чистый источниче вдохновения; Радуйся, гонимых за правду духовное окормление. Радуйся, проповедь никакоже оставлявый; Радуйся, словами Господа Иисуса Христа сердца отчаявшихся согревавый. Радуйся, обретенное твоими трудами нуждающимся раздававый; Радуйся, духом Божиим к единению призывавый. Радуйся, кротостию стадо Христово удививый; Радуйся, маммону, яко диавольское обольщение, ни во что вменивый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 5

Боготечною звездою пастве в гонении сущим явился еси, святый отче наш Николае, малое стадо Христово укрепляяй, сердечной проповедию и благочестивым житием на путь покаяния направляяй. Мы же, верою узревши истину в смирении несения креста, с радостию вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Узревши людии земли Искровской великаго тя благочестия защитника, святый священномучениче Николае, великаго воина в воинстве святителя Николая Чудотворца в тебе прозревали и на духовное заступление твое уповали. Тем же мы вси, таковому твоему боголюбию дивящеся, вопием ти: Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный; Радуйся, пастырю добрый, врагом рода человеческаго гонимый. Радуйся, к чистоте духовней и преданности обетам крещения призываеши; Радуйся, о любви Христовой пред обольщаемой Россиею вещаеши. Радуйся, о силе смирения и кротости убеждати никакоже уставаеши; Радуйся, на Господа возложити заступление умоляеши. Радуйся, благодатию Святаго Духа верных ограждаеши; Радуйся, пастырю преданный, и поныне врагов озлобленных любовию побеждаеши. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, святый угодниче Христов Николае, и величает честная страдания твоя, за Христа претерпевшие, и умильно восклицает Христу Искупителю песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Воссиял еси светом истины земли многострадальней, святый священномучениче Николае, печальнику Кронштадтскому в любви к Святей Руси и Церкви подражаяй, в молитвах соименитому светильнику Николаю силу духа твоего умножаяй, в далекой веси духовный подвиг служения Богу в алтаре святем совершал еси, гробом себялюбия себя определял. Сего ради воспеваем ти таковая: Радуйся, духовных чад ревностное окормление; Радуйся, паствы твоея отрадное утешение. Радуйся, житием и служением Господу образ для подражания явивый; Радуйся, воине Христов, милостив и непобедимый. Радуйся, в христолюбивых душах Царствия Небеснаго устроителю; Радуйся, смиреннаго несения креста учителю. Радуйся, правды Божия и учения блюстителю; Радуйся, благодатнаго служения Богу в далекой веси совершителю. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 7

Хотя веру православную на земли Искровской утвердити, святый отче наш Николае, крест Христов с кротостию восприял еси, укреплению духовному чад пасомых неотступно внимаяй. Мы же, обряще вси труды сия, благодарно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Видяще тя избранника Божия, блаженне отче Николае, неизменно окружати тя боголюбивые чада твоя, даже из далекия земли Тульския приезжаяй. Мы же, все труды твоя поминающе, непрестанно воспеваем ти сицевая: Радуйся, благочестия христианскаго попечителю; Радуйся, темнаго неверия и теплохладнаго маловерия житием твоим посрамителю. Радуйся, ангельстей кротости в верных чадех насадителю; Радуйся, славы Божией певец и смирения учителю. Радуйся, врачу наш скорый и благодатный; Радуйся, для темных духов поднебесных Божиими дарованиями страшный. Радуйся, хранителю Христова стада смелый; Радуйся, скоту, яко твари Божией, помощниче умелый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый священномучениче Николае, десницею Всевышняго многажды покрываемый, смиренно тяготы от богоборчестей власти понесл еси, благой промысел Божий в попускаемых страданиях принимаяй. Кто возможет понести гонения твоя, яже претерпел еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступник явился еси, блаженне отче наш Николае, прихожан по домам спешно отпустил еси от насилия безбожнаго отряда ограждаяй, сам на колокольне в молитвах к Богу ниц пал еси, прося сил в истине устояти и прощения обманутым диаволом дати. Сего ради поем ти: Радуйся, за веру православную на колокольне полураздетый избитый; Радуйся, холодною водою в мучениях многажды облитый. Радуйся, народу богоизбранному ходатаю спасения; Радуйся, умолчащего колокола благовествовавый о радости будущего воскресения. Радуйся, в страх и трепет гонителей твоих обративый; Радуйся, дарованное тебе прославление Божие смертию твоею открывый. Радуйся, следовати за Христом наставлявый; Радуйся, непрестанно призывати Господа научавый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго наставника: кровию своею в вере паству Христову укрепил еси, путь спасения в верности Спасу освятил еси. Мы же, обретя сокровища сия, со слезами радости вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, святый новомучениче отче наш Николае, мир Христов посреди людей утверждаяй, козни сатанинские любовию Его победил еси, себе над простым народом православным никакоже возвышаяй. Мы же, благочестие твоего жития зря, с любовию вопием ти: Радуйся, ангельское и наше непрестанное удивление; Радуйся, носителю Божия прославления. Радуйся, на служение свое в Искровке со страхом Божиим взиравый; Радуйся, все тяготы и нестроения должными по грехам именовавый. Радуйся, скудость возлюбивый; Радуйся, духа самоутверждение вкусивый. Радуйся, любовь сердечную к ближнему стяжавый; Радуйся, отмстителем себе Бога избравый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крови мучеников Своих Церковь основавши сердцевед Христос положи тя, святый отче наш Николае, в сонме новомучеников Святой Руси, в основание земли Искровской, да вси православные христиане вопиют во спасение свое Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем к тебе с верою прибегающим, святый отче наш Николае, Божие откровение о трикратном захоронении твоем рабе Божией Евфросинии открываяй, и первую могилу на кладбище сам себе отрыл еси, ненависть убийц и выстрелы винтовок без страха воспринимаяй и сырую землю на главе твоей, яко венец терновый, еще живым ощущаяй. Мы же обетованное святыми духовное возстание Руси в молитвах призываем и в покаянии вопием сице: Радуйся, крест страданий на рамена во спасение Руси принявый; Радуйся, зло благочестием в далекой веси пред всем горним миром поправый. Радуйся, кроткий лик небесного прозрения; Радуйся, образе мытарева смирения. Радуйся, к расстрелу за любовь ко Христу осужденный; Радуйся, в Уделе Пречистей Девы Богородицы во славу Сына Ея похороненный. Радуйся, для души и тела стяжавый благодать нетления; Радуйся, мученический венец обретый в славное спасение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Пресвятей Троице и Пречистей Деве Богородице возносяще, даже смертию своею образом благочестия пребыл еси, богоотступники затоптали могилу твою хотяще, лошадей привели, память о тебе попрати желая, но кони головы склонили и на колени пали свои, святость твою пред Богом проявляяй, и нас научаяй пети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Богоизбранный светильник был в житии, отче наш Николае, яко светозарное светило возсиял еси, кротость и смирение источаяй, смысл жития во славу Божию поясняяй, любовию на стезю несения креста во спасение наставляяй. Сего ради поем ти: Радуйся, горе богоотступничества на Руси осознавый; Радуйся, грехи народа служением своим до крови и смерти покрывавый. Радуйся, о прощении нашем пред Богом моление; Радуйся, пречистый образе покаянного очищения. Радуйся, чистых душ православных созидателю славный; Радуйся, безбожникам образ благочестия преподати призванный. Радуйся, наша слава и ограждение; Радуйся, наш молитвенный щит и меч очищения. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 12

