THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Экспрессивные движения возникают внутри ограниченной социальной системы, которую нельзя как-либо преобразовать и из которой невозможно выйти. Индивиды, изменяя собственное отношение к такой непривлекательной реальности, приспосабливаются к ней с помощью различных форм эмоциональной экспрессии (танцы, искусство, музыка, ритуалы и т.д.). Экспрессивные движения зародились еще в глубокой древности и представляли различные мистерии в Древней Греции, Древнем Риме, Персии, Индии. Индивиды участвовали в сложных обрядах и ритуалах, чтобы отвлечься от несовершенного устройства общества. На сегодняшний день, экспрессионные движения можно наблюдать среди молодежи в созданных ими субкультурах (хиппи, рокеры, панки и т.д.). Зачастую экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь, т.е. обращаются к подвигам и славе прошлых поколений, возрождают символику и образ жизни предков. Примерами могут служить движения ветеранов, монархические социальные движения. Однако такого рода движения имеют пассивный характер и могут иметь как положительный эффект (способствуют реформам), так и отрицательный (могут вести к восстаниям). Свойство экспрессивных движений идеализировать прошлое, сопоставляя его с настоящим, может вести к тому, что такие движения становятся промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Утопические движения провозглашают утопические идеи. После работы Томаса Мора, слово «утопия» стало обозначать идеальное общество, общество совершенства, которое возможно только лишь в наших фантазиях. Но Томас Мор не был единственным, кто занимался созданием модели идеального общества. Помимо него этой проблемой занимался Платон в глубокой древности («Идеальное государство», «Республика»), большую популярность утопические идеи приобрели в 18-19 века, а в наше время большой вклад осуществил американский психолог Б. Скиннер. Первыми утопическими движениями являлись религиозные движения и секты, которые провозглашали идею равенства и следование воле Бога. Мирские сообщества-последователи утопических идей, - провозглашали образ доброго, кооперативного, альтруистического человека, отметая идею личного счастья человека на второй план, таким образом, их существование было недолгим, несмотря на вечные идеалы совершенства. Примером может служить утопические движения, провозглашающие социальное равенство в условиях капитализма.

Движения реформ - это движения, имеющие своей целью изменить отдельные сферы и структуру общества. Важно отличать реформы от модернизации. Если реформа носит частичный характер и подразумевает изменение какой-либо отдельной стороны жизни, то модернизация предполагает полное разрушение и построение абсолютно нового строя, т.е. полную трансформацию общественной жизни. Для возникновения такого феномена как движение реформ необходимы два условия:

1) Необходимо наличие положительного отношения к порядку в рассматриваемом сообществе и акцентирование внимания на отдельных негативных аспектах общественной жизни;

2) Наличие возможности выражать свое мнение и активно действовать в поддержку или против определенной реформы.

Нетрудно догадаться, что движения реформ обычно возникают в демократических обществах, где есть необходимые условия свободы, и они не могут развиться в условиях тоталитаризма. Примерами таких движений могут быть аболиционистские движения (за отмену определенных законов), феминистские движения (за равноправие полов), запрещающие движения (запрет порнографии, строительства АЭС и пр.). В настоящее время общество не готово полностью принять такие движения, но уже привыкают к ним, и постепенно формируется гражданское самосознание.

Революционные движения имеют своей целью свержение существующей социальной системы и полное ее разрушение с последующим созданием нового социального порядка, существенно отличающегося от прежде существовавшего. Следует уточнить значение слова «революция». Под революцией в данном случае следует понимать «неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов». Революции - это не то же самое, что государственные или дворцовые перевороты. Главное различие заключается в том, что дворцовые или государственные перевороты оставляют социальные институты и систему власти в обществе в неизменной форме, сменяя лишь людей у власти. Понятие «революция» также имеет другое употребительное значение, например, когда речь идет о постепенных широкомасштабных изменениях (промышленная революция, научно-техническая революция, сексуальная революция). Если движения реформ пытаются изменить лишь некоторые недостатки уже существующей системы, то революционные движения не будут предпринимать никаких действий, объясняя это тем, что такая социальная система не заслуживает того, чтобы ее спасали. На примере истории можно наглядно увидеть, что революционные движения зачастую возникают в таких обществах, где революция является единственным выходом из сложившейся авторитарной ситуации и единственным средством устранения несовершенств социальной системы, а в демократических обществах развитие революционных движений минимально, поскольку реформы отодвигают революцию. Как пишет Фролов: «не случайно коммунистические движения не развиты в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ». Американские ученые Л. Эдвард и К. Бринтон (школа естественной истории), также занимающиеся исследованием революционных движений, выделили их наиболее типичные стадии успешного развития:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимали их;

3) появление побуждения к активным действиям, к восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группам революционеров или к уступкам с целью погашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Следует еще раз обратить внимание, что довольно сложно определить, имеет ли данное социальное движение реформистский или революционный характер, поскольку оно может включать как активных ее членов и радикалов, так и пассивных реформаторов.