На тебе любовь Пречистей Девы Богородицы ведущи, блаженне отче Николае, Ея заступлением тело твое верные Господу ночию без гроба тайно перехоронили, откровение Божие о втором твоем погребении подтверждали, и через год вновь, в третий раз, нетленное тело твое возле храма в гробу погребаяй и славу Спасу собором священства воспеваяй: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще страдания твоя, святый священномучениче Николае, Церковь Божия славу небесную на земли утверждает ти, во Святей Троице-Сергиевой Лавре в день памяти страстотерпца царя Николая, велигласным славословием в сонме святых новомучеников Российских прославляет тя, в помощь и утверждение Руси православней. Мы же вси, сия милости Божия зря, вопием тебе таковая: Радуйся, пастырю добрый, призванный нам в укрепление; Радуйся, богоизбранный воине Христов, посланный нам в уподобление. Радуйся, отче наш чадолюбивый, житием твоим даровавший нам утешение; Радуйся, молитвенниче предивный, наставляющий нас в покаянное очищение. Радуйся, духовному отцу твоему Иоанну Кронштадтскому радость и веселие; Радуйся, любящим тя ходатаю спасения. Радуйся, немощным во благое заступление; Радуйся, подобно святителю Николаю Чудотворцу мироточением десницы твоея, Руси победоносное благословение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 13

О предивный угодниче Христов и верный пастырю и сомолитвенниче наш добрый, священномучениче, отче Николае, примии малое сие моление наше, в похвалу тебе от верных возносимое, призри на нас, духом немощных, многозаботливостию отягченных и грехами и страстями уязвленных, и, предстоя в небесней славе пред престолом Царя царствующих, Господа нашего Иисуса Христа, молися о спасении нашем, проси, святце Божий, да обрящем милосердие Божие в День Судный, и в радости вопием Пресвятей Троице: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

17 июля 2001 го­да Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло вы­не­се­но по­ста­нов­ле­ние о про­слав­ле­нии про­то­и­е­рея Ни­ко­лая в ли­ке свя­тых. С это­го мо­мен­та вся пол­но­та Небес­ной и зем­ной Церк­ви на­чи­на­ет воз­но­сить мо­лит­ву к угод­ни­ку Бо­жию Ни­ко­лаю Ис­кров­ско­му, мо­ля его о пред­ста­тель­стве ко Спа­су на­ше­му Иису­су Хри­сту.
Тро­па­ри и кондак свя­щен­но­му­че­ни­ку яс­но по­ка­зы­ва­ют за­слу­ги свя­то­го пе­ред Бо­гом и Цер­ко­вью. Стра­да­ния, незло­би­вая му­че­ни­че­ская смерть в го­ди­ну ог­нен­ных ис­ку­ше­ний Рус­ской Церк­ви яв­ля­ют яр­кое сви­де­тель­ство ис­по­вед­ни­че­ской жиз­ни свя­то­го. Его тру­ды и факт ис­по­вед­ни­че­ства вполне срав­ни­мы с несе­ни­ем Кре­ста Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом, его путь к Цар­ствию Небес­но­му по­ис­ти­не есть ше­ствие тес­ны­ми вра­та­ми. Кто бы мог по­ду­мать, что в за­те­рян­ной глу­ши - се­ле Ис­кров­ка - вос­си­я­ет Небес­ный Свет че­ло­ве­ком. Но как в кап­ле мор­ской во­ды чув­ству­ет­ся вкус, за­пах и энер­гия мор­ской пу­чи­ны, так и в по­дви­жи­ни­че­стве угод­ни­ка Бо­жия свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая обиль­но про­яви­лась бла­го­дать От­ца Небес­но­го.
Ис­то­рия церк­ви неболь­шо­го от­да­лен­но­го се­ла Ис­кров­ка тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся с судь­бою по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Рос­сии Ни­ко­лая ІІ, его лич­ным уча­сти­ем в устро­е­нии хра­ма.
В на­ча­ле XX сто­ле­тия к ца­рю об­ра­ти­лись лю­ди с прось­бой о вы­де­ле­нии зем­ли под стро­и­тель­ство церк­ви. На ме­сте они не смог­ли ре­шить это­го во­про­са, так как пан Вик­тор, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла зем­ля, за­про­сил за нее боль­шую пла­ту. Им­пе­ра­тор не толь­ко удо­вле­тво­рил про­ше­ние лю­дей, но и по­ин­те­ре­со­вал­ся, есть ли сред­ства на стро­и­тель­ство, есть ли про­ект? И ко­гда узнал, что все­го необ­хо­ди­мо­го по­ка нет, по­же­лал при­нять лич­ное уча­стие. За свой счет он от­прав­лял кир­пич на стан­цию Ря­до­вая, что бы­ла бли­жай­шей к Ис­кров­ке, опла­чи­вал пе­ре­воз­ку ма­те­ри­а­лов и ра­бо­ту стро­и­те­лей.
Ко­гда же при­шло вре­мя освя­тить храм, царь при­сут­ство­вал на бо­го­слу­же­нии, пе­ре­одев­шись в му­жиц­кую одеж­ду.
Впо­след­ствии, по со­гла­со­ва­нию с о. Иоан­ном Крон­штадт­ским, он пред­ло­жил за­ме­нить свя­щен­ни­ка в по­стро­ен­ном им хра­ме. Так, во­лею свя­тых Бо­жи­их: пра­вед­но­го о. Иоан­на Крон­штадт­ско­го и Ца­ря - стра­сто­терп­ца диа­кон Ни­ко­лай из Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра г. Санкт-Пе­тер­бур­га ока­зы­вет­ся на зем­ле Ели­са­вет­град­ской и на­чи­на­ет свое пас­тыр­ское слу­же­ние в да­ле­кой ве­си.
Сме­на го­род­ской, устро­ен­ной жиз­ни на мир­ное те­че­ние сель­ских буд­ней не омра­чи­ла нра­ва мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка. Он все­гда был жиз­не­ра­до­стен, ве­сел, добр, очень лю­бил шут­ки и при­ба­ут­ки. Сво­ей ма­туш­ке Анне с улыб­кой го­во­рил: «Не ту­жи, ма­туш­ка. Ме­ня убьют, и три ра­за бу­дут хо­ро­нить, а ты бу­дешь скры­вать­ся под дву­мя фа­ми­ли­я­ми. А ты, Дмит­рий, сын мой, бу­дешь свя­щен­ни­ком, и бу­дет у те­бя боль­шая се­мья!» Так оно и вы­шло. В го­ды го­не­ний его ма­туш­ка скры­ва­лась под дву­мя фа­ми­ли­я­ми.
Да­же грех о. Ни­ко­лай об­ли­чал с юмор­ком. Со­хра­ни­лась ис­то­рия о том, как на свадь­бе ба­тюш­ка об­ли­чил бед­но­го же­ни­ха, же­нив­ше­го­ся на бо­га­той сла­бо­ум­ной неве­сте. До­ма неве­сту учи­ли, что ес­ли ба­тюш­ка спро­сит ее, сколь­ко есть за­по­ве­дей, чтобы она от­ве­ча­ла - де­сять. А о. Ни­ко­лай возь­ми да и спро­си, сколь­ко ей лет. Тут-то она и от­ве­ти­ла - де­сять.
Про­зор­ли­вость свя­то­го бы­ла да­ром Бо­жи­им, ко­то­рый он стя­жал мо­лит­вой и тру­да­ми. Де­воч­ке, украв­шей 5 руб­лей у де­да, ба­тюш­ка ука­зал ме­сто в са­рае под дро­ва­ми, где бы­ли спря­та­ны день­ги. Он по­гла­дил ее по го­лов­ке и со сло­ва­ми: «Тво­е­му от­цу нуж­но ме­сяц ра­бо­тать, чтобы за­ра­бо­тать эти день­ги» ве­лел вер­нуть их. Дру­го­му, у ко­то­ро­го укра­ли ко­ней, о. Ни­ко­лай ска­зал, где ис­кать про­па­жу. Тре­тье­му про­ро­че­ству­ет о бу­ду­щем, со­об­щая ему, что его рас­ку­ла­чат, он бу­дет несколь­ко раз си­деть в тюрь­ме, но умрет сво­ей смер­тью на сво­бо­де.
Еще при жиз­ни ба­тюш­ка при­зы­вал об­ра­щать­ся в бу­ду­щем к нему как к жи­во­му и про­сить у него по­мо­щи по­сле его смер­ти. И по­мо­гал как жи­вой!
Мо­лит­вен­ность, за­бо­та о лю­дях все­гда от­ли­ча­ли пас­ты­ря. Он вы­чи­ты­вал бес­но­ва­тых, вра­че­вал боль­ных, мо­лил­ся об ис­це­ле­нии ско­та, со­вер­шал необ­хо­ди­мое на по­тре­бу. Его мо­лит­вен­ные тру­ды, стя­жа­ли ему из­вест­ность да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ели­са­вет­град­ской гу­бер­нии. С раз­ных мест, на­при­мер из Ту­лы, что от­сто­ит бо­лее чем на ты­ся­чу верст, при­ез­жа­ли к нему страж­ду­щие и жаж­да­ли ис­це­ле­ния. Ле­том он вы­чи­ты­вал на сво­ем ис­точ­ни­ке, зи­мой, ко­гда бы­ло хо­лод­но, мо­лил­ся в хра­ме. Мно­гие при­хо­ди­ли по­слу­шать про­по­ве­ди и ста­но­ви­лись сви­де­те­ля­ми чу­дес­ных ис­це­ле­ний. Вот ле­жит на зем­ле жен­щи­на, и ее силь­но бьет о зем­лю (чер­ная бо­лезнь). Отец Ни­ко­лай чи­та­ет над ней Еван­ге­лие, и она под­ни­ма­ет­ся здо­ро­вой. Вот он ис­це­ля­ет муж­чи­ну по име­ни Ти­мо­фей при по­мо­щи сло­ва Бо­жия. Ис­це­лив­шись, Ти­мо­фей оста­ет­ся жить у о. Ни­ко­лая, об­ра­ба­ты­ва­ет зем­лю и по­мо­га­ет без­муж­ним ма­те­рям-оди­ноч­кам.
В сво­их про­по­ве­дях о. Ни­ко­лай неред­ко го­во­рил о гря­ду­щих ис­пы­та­ни­ях. Он про­ро­че­ство­вал о сво­ей смер­ти: свя­щен­ник со­рвет­ся, как цве­ток, а цер­ковь бу­дет сто­ять неру­ши­мой. Дру­гой же церк­ви он пред­ска­зал раз­ру­ше­ние (По­кров­ская цер­ковь в Ло­зо­ват­ке) и ис­чез­но­ве­ние без сле­да. По сви­де­тель­ству ра­бы Бо­жи­ей по­слуш­ни­цы Ев­фро­си­ньи, о. Ни­ко­лай в ал­та­ре бе­се­до­вал с Са­мим Гос­по­дом. Ра­но утром, вой­дя в храм, она услы­ша­ла толь­ко по­след­ние сло­ва свя­то­го: «Для те­бя, Гос­по­ди, го­тов все пре­тер­петь!» За­тем, вый­дя из ал­та­ря, о. Ни­ко­лай на ее во­прос, с кем он раз­го­ва­ри­вал, от­ве­тил: «Ес­ли слы­ша­ла, то ни­ко­му не го­во­ри, по­ка я жи­вой. Ме­ня долж­ны убить и по­том три ра­за хо­ро­нить».
Ба­тюш­ка пре­ду­пре­ждал о том, что при­дет без­бож­ная власть и вме­сте с ней тяж­кие ис­пы­та­ния. В по­след­ний день сво­ей жиз­ни 2 ок­тяб­ря 1919 го­да, свя­щен­но­му­че­ник от­слу­жил Ли­тур­гию, за­тем от­пу­стил лю­дей по до­мам, а сам остал­ся на ко­ло­кольне. Во вто­рой по­ло­вине дня на­ле­тел от­ряд крас­ных, ко­то­рые, из­би­вая, стя­ну­ли му­че­ни­ка с ко­ло­коль­ни, во­ло­ча за во­ло­сы. По­сле из­де­ва­тельств они вы­ве­ли ба­тюш­ку на клад­би­ще и рас­стре­ля­ли. Те­ло ис­по­вед­ни­ка об­на­ру­жи­ли жен­щи­ны, шед­шие с по­ля. Они при­ко­па­ли те­ло, при­ки­да­ли его вет­ка­ми, а за­тем вме­сте с дру­ги­ми пе­ре­за­хо­ро­ни­ли его в дру­гое ме­сто. Через год, в 1920 го­ду, при­е­ха­ло мно­го свя­щен­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ши­ли тре­тье по­гре­бе­ние о. Ни­ко­лая за ал­та­рем церк­ви. Сви­де­те­ли это­го со­бы­тия утвер­жда­ли, яко­бы те­ло ис­по­вед­ни­ка бы­ло нетлен­ным, буд­то его уби­ли се­го­дня.
Прой­дет дол­гих во­семь­де­сят лет, сме­нят­ся вре­ме­на и пра­ви­тель­ства, па­мять об о. Ни­ко­лае со­хра­нит­ся в серд­цах пра­во­слав­ных. К нему неот­ступ­но бу­дут об­ра­щать­ся с мо­лит­вой все при­хо­дя­щие на мо­ги­лу и на свя­той ис­точ­ник, по­чув­ству­ют его пас­тыр­скую за­бо­ту и пред­ста­тель­ство. Пи­ю­щие во­ду из ис­точ­ни­ка, со­вер­ша­ю­щие чин омо­ве­ния бу­дут раз­ре­шать­ся от бре­ме­ни бо­лез­ней и скор­бей, раз­лич­ных ду­хов­ных неду­гов. Бу­дут ис­пол­нять­ся сло­ва Пи­са­ния: «хро­мые хо­дят, сле­пые ви­дят …»
Маль­чик, при­ве­зен­ный с Се­ве­ра Рос­сии (а ему при­снил­ся о. Ни­ко­лай и ис­точ­ник), стал хо­дить. Ка­ле­ка - шах­тер остав­ля­ет свои ко­сты­ли у ис­точ­ни­ка и от­прав­ля­ет­ся до­мой, бла­го­да­ря свя­то­го. Си­лу чу­до­твор­но­го ис­точ­ни­ка ощу­ща­ют на се­бе ны­неш­ние по­ко­ле­ния пра­во­слав­ных, остав­ляя в хра­ме теп­лые сло­ва бла­го­дар­но­сти свя­щен­но­му­че­ни­ку.
17 сен­тяб­ря 2001 го­да Бо­жи­ей ми­ло­стью со­вер­ши­лось об­ре­те­ние чест­ных мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая. Се­го­дня они по­чи­ва­ют в стек­лян­ной гроб­ни­це Кре­сто-Воз­дви­жен­ско­го хра­ма с. Ис­кров­ка. (Ки­ро­во­град­ская обл. Укра­и­на). Об­ре­те­на чуд­ная свя­ты­ня, ко­то­рая по­мо­га­ет «мир ми­ро­ви да­ро­ва­ти и ду­шам на­шим ве­лию ми­лость».

В двадцатом столетии, в эпоху невиданных по своим масштабам, коварству и жестокости гонений за веру, Промыслом Божиим посылаются священнослужители, способные выстоять в годину огненных испытаний. Их жизнь и смерть убедительнейшая проповедь истинности Христова дела. Уразумев волю Спасителя, они сохранили верность своему призванию до смерти. Вслед за Иисусом — Вечным Первосвященником и Ходатаем Нового Завета — они вошли во святилище со своею кровию: да очистятся грехи людские, ибо без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9, 22). К числу таких избранников Божиих принадлежит прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Свято-Троицкой-Сергиевой Лавре 17 июля 2001 года, на праздник страстотерпца царя Николая II, священномученик Николай, пресвитер села Искровки от Кировоградской епархии. Ни жизнь, ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч не мог ли отлучить его от любви Божией. Все это им преодолевалось, по слову апостола, силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35, 37).