Движения сопротивления - это усилия и действия определенных социальных групп и сообществ, направленных против полного уничтожения уже происходящих трансформаций. Такие движения возникают в среде неудовлетворенных слишком быстрым протеканием процесса и, как правило, всегда сопровождаются реформаторскими и революционными движениями. Например, при проведении реформ Петром I в России образовалась оппозиция данным реформам. Обычно, в движения сопротивления входят индивиды, которые в процессе реформ теряют свои привилегии или вообще не будут иметь места и социальной позиции в реформированном устройстве общества.

Помимо данной типологии выделяют следующие виды социальных движений:

В зависимости от типа изменения: 1) Прогрессивные или инновационные. Такие движения стремятся к внедрению в жизнь общества различных нововведений. Это могут быть новые институты, законы, образы жизни, религиозные воззрения и т.п. Примерами таких социальных движений могут быть республиканские, социалистические движения, феминистские движения. 2) Консервативные или ретроактивные. Такой тип движений имеет своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. Например, различные экологические движения, монархические и т.д.

В зависимости от отношения к целям изменений: 1) Направленные на изменения социальных структур. Такие движения могут преобразовываться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако большинство из них остаются вне реформистской политической системы. 2) Направленные на изменения личности. Примерами таких движений могут служить религиозные и сектантские движения.

В зависимости от метода работы: 1) Мирные (ненасильственные) - используют мирные средства достижения своих целей. 2) Насильственные - движения, использующие методы вооруженной борьбы.

В зависимости от зоны распространения: 1) Глобальные движения, имеющие глобальные цели, например, интернационалы, движения мировых социальных форм и т.д. 2) Локальные движения, имеющие локальный уровень, т.е. задачи регионального масштаба. 3) Мультиуровневые движения, включающие и совмещающие в себе решение задач на всех уровнях (локальном, региональном, национальном и международном).

Теперь кратко рассмотрим жизненные циклы социальных групп. Не существует одинаковых социальных групп, которые проходят одни и те же стадии развития, но есть четыре общих для всех стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации. На первой стадии появляется массовая неуверенность в завтрашнем дне, накапливается общественное недовольство, на второй все это недовольство фокусируется на определенных проблемах и все причины неудач идентифицируются с определенными реальными объектами. На третьей стадии появляется ряд агитаторов и деятелей, которые систематизируют активность и идеологию движения. На четвертой стадии движения практически устанавливаются в организацию, т.е. имеют собственные правила, кодексы, символику и т.д. Существует еще пятая стадия - стадия распада движения, однако такое мнение разделяют не все социологи, т.к. в реальности для многих социальных движений это не окончательный этап. Нельзя забывать, что социальное движение может прекратить свое существование в любой стадии. В зависимости от различных факторов (внутренних, внешних, в результате достижения собственных целей) движения могут распадаться на более мелкие организации или исчезнуть вовсе.

Насколько же полезны или вредны для общества социальные движения? Из всего рассмотренного нами можно сделать вывод, что данный вопрос некорректен. В первую очередь социальные движения - один из способов изменения общества. Проделанная работа позволяет более полно и глубоко понять природу социальных процессов и социальных движений и их роль в жизни общества.

Социальное движение – массовые коллективные действия социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей, как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами. Социальные движения отличаются направленностью на преобразования и отсутствием определенных жизненных циклов. Они не имеют устойчивого институционального статуса. Можно выделить следующие типы социальных движений: 1) общие социальные движения – социальные действия больших социальных групп (молодежи, рабочих, женщин), основным содержанием которых являются попытки добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей. Они проявляются в стремлении множества людей развить новую точку зрения на свое положение в обществе и на свои права. Они направляют свою деятельность на различные сферы общественной жизни и развиваются преимущественно неформально и неофициально:

2) специфические социальные движения – социальные действия, возникающие на основе общих движений, но задающие им более конкретный характер Они имеют четкие цели, которые стремятся достигнуть активными действиями, организованную, иерархизированную и разветвленную структуру. В процессе своего развития они формируют определенное поведение, мировоззрение, установки и ценности.

3) политические движения – массовые действия направленные на завоевание, укрепление и ниспровержение политической власти, существующего политического режима, государственных органов, выражаются в требованиях, обращенных к государству другим властным органам. Они могут осуществляться внутри одной страны или между несколькими странами, способны приобретать некоторую преемственность и универсальность в той мере, в какой они продолжают и развивают определенные политические традиции; 4) экспрессивные движения – массовые движения, которые отчетливо понимают непривлекательность и порочность существующей социальной действительности, но стремятся изменить не ее, но свое отношение к ней. Посредством образцов культуры – мечтаний, видений, ритуалов – они находят средства сделать жизнь людей приемлемой 5) революционные движения – массовые действия направленные на глубокие и полные изменения существующей социальной реальности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов – государства, суда, системы образования. Они стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть существующий социальный порядок, установить новую систему власти; 6) реформаторские движения – массовые политические действия, ориентированные не на революционное ниспровержение существующих социально-политических порядков, но на изменение и совершенствование существующей системы посредством проведения реформ.

Среди причин появления социальных движений можно выделить общие (порождающие любое социальное движение) и специфические (причины появления определенного социального движения).

К общим причинам относятся, во-первых, объективные, социально-экономические факторы, во-вторых, психологическое состояние личности, в-третьих, стремление получить выгоды, в-четвертых, результат нарушения сбалансированности социальных систем.

В целом появление социальных движений связывают с возникновением в обществе социальных противоречий, конфликтов, дезорганизации, что и вызывает недовольство масс.

Специфические причины выявляются у каждого отдельного социального движения.

Общепризнанным считается то, что социальные движения – это реакция на социальную ситуацию. Но в различных подходах на первый план выдвигаются разные факторы, приводящие к возникновению социальных движений.

Марксистское направление считает, что социальные движения вызывает обострение глубинных противоречий в общественном развитии, которое выражается в социально-экономическом и политическом кризисах, а также в неспособности властей разрешить их в интересах масс.

Современные западные ученые выделяют объективные и субъективные причины.

К объективным причинам появления социальных движений относят:

1 – социально-психологическое направление (С. Хук, П. Амман, Дж. Дэвис) делает акцент на психологическом состоянии личности и объясняет возникновение массовых движений в русле концепций «психологии толпы», «краха социальных устоев», «разочарования – агрессии»;

2 – экономическое направление(М. Олсон, С. Скокпол) – считает социальные движения результатом стремления масс, групп, индивидов получить материальные выгоды;

3 – структурно-функциональное направление(Ч. Джонсон, Б. Мур, С. Хантингтон, С. Вудворд) трактует социальные движения как результат нарушения сбалансирования социальных систем;

4 – системный подход (Я. Щепаньский) считает, что социальные движения возникают на основе экономических и культурных изменений, преобразований в материальном базисе общества, новых идей, привнесенных из других обществ.

В числе субъективных причин выделяют:

1 – культурные тенденцииcultural drifts(П. Хортон, Ч. Хант), например, длительное развитие демократического общества, эмансипации женщин, высшая ценность образования часто создают условия для социальных движений;

2 – индивидуальную предрасположенность – неудовлетворенные люди, чем-то расстроенные и обеспокоенные, растерянные, подавленные, то есть люди с определенным типом мышления вступают в социальные движения.

Здесь нужно понять, какие обстоятельства приводят людей к такому положению. Очень часто такими детерминантами становятся:

– мобильность (невозможность укорениться),

– маргинальность (неполная интегрированность в социальные группы),

– социальная изоляция,

– изменяющийся социальный статус,

– отсутствие семейных связей.

При кажущемся различии подходов практически все авторы стремятся выявить социально-психологические основания движений. Они связывают генезис социальных движений с возникновением в обществе социальных противоречий, конфликтов, дезорганизации, дисфункции, ведущих к недовольству масс своим положением и тенденциями общественного развития, к фрустрации и эрозии прежней системы ценностей

Считается также, что появлению социальных движений способствуют идеологические тенденции (появление новых идей), репрессии, дискриминация – и многое другое.

Все это побуждает определенную часть общества искать формы самореализации, а затем по мере возрастания напряженности объединяться в социальные движения.

То есть в целом можно сказать, что социальные движения обычно возникают на основе экономических, культурных и политических изменений, преобразований в материальном базисе общества, а также на основе новых идей.

Важно понять, что социальные движения имеют не только какие-то общие причины возникновения и развития, но и свои специфические, в том числе и конкретно-исторического плана.

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения - игнорируют несправедливую действительность, либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Хиппи, рокеры, люберы и т.д. - есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества.

2. Утопические движения - это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения - приводят к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, структуры, и функций основных социальных институтов.

4. Движения сопротивления - выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы - оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин).

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот выступают за чистоту религиозного учения. В настоящее время набирают силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные, фундаменталистские движения и другие.



В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

По отношению к существующему строю - консервативные, реформаторские, революционные;

По идеологической основе - либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

По демографическому признаку - национально - освободительные, за самоопределение нации, за культурно - национальную автономию;

По масштабам - региональные, республиканские, государственные, международные;

По методам и способам действия - легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

Они концентрируют интересы, настроения, широких слоев населения;

Выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы его достижения;

Создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

Социальные движения часто стоят во главе массовых выступлений, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

На их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социального движения. В чём отличие между революционным и реформистским движениями?