Святой священномученик Николай, пресвитер села Искровки Елисаветградской (сейчас Кировоградской) епархии, родился примерно в 1877-78 годах, в благочестивой православной семье, в царствование Императора всея Руси царя Александра III. В крещении будущий страстотерпец Христов был наречен Николаем, в честь святителя и чудотворца Николая, древнего покровителя Святой Руси. Детство и юность священномученика Николая, проходило в христианском воспитании, под мудрым руководством отца и матери, которые прививали ему любовь к Богу, к Православной Церкви долг и уважение к своему отечеству, и сострадание к нищим и сирым. По окончании школьного образования, отец Николай поступает в Петербургскую духовную семинарию, где Промысел Божий своего избранника сводит с великим пастырем Святой Руси святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по Божьему определению берет его в духовные чада и до кончины своих дней окормляет сего избранника, уча его жертвенной любви к Богу, к страждущим людям и помогает ему в то переломное время, безбоязнено вещать славную истину Христову, перед обольщаемой Русью. Перст Господень судил будущему светилу Православной церкви священномученику Николаю, воссиять своим пастырским служением в далекой веси Искровка, в глубинке Киевской Руси в пределах земли Елисаветградской.

Храм в селе Искровке, где проходил пастырское служение отец Николай, построен на средства страстотерпца царя Николая II. Люди села Искровки были бедные, но они очень хотели иметь в своем селе храм, где бы могли прославлять Бога, Владычицу Богородицу и святых Божиих угодников. Они пошли к местному хозяину пану Виктору, просить помощи в строительстве и выделении земли под церковь. Пан в их прошении отказал, тогда они решили послать делегацию из своего села за помощью к царю Николаю II. Когда посланные люди приехали к царю и просили землю под строительство храма, царь их спросил за какие деньги они будут строить храм, они ответили, что будут ходить и просить у людей. Царь также спросил, какая возле их села ближайшая станция и распорядился, чтобы туда доставили кирпич и стройматериалы для строительства храма в их селе. Так по Божией милости и при помощи святого царя-страстотерпца Николая II, начали строить храм в селе Искровке Елисаветградской епархии. Окончательно строительство храма окончилось в 1905 году. Люди начали подготавливаться к освящению и искать себе священника. В граде Петербурге будущий страстотерпец Христов Николай был рукоположен в диаконский, а потом в священнический сан и назначен духовным епархиальным начальством по прошению царя настоятелем храма села Искровки.

Торжественное освящение храма состоялось в 1905 году, в присутствии Его Величества царя Николая II и его августейшей семьи, также на освящении храма был приглашен великий молитвенник и печальник земли Русския святый праведный Иоанн Кронштадтский. После освящения храма, верующим села Искровки, был представлен их настоятель отец Николай. Так же царственными страстотерпцами храму был подарен, золотой евхаристический набор. Пастырское служение будущего священномученика Николая в селе Искровка, проходило со страхом, трепетом и жертвенной любовью за ближния своя. Он был любвеобильным ко всем, помогал в беде и скорби, он как служитель выступал на борьбу с маловерием и вольнодумством, которое в то время начало отравлять умы православных христиан. Также как и его духовный отец, святой праведный Иоанн Кронштадтский, отец Николай призывал людей к покаянию, к благочестивому житию по заповедям Господним и к возвращению к истинным истокам Святой Руси. Духовным прозрением, которое ему даровал Господь за его праведную жизнь, он предвидел дальнейшие скорби людей и Православной Церкви в России. С болью и скорбью в сердце предупреждал страстотерпец отец Николай, о тех страшных кровавых гонениях на Руси, которые Господь попустит за отступление народа от Бога и благочестия прадедов и отцов. Он учил свою паству усердно молиться, поучал людей любви Божией, наставлял их своим жизненным примером, которое багатно почерпнул у своего духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Также священномученик Николай, часто посещал град Елисаветград, где служил с духовенством города. Посещал также своих духовных чад, которых он много имел, близких знакомых и всех жаждущих его наставления и молитвы. Он много имел духовных чад из Тулы, Петербурга, Москвы, Екатеринослава, Кривого Рога, Елисаветграда и других городов Руси. На источнике, вырытом им в селе Искровка, проводил часто страстотерпец отец Николай, вычитки бесноватых, молебны водоосвятные за болящих. Многие на источнике по молитвам угодника Божия получали исцеление и облегчение. Люди отца Николая называли святым батюшкой, потому что, он имел от Бога дар прозорливости, изгонял бесов, лечил молитвою скот.

Рассказывала раба Божия Головата Фиона, жительница села Искровки (1886 г. рождения — 1982 г. смерти). У батюшки отца Николая, была помощница по храму раба Божия Евфросиния, которая приходила в храм первая, а уходила последняя. Однажды пришла она утром в храм на службу и слышит, как отец Николай с кем-то в алтаре разоваривает и ей услышались, только последние слова: “Для тебя Господи, все готов претерпеть”. Когда батюшка вышел из алтаря, она спросила его с кем он там разговаривал. Батюшка ответил: “Если слышала, то никому не говори пока я живой, потому что меня должны скоро убить и три раза хоронить — это от крыл мне Господь”. Батюшка знал, какая власть придет и людей вразумлял, говорил, что придут безбожники и богоборцы. Наступил 1917 год. Год революции и перемены власти, власти тьмы. Власть, которую попустил Бог за грехи и отступления народа. Власть, которая прольет море крови. Отец Николай в те дни говорил своей матушке Анне: “Не тужи матушка, меня убьют и три раза будут хоронить, а ты с детьми будешь скрываться под двумя фамилиями”. Так оно и было, как предсказал ей батюшка.

Наступил 1919 год. В этом году батюшка уже открыто говорил многим людям. что скоро его убьют и даже в какой день и какого числа. По святой Руси уже два года шло кровавое гонение на пастырей, монашествующих и православных христиан. Богоборческая власть убивала зверски тысячи безневинных страдальцев за Веру, Христа и Отечество. Священномученик Николай знал, что его ждет мученический венец, это ему было извещено Самим Господом. 2 октября 1919 года, когда в село Искровку вошли красные богоборцы батюшка Николай в это время находился в церкви с людьми. Зная, что его в этот день ждет мученическая смерть за Христа, он поспешно благословил людей в церкви и отправил их по домам. Сам поднялся на колокольню и пав на колени просил Бога сил в Вере устоять и прощение его убийцам дать. На колокольне, красные батюшку нашли и подвергли его страшным мучениям. Священномученика Николая жестоко избивали, в результате чего ему перебили верхнюю челюсть и растрощили прикладом нос, раскололи череп на несколько частей, пробили дырку в верхней части груди, переломали несколько ребер, выбили левую чашечку колена, растрощили пальцы обеих ног*, обливали холодной водой. Затем за волосы стянули страдальца Христова с колокольни и привели его на кладбище, где заставили себе рыть яму. Отец Николай видя, что скоро они его убьют, попросил у безбожников время для последней молитвы. Безбожники со смехом ему разрешили. Став на колени, батюшка Николай стал молиться. В эти минуты, когда страдалец Христов молился Богу, красные безбожники сзади дважды ему выстрелили в спину, полуживого бросили в яму и закопали. После всех своих зверских поступков над невинным страдальцем Божиим, убийцы направили лошадей на могилу батюшки Николая, желая затоптать могилу мученика. Но произошло чудо, лошади пали на колени пред могилой святого угодника Господня и склонив головы прослезились. Ночью того же дня верующие христиане, опасаясь надругания над телом Божия страдальца, тайно откопали тело и перехоронили без гроба в безопасном месте. А через год, в 1920 году, когда натиск богоборцев в селе утихли, тело святого страдальца священномученика Николая облачив в полное облачение, торжественно со множеством священников во гробе перехоронили за алтарь храма, где оно почивало, совершая дивные чудеса всем приходящим на могилку 81 год, до торжественного прославления и его обретения 17 сентября 2001 года.

* Как показывает освидетельствование святых мощей священномученика Николая Искровского от 17 сентября 2001 года о зверских увечьях на теле Христова страдальца.

Акафист

Кондак 1

Богоизбранный пастырю и кроткий воине Христов, святый новомучениче земли Елисаветградския, в благочестивей семье рожденный, в таинстве крещения Николаем нареченный, в дни русской смуты в весь, нарицаемую Искровка, служити священником благословенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная ты же от юности богоносным Иоанном Кронштадтским наученный, от всяких нас бед свободи зовущих:

Икос 1

Ангелов Творец посля тя, святый отче Николае, Церкви Православной в укрепление, Святой Руси в молитвенное очищение, жаждущим спасения во благое вразумление, словеснаго стада Христова в пастырское окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти:

Радуйся, православнаго священства украшение;

Радуйся, духовное чадо святаго Иоанна Кранштадтскаго и служения пастырскаго достойное продолжение.

Радуйся, в тихой веси с Богом кроткий собеседниче;

Радуйся, в пастырском служении ревностый наставниче.

Радуйся, о спасении народа непрестанное помышление;

Радуйся, о растлеваемой пастве слезное моление.

Радуйся, покаяния решительный проповедниче;

Радуйся, прозорливый врачу верных и наш сомолитвенниче.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту и ревность помышлений сердца твоего, отче наш Николае, избра тя в оружие Свое для пастырскаго наставления, дух и имя ревностнаго воина Николая Чудотворца, древнего покровителя Святой Руси, благословил еси дати тебе в утверждение, да спасаемые твоими молитвами с надеждою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

В учении у святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго боговедение твое Господь укрепил еси, святче Божий Николае, истинной духовной пищею благодатное устроение души стяжал еси. Мы же, видяще Божие благословение на тебе, с радостию вопием ти сице:

Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный;

Радуйся, подобное подобным познал еси, пастырю отрадный.

Радуйся, в век отчуждения от истины светильниче безстрастный;

Радуйся, имя святаго у паствы обрел еси, пастырю богопрославленный.

Радуйся, душе своей строго внимавый;

Радуйся, духовный наставниче, ревностным служением Господу подражавый.

Радуйся, души людей от пленения бесовскаго избавлявый;

Радуйся, скот болящий и страждущий за грехи человеческия молитвами исцелявый.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 3

Сила Вышняго пастырское служение твое воистину определила еси, священномучениче Николае, к царю Николаю II просити землю под церковь будущих прихожан твоих Господь направил еси, царь же дело Христово прозреваяй о средствах на строительство вопросил еси, прошение людей о даровании земли и кирпича на храм утверждаяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил Господь явити Своего светильника миру тебе, блаженне отче наш Николае, молитвами великаго старца Иоанна Кронштадтскаго и трудами царя-искупителя Николая II храм святой для твоего служения воздвигнути благословил еси. Сего ради поем тебе:

Радуйся, Христова стада пастырю верный;

Радуйся, носителю духа кротости добропобедный.

Радуйся, Кронштадтским старцем вдохновенный;

Радуйся, светом небесным напоенный.

Радуйся, богообщением высоким награжденный;

Радуйся, словами твоими: Для Тя, Господи, все готов претерпети, к славе мученической благословенный.

Радуйся, помощнице твоея рабе Божией Ефросинии в вере укрепление;

Радуйся, о грядущей безбожной власти тихое ей откровение.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия не убоялся еси, отче наш Николае, вразумляти людей твоих не преставаяй, поношение и унижение от убийц ведением Божиим прозревал еси, в молитвах в помощь непрестанно Бога призываяй. Мы же, битву духовную зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще начавшееся христиан православных кровавое гонение, святче Божий, не престоя молился еси, призываяй в истине укреплятися и благодатию в таинствах пасхальной радостию Воскресения Христова окрылятися. Сего ради и мы ныне, духовную смуту претерпеваяй, вопием ти:

Радуйся, чистый источниче вдохновения;

Радуйся, гонимых за правду духовное окормление.

Радуйся, проповедь никакоже оставлявый;

Радуйся, словами Господа Иисуса Христа сердца отчаявшихся согревавый.

Радуйся, обретенное твоими трудами нуждающимся раздававый;

Радуйся, духом Божиим к единению призывавый.

Радуйся, кротостию стадо Христово удививый;

Радуйся, маммону, яко диавольское обольщение, ни во что вменивый.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 5

Боготечною звездою пастве в гонении сущим явился еси, святый отче наш Николае, малое стадо Христово укрепляяй, сердечной проповедию и благочестивым житием на путь покаяния направляяй. Мы же, верою узревши истину в смирении несения креста, с радостию вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Узревши людии земли Искровской великаго тя благочестия защитника, святый священномучениче Николае, великаго воина в воинстве святителя Николая Чудотворца в тебе прозревали и на духовное заступление твое уповали. Тем же мы вси, таковому твоему боголюбию дивящеся, вопием ти:

Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный;

Радуйся, пастырю добрый, врагом рода человеческаго гонимый.

Радуйся, к чистоте духовней и преданности обетам крещения призываеши;

Радуйся, о любви Христовой пред обольщаемой Россиею вещаеши.

Радуйся, о силе смирения и кротости убеждати никакоже уставаеши;

Радуйся, на Господа возложити заступление умоляеши.

Радуйся, благодатию Святаго Духа верных ограждаеши;

Радуйся, пастырю преданный, и поныне врагов озлобленных любовию побеждаеши.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, святый угодниче Христов Николае, и величает честная страдания твоя, за Христа претерпевшие, и умильно восклицает Христу Искупителю песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Воссиял еси светом истины земли многострадальней, святый священномучениче Николае, печальнику Кронштадтскому в любви к Святей Руси и Церкви подражаяй, в молитвах соименитому светильнику Николаю силу духа твоего умножаяй, в далекой вели духовный подвиг служения Богу в алтаре святем совершал еси, гробом себялюбия себя определял. Сего ради воспеваем ти таковая:

Радуйся, духовных чад ревностное окормление;

Радуйся, паствы твоея отрадное утешение.

Радуйся, житием и служением Господу образ для подражания явивый;

Радуйся, воине Христов, милостив и непобедимый.

Радуйся, в христолюбивых душах Царствия Небеснаго устроителю;

Радуйся, смиреннаго несения креста учителю.

Радуйся, правды Божия и учения блюстителю;

Радуйся, благодатнаго служения Богу в далекой веси совершителю.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 7

Хотя веру православную на земли Искровской утвердити, святый отче наш Николае, крест Христов с кротостию восприял еси, укреплению духовному чад пасомых неотступно внимаяй. Мы же, обряще вси труды сия, благодарно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Видяще тя избранника Божия, блаженне отче Николае, неизменно окружати тя боголюбивые чада твоя, даже из далекия земли Тульския приезжаяй. Мы же, все труды твоя поминающе, непрестанно воспеваем ти сицевая:

Радуйся, благочестия христианскаго попечителю;

Радуйся, темнаго неверия и теплохладнаго маловерия житием твоим посрамителю.

Радуйся, ангельстей кротости в верных чадех насадителю;

Радуйся, славы Божией певец и смирения учителю.

Радуйся, врачу наш скорый и благодатный;

Радуйся, для темных духов поднебесных Божиими дарованиями страшный.