2. Основные виды социальных движений.

3. Условия развития и жизненные циклы социальных движений.

4. Назовите основные социальные движения реальности и их предназначения.

5. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях?

Рефераты

1. Социальные движения: типы, причины, трансформация, циклы.

2. Модели современных социальных движений во взглядах ученых-социологов.

Контрольные вопросы

Вариант 1

1. Социальные движения и их виды.

2. Основные потребности, направляющие поведение человека.

Вариант 2

1. Жизненные циклы социальных движений.

2. Социальные взаимодействия, их виды и предназначения.

Вариант 3

1. Основные условия развития социальных движений.

2. Стадии развития революционных движений.


ТЕСТ

1. Назовите, что наиболее реально раскрывает суть социальных движений.

Социальные движения – это совокупность усилий, направленных на специальные изменения;

Социальные движения – это жизненный цикл, объединяющий группы, классы и другие элементы общества;

Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации интересов.

2. Верно ли, что социальные движения прекращают существование, обрастая нормами, правилами, уставами?

3. Охарактеризуйте, в чем сущность социальных движений, таких как:

Экспрессивное –

Утопическое –

Революционное –

Движение сопротивления –

4. Продолжите перечисление жизненных циклов социальных движений:

Стадия беспокойства, _

5. Верно или неверно, что среди предпосылок возникновения социальных движений имеют место:

Социальная неудовлетворенность

Барьеры в социальной структуре

Контакты между неудовлетворенными людьми

Вера в то, что коллективные действия ослабят неудовлетворенность

Наличие идеологии, оправдывающей социальные действия.

6. Продолжите перечисление основных видов взаимодействий: межличностные _

7. Верно или неверно, что на поведение людей влияют потребности:

Удовлетворение голода и жажды;

Размножения;

Самозащиты;

Дыхания, обмена веществ, сна, игры;

Общения с себе подобными;

Интеллектуальной деятельности;

Волевой деятельности;

Чувственно-эмоциональных переживаний.

Литература

1. Социология общественных движений: концептуальные модели 1989-1990. – СПб, 1990

2. Волков Ю.Г., Мостовая и.В. Социология. – М., 1998

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М. Центр, 1996

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999

5. Кравченко А.и. Социология. – Екатеринбург. – М., 1998

6. Волков Ю. Социология/ Под общ. Ред. доктора философских наук профессора В.И. Добренькова – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2005

Введение

Из определения объекта социологии можно увидеть, что центральное место исследований данной науки занимает деятельность индивидов, социальных групп, социальных институтов, в том числе важное место отведено исследованиям социальных процессов. Как писал Ж. Тощенко: «при изучении социальной реальности нельзя ограничиваться только анализом состояния общественного сознания. Его компоненты (знания, идеи, мотивы, ценности, установки) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей»

Очевидно, что в обществе нет ничего, чтобы не происходило вне социального процесса. Более того, все социальные процессы и социальные изменения связаны друг с другом, и малейшие изменение одних придет к масштабным изменениям всех остальных, ведь именно социальные отношения определяют ход и развитие всего общества, будет ли оно находиться в состоянии согласия или конфликта. Необходимо понять природу и причины социальных изменений, процессов и движений, определить причины, по которым происходят ломка старых норм и обычаев и выработка новых ценностей и ценностных ориентиров, а, следовательно, происходит изменение всей социальной системы. Бурные социально-политические события конца 20 века делают изучение проблем социальной динамики одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки. Важно выяснить суть социальных изменений и трансформаций, определить различные стороны этих процессов и найти такие возможные средства, которые будут регулировать, контролировать протекание социальных изменений, и будут способствовать благосостоянию всего общества. В этом как раз и состоит практическая значимость исследования социальных процессов и движений.

Объектом данной работы стали социальные процессы и социальные движения как таковые, их виды и формы, предметом же является их социологическая интерпретация.

Цель данной работы состоит в определении роли и места в жизни общества социальных процессов и движений.

Были выделены следующие задачи:

)определить такие понятия как «социальный процесс» и «социальное движение», а также смежные понятия, которые необходимы для понимания основных терминов;

)выявить их природу и возможные предпосылки возникновения;

)определить основные виды социальных процессов и движений, дать адекватную классификацию;

)выделить типичные жизненные стадии социальных движений;

)показать на примерах интеграцию и глубокую укорененность социальных процессов и движений в жизни общества.

1. Социальный процесс: понятие и виды

.1 Понятие социальных изменений и социального процесса

Наше общество динамично. Его функционирование и развитие находит свое отражение в происходящих повсюду социальных процессах, то есть в упорядоченной форме социального взаимодействия. Что же такое социальные процессы и как они возникают? Индивиды в обществе посредством взаимодействий друг с другом и окружающей средой создают определенные социальные связи. Следует заметить, что все люди вписаны в культурный контекст общества