Радуйся, хранителю Христова стада смелый;

Радуйся, скоту, яко твори Божией, помощниче умелый.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый священномучениче Николае, десницею Всевышняго многажды покрываемый, смиренно тяготы от богоборчестей власти понесл еси, благой промысел Божий в попускаемых страданиях принимаяй. Кто возможет понести гонения твоя, яже претерпел еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступник явился еси, блаженне отче наш Николае, прихожан по домам спешно отпустил еси от насилия безбожнаго отряда ограждаяй, сам на колокольне в молитвах к Богу ниц пал еси, прося сил в истине устояти и прощения обманутым диаволом дати. Сего ради поем ти:

Радуйся, за веру православную на колокольне полураздетый избитый;

Радуйся, холодною водою в мучениях многажды облитый.

Радуйся, народу богоизбранному ходатаю спасения;

Радуйся, умолчащего колокола благовествовавый о радости будущего воскресения.

Радуйся, в страх и трепет гонителей твоих обративый;

Радуйся, дарованное тебе прославление Божие смертию твоею открывый.

Радуйся, следовати за Христом наставлявый;

Радуйся, непрестанно призывати Господа научавый.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго наставника: кровию своею в вере паству Христову укрепил еси, путь спасения в верности Спасу освятил еси. Мы же, обретя сокровища сия, со слезами радости вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, святый новомучениче отче наш Николае, мир Христов посреди людей утверждаяй, козни сатанинские любовию Его победил еси, себе над простым народом православным никакоже возвышаяй. Мы же, благочестие твоего жития зря, с любовию вопием ти:

Радуйся, ангельское и наше непрестанное удивление;

Радуйся, носителю Божия прославления.

Радуйся, на служение свое в Искровке со страхом Божиим взиравый;

Радуйся, все тяготы и нестроения должными по грехам именовавый.

Радуйся, скудость возлюбивый;

Радуйся, духа самоутверждение вкусивый.

Радуйся, любовь сердечную к ближнему стяжавый;

Радуйся, отмстителем себе Бога избравый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крови мучеников Своих Церковь основавши сердцевед Христос положи тя, святый отче наш Николае, в сонме новомучеников Святой Руси, в основание земли Искровской, да вси православные христиане вопиют во спасение свое Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем к тебе с верою прибегающим, святый отче наш Николае, Божие откровение о трикратном захоронении твоем рабе Божией Евфросинии открываяй, и первую могилу на кладбище сам себе отрыл еси, ненависть убийц и выстрелы винтовок без страха воспринимаяй и сырую землю на главе твоей, яко венец терновый, еще живым ощущаяй. Мы же обетованное святыми духовное возстание Руси в молитвах призываем и в покаянии вопием сице:

Радуйся, крест страданий на рамена во спасение Руси принявый;

Радуйся, зло благочестием в далекой веси пред всем горним миром поправый.

Радуйся, кроткий лик небесного прозрения;

Радуйся, образе мытарева смирения.

Радуйся, к расстрелу за любовь ко Христу осужденный;

Радуйся, в Уделе Пречистей Девы Богородицы во славу Сына Ея похороненный.

Радуйся, для души и тела стяжавый благодать нетления;

Радуйся, мученический венец обретый в славное спасение.

Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Пресвятей Троице и Пречистей Деве Богородице возносяще, даже смертию своею образом благочестия пребыл еси, богоотступники затоптали могилу твою хотяще, лошадей привели, память о тебе попрати желая, но кони головы склонили и на колени пали свои, святость твою пред Богом проявляяй, и нас научаяй пети Богу: Аллилуиа.

В 2001 году 17 июля Священный Синод РПЦ постановил прославить Николая Искровского в лике святых. В тропарях и кондаках священномученику Николаю описываются заслуги нашего святого предстателя в часы страшных искушений Русской Православной Церкви. Его труд и исповедничество показывает на деле несение своего креста, подобного Самому Господу и Спасу нашему Иисусу Христу. Сложно было представить что в маленьком селе Искровка Кировоградской области появится такой великий исповедник, но подобно тому, как в капле морской воды есть вкус и энергия моря, так и в подвигах Божьего угодника Николая видна премногая благодать Отца Небесного.

История Искровской церкви очень тесно связана со святейшим императором-искупителем Николаем II. Он лично участвовал в устроение сего святого храма. Так, в начале прошлого века к Императору обратились некоторые люди с ходатайством о земле под церковь. Люди не смогли сами решить сей вопрос в силу того, что некий пан Виктор (ему принадлежала земля) слишком много хотел за требующуюся землю. Святой мученик Николай II не только разрешил вопрос, но и поинтересовался о средствах на строительство и о самом проекте. Когда же он узнал, что многого еще нет, то сам принял участие в дальнейшем строительстве храма. Российский самодержец сам за свои средства отправлял кирпич, оплачивал его доставку и платил рабочим.

На освящении храма Российский Император присутствовал лично и был одет в обычной мужицкой одежде.

Позже, по согласованию со святым праведным Иоанном Кронштадтским, он рекомендовал заменить священника в новом храме. Таким образом, по Воле Божией диакон Николай из Исаакиевского Собора города Санкт-Петербурга оказался на Елисаветградской земле и начал свое служение.

Сельские будни нисколько не омрачили молодого городского священнослужителя. А напротив, он всегда был очень жизнерадостным, а матушке своей, Анне, говорил "Меня убьют и будут три раза хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!" Именно так все и случилось. Матушка Анна вынуждена была скрываться под двумя фамилиями когда наступили годы гонений.

Отец Николай и грехи обличал с юмором. Однажды на свадьбе батюшка обличил жениха, который женился на богатой слабоумной невесте. Он дома учил невесту, что если спросит ее батюшка сколько есть заповедей, а она отвечала - что их десять. Отец Николай спросил ее сколько ей лет - а она говорит что десять.

Дар прозорливости батюшка стяжал в молитве и трудах. Однажды девочка украла у деда пятерку, а отец Николай сказал место в сарае, где она спрятала деньги. Погладил девочку по головке и сказал: "Твоему отцу нужно месяц, чтобы их заработать" и попросил ее вернуть деньги. У одного человека угнали коней, а отец Николай сказал где он их найдет. Еще одному рассказал, что его раскулачат и в тюрьму посадят, но позже выпустят и умрет он на свободе своей смертью.

Батюшка говорил, чтобы после смерти к нему обращались как к живому и он будет помогать всем.

Отец Николай вычитывал бесноватых и врачевал тяжело больных, совершал необходимое на потребу и молился об исцелении скота. Он еще при жизни стяжал большую славу своим молитвенным подвигом. К нему приезжали за тысячи верст, например из Тулы. К нему ехали страждущие, которые искали у него избавления от своих скорбей. Если дело было зимой, то батюшка вычитывал в храме, а если лето, то на своем источнике. Очень многие охотно слушали его одухотворенные проповеди и становились свидетелями различных исцелений. Лежит женщина, которая сильно бьется о землю (называется черная болезнь). Батюшка Николай вычитывает над ней Евангелие, после чего женщина встает здоровой. Тут же батюшка исцеляет Тимофея Словом Божиим. После исцеления Тимофей решил жить у батюшки, где он начинает обрабатывать землю и помогать одиноким матерям.

О. Николай говорил о будущих испытаниях и пророчествовал о своей смерти. Про один храм он сказал: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Но он также предсказывал и разрушение некоторым церквам (Покровской церкви в Лозоватке) и полное исчезновение. Есть свидетельства р.Б. послушницы Евфросиньи, о том, что батюшка беседовал с Самим Господом в Алтаре. Однажды, еще рано утром Евфросинья услышала только последние слова батюшки: "Для Тебя, Господи, готов все претерпеть!" Затем, выйдя из алтаря, батюшка отвечая на вопрос с кем разговаривал сказал: "Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить".

О. Николай также пророчествовал и том, что придет время безбожной власти, а вместе с ней придут и тяжелые испытания. Когда настал последний день жизни батюшки он служил Литургию, после которой отпустил людей и сам остался на колокольне. После обеда налетел отряд красноармейцев. Они избивая вытянули мученика из колокольни и за волосы утащили прочь, где продолжали еще некоторое время издеваться над ним. После всех мучений батюшку отвели на кладбище и расстреляли. Женщины шли с поля и обнаружили тело исповедника. Они забросали тело листьями и землей, и позже перезахоронили в другом месте. А в 1920 году батюшку приехали хоронить много священников. Они похоронили батюшку за Алтарем и свидетели утверждали, что его тело было нетленным, как-будто он только что умер.

Память батюшки не была забыта и за все годы безбожия. Поменяли правительства и времена, а православные сердца чтут батюшку и молятся ему. К нему постоянно возносят молитвы приходящие на его могилку и святой источник. И все обращающиеся к батюшке чувствуют его заботу и предстательство. Пиющие воду из святого источника разрешаются от различных болезней. И преисполняются слова Священного Писания "Хромые ходят, слепые видят..."

Один мальчик, которого привезли с Севера России (мальчику был сон в котором ему приснился сам батюшки и святой источник) стал ходить. Также и калека-шахтер оставил свои костыли у источника и вознося благодарения святому отправился домой без них. Все православные христиане побывавшие на источнике чувствуют на себе благодать святого источника и благодарят святого за его Богоугодные молитвы.

В 2001 году 17 сентября по Божьей Милости было обретение честных мощей священномученика Николая Искровского. Сейчас они почивают в Кресто-Воздвиженском храме села Искровка Кировоградской области в стеклянной гробнице. Чудная святыня помогает нам "Мир мирови даровати и душам велию милость".

По материалам родственников и людей, которые лично знали батюшку.

Из рассказов местных жителей.

Жизнеописание составил иерей Георгий Ханов

(Свято-Духовская церковь)

Декабрь 13th 2012 -

Николай Искровский

и в день Собора Новомучеников и Исповедников Российских

17 июля 2001 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. С этого момента вся полнота Небесной и земной Церкви начинает возносить молитву к угоднику Божию Николаю Искровскому, моля его о предстательстве ко Спасу нашему Иисусу Христу.

Тропари и кондак священномученику ясно показывают заслуги святого перед Богом и Церковью. Страдания, незлобивая мученическая смерть в годину огненных искушений Русской Церкви являют яркое свидетельство исповеднической жизни святого. Его труды и факт исповедничества вполне сравнимы с несением Креста Господом нашим Иисусом Христом, его путь к Царствию Небесному поистине есть шествие тесными вратами. Кто бы мог подумать, что в затерянной глуши — селе Искровка — воссияет Небесный Свет человеком. Но как в капле морской воды чувствуется вкус, запах и энергия морской пучины, так и в подвижиничестве угодника Божия священномученика Николая обильно проявилась благодать Отца Небесного.

История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбою последнего императора России Николая ІІ, его личным участием в устроении храма.

В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей.

Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду.

Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном им храме. Так, волею святых Божиих: праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя — страстотерпца диакон Николай из Исаакиевского собора г. Санкт — Петербурга оказывется на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси.

Смена городской, устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. Своей матушке Анне с улыбкой говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!» Так оно и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.

Даже грех о. Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть заповедей, чтобы она отвечала — десять. А о. Николай возьми да и спроси, сколько ей лет. Тут — то она и ответила — десять.

Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей 5 рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил ее по головке и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги» велел вернуть их. Другому, у которого украли коней, о. Николай сказал, где искать пропажу. Третьему пророчествует о будущем, сообщая ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе.

Еще при жизни батюшка призывал обращаться в будущем к нему как к живому и просить у него помощи после его смерти. И помогал как живой!

Молитвенность, забота о людях всегда отличали пастыря. Он вычитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал необходимое на потребу. Его молитвенные труды, стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. С разных мест, например из Тулы, что отстоит более чем на тысячу верст, приезжали к нему страждущие и жаждали исцеления. Летом он вычитывал на своем источнике, зимой, когда было холодно, молился в храме. Многие приходили послушать проповеди и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и ее сильно бьет о землю (черная болезнь). Отец Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи слова Божия. Исцелившись, Тимофей остается жить у о. Николая, обрабатывает землю и помогает безмужним матерям — одиночкам.

В своих проповедях о. Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Другой же церкви он предсказал разрушение (Покровская церковь в Лозоватке) и исчезновение без следа. По свидетельству рабы Божией послушницы Евфросиньи, о. Николай в алтаре беседовал с Самим Господом. Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для тебя, Господи, готов все претерпеть!» Затем, выйдя из алтаря, о. Николай на ее вопрос, с кем он разговаривал, ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить».

Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и вместе с ней тяжкие испытания. В последний день своей жизни 2 октября 1919 года, священномученик отслужил Литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд красных, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело, прикидали его ветками, а затем вместе с другими перезахоронили его в другое место. Через год, в 1920 году, приехало много священников, которые совершили третье погребение о. Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, якобы тело исповедника было нетленным, будто его убили сегодня.

Пройдет долгих восемьдесят лет, сменятся времена и правительства, память об о. Николае сохранится в сердцах православных. К нему неотступно будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство. Пиющие воду из источника, совершающие чин омовения будут разрешаться от бремени болезней и скорбей, различных духовных недугов. Будут исполняться слова Писания: «хромые ходят, слепые видят … »

Мальчик, привезенный с Севера России (а ему приснился о. Николай и источник), стал ходить. Калека — шахтер оставляет свои костыли у источника и отправляется домой, благодаря святого. Силу чудотворного источника ощущают на себе нынешние поколения православных, оставляя в храме теплые слова благодарности священномученику.

17 сентября 2001 года Божией милостью совершилось обретение честных мощей священномученика Николая. Сегодня они почивают в стеклянной гробнице Кресто — Воздвиженского храма с. Искровка. (Кировоградская обл. Украина). Обретена чудная святыня, которая помогает «мир мирови даровати и душам нашим велию милость».

(По материалам воспоминаний родственников и людей, лично знавших батюшку, рассказам местных жителей жизнеописание составил

иерей Георгий Ханов. Свято-Духовская церковь.)

Кто бы мог подумать, что в затерянной глуши — селе Искровка — воссияет такой величины Небесный Свет человеком как новомученик и исповедник веры Христовой Николай Искровский. Но как в капле морской воды чувствуется вкус, запах и энергия морской пучины, так и в подвижничестве угодника Божия священномученика Николая обильно проявилась благодать Отца Небесного. История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбой последнего императора России Николая II , его личным участием в устроении храма.

В начале XX столетия к Царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие.

За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей. Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду.

Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским , Император Николай II предложил заменить священника в построенном им храме. Так, волею святых Божиих: праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя-страстотерпца диакон Николай из Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга оказывается на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси.

Смена городской, устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки-прибаутки. Своей матушке Анне с улыбкой говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!» Так оно впоследствии и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.

Даже грех о. Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть заповедей, чтобы она отвечала — десять. А о. Николай возьми да и спроси — сколько ей лет. Тут-то она и ответила -десять.

Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Однажды, девочке, укравшей 5 рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил её по головке и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги», — велел вернуть их. Другому жителю Искровки, у которого украли коней, о. Николай сказал, где искать пропажу. Третьему пророчествовал о будущем, сообщив ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе…

Если говорить о фактах, то известно об отце Николае не так уж и много: он был достаточно богатым человеком (имел свою землю, «носил крест из чистого золота», пользовался золотой чашей и Евангелием в золотой оправе), матушку его звали Анна, сына – Димитрий. Настоящая фамилия протоиерея, как ни странно, неизвестна: его жена дважды меняла фамилию после убийства мужа, сын поменял её ещё раз, вернувшись из лагеря, чтобы защитить своих детей… А здесь, в Искровке, его знали просто как отца Николая.


Священномученик Николай Искровский с матушкой Анной

Ещё при жизни батюшка призывал обращаться в будущем к нему как к живому и просить у него помощи после его смерти. И помогает как живой!

Молитвенность, забота о людях всегда отличали пастыря. Он вычитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал необходимое на потребу. Его молитвенные труды стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. С разных мест, например из Тулы, что отстоит более чем на тысячу верст, приезжали к нему страждущие и жаждали исцеления.

Священномученик Николай выкопал источник и сказал: «Нигде вокруг не будет такой воды, а этот источник неиссякаемый!».

По свидетельству очевидцев, отец Николай в тёплое время года ежедневно проводил молебны возле этого источника (тогда он находился на его земле). При строительстве дамбы на Искровском водохранилище ключ засыпали. Но через пару лет из Кривого Рога приехал шахтер на костылях – специально к источнику. Узнав, что случилось, он разрыл руками землю там, где раньше был источник, вылил на себя три ведра воды, положил костыли и ушёл. Говорят, костыли там пролежали несколько лет – их специально не убирали…

Многие приходили послушать проповеди отца Николая и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и её сильно бьёт о землю (чёрная болезнь). Отец Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи слова Божия. Исцелившись, Тимофей остается жить у о. Николая, обрабатывает землю и помогает безмужним матерям-одиночкам.

В своих проповедях о. Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал и о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Другой же церкви он предсказал разрушение (Покровская церковь в соседнем селе — Лозоватке) и исчезновение её без следа.

По свидетельству рабы Божией послушницы Евфросиньи, о. Николай в алтаре беседовал наверное с Самим Господом. Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для тебя, Господи, готов всё претерпеть!» Затем, выйдя из алтаря, о. Николай на её вопрос, с кем он разговаривал, ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить, а потом три раза хоронить будут».

Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и вместе с ней тяжкие испытания. В последний день своей жизни (2 ок­тяб­ря 1919 го­да) священномученик отслужил Литургию, жену с сыном отправил в Кривой Рог, людей и всех церковных служащих отпустил по домам, а сам забрался на колокольню. Во второй половине дня налетел отряд махновцев, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы.

После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело, прикидали его ветками, а затем, спустя три дня, мужчина и женщина – ночью в другом месте всё-таки похоронили священника, просто так, без гроба. Через год, в 1920 году, когда у власти временно была УНР, приехало много священников, которые совершили третье погребение о. Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, что тело исповедника было нетленным, и на вид — будто его убили сегодня.

Как ни странно, и крест над могилой, и часовенка над могилой священномученика сохранились – даже когда в помещении церкви был склад зерна, трогать могилу отца Николая никто не решался. По свидетельству внучки отца Николая — Уары, которую мать водила на могилу дедушки, «на могиле качались, чтобы спины не болели, ели с могилы землю, чтобы быть здоровыми. Не только мы это делали, но и многие дети, взрослые».


— У нас тут была бабушка Мария, — говорит нынешний настоятель Искровского храма отец Василий. – Она рассказывала, что в 1920-м, когда перезахоранивали священника Николая, ей было девять лет. Говорила: «Когда достали его, разлилось благоухание».

Когда же мы стали раскапывать могилу, чтобы обрести мощи в 2001-м, я понял, о чём она говорила. Чем глубже мы копали, тем отчетливее становился запах – я бы сказал, больше всего похоже на цветущие груши. Когда открыли гроб, увидели: мощи сохранились (не полностью, конечно, тление должно быть, так Бог показывает нам, что это все-таки человеческое тело).

Когда мы принесли мощи в церковь, то первые несколько дней этот «грушевый» запах был даже слишком сильным, потом становился все слабее. Сейчас иногда во время службы он вдруг появляется и наполняет всю церковь, как будто облако, – причем неважно, открыты мощи или закрыты, насколько близко от гроба ты находишься и т.п. — благоухание везде одинаковое…

Что же касается чудотворения, то именно чудо, ничем другим не объяснимое, я видел одно (случаев исцеления было очень много, сначала мы их фиксировали, а потом перестали). Лет шесть назад приехала семья из Кривого Рога с полугодовалым мальчиком, у которого был тройной порок сердца. Через три месяца мальчику должны были делать операцию в институте Амосова, врачи сразу предупредили их, что операция если и поможет, то ненадолго, но родители не теряли надежды. Они пробыли здесь несколько дней, прикладывали мальчика к мощам, пару раз мы отслужили службу возле святого источника, купали там малыша, потом они уехали.

Через полтора года приезжают, зовут квартиру освятить. Спрашиваю: «Как малыш?» Говорят: «Приедете святить – посмотрите». Приехал: мальчишка бегает, веселый, здоровый, говорю: «Смотрю, операция удачно прошла». «А не делали, — говорят, — операции. Сказали: не нужно уже»… Я не очень разбираюсь в медицине. Многие исцелялись: пиелонефрит, склероз, варикоз и т.п., но чтобы такое – тройной порок сердца, и вдруг сам прошел!..

Отец Василий и другие местные жители обливаются водой из источника регулярно, многие приезжают за ней, набирают в баклажки – говорят, исцеляет от любого недуга.

Что же касается семьи отца Николая, то матушка Анна, сменив две фамилии, как и предсказывал ее муж, была репрессирована и, видимо, умерла в лагерях. Сын Димитрий, вопреки предсказанию отца, священником не стал, но стал фотографом, и тоже был судим как враг народа.

У Димитрия была огромная семья: восемь детей, шестеро из которых живут в Кривом Роге и каждый год приезжают в Искровскую церковь. Да, верно то, что нет пророка в своем отечестве, – это аксиома. Но у святого Николая Искровского есть ещё один существенный «недостаток» — он был живым веселым человеком, любящим отцом и мужем. Разве такими мы представляем святых?

Отец Василий говорил: «Такого совершенства, такого Божьего благословения достигают обычно старцы, проведшие жизнь в аскетизме и странствиях… Отец Николай не был монахом, он был достаточно богат, погиб сравнительно молодым (точный возраст его неизвестен, но ему было никак не больше сорока) и, тем не менее, сподобился такой Божьей милости… Я много читаю жития святых, но такого больше не встречал.»

В 1998 году, когда Николая Искровского еще и не думали канонизировать, в Искровку приходил странствующий монах Нестор из Китайпустыни, наделенный даром ясновидения. Помолившись на могиле Николая, Нестор сказал: «Много сейчас прославили святых от людей, а этот святой — от Бога»…

Прошло долгих восемьдесят лет, сменились времена и правительства, но память об о. Николае хранится в сердцах православных. К нему неотступно обращались и будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство.

Пиющие воду из источника, совершающие чин омовения будут разрешаться от бремени болезней и скорбей, различных духовных недугов. Будут исполняться слова Писания: «хромые ходят, слепые видят…»

Мальчик, привезенный с Севера России (а ему приснился о. Николай и источник), стал ходить. Калека-шахтер оставляет свои костыли у источника и отправляется домой, благодаря святого. Силу чудотворного источника ощущают на себе нынешние поколения православных, оставляя в храме тёплые слова благодарности Господу Богу и его святому угоднику Николаю.

17 июля 2001 года Божией милостью совершилось обретение честных мощей священномученика Николая и, определением Священного Синода Русской Православной Церкви, было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. Обретена чудная святыня, которая помогает «мир мирови даровати и душам нашим велию милость».

С этого момента вся полнота Небесной и земной Церкви начинала возносить молитву к угоднику Божию Николаю Искровскому, моля его о предстательстве ко Спасу нашему Иисусу Христу. Тропари и кондак священномученику ясно показывают заслуги святого перед Богом и Церковью. Страдание, незлобивая мученическая смерть в годину огненных искушений Русской Церкви являют яркое свидетельство исповеднической жизни святого.

Сегодня мощи священномученика Николая почивают в Кресто-Воздвиженском храме с. Искровка.

Село Искровка, Кресто-Воздвиженский храм, священномученик Николай

1 из 12



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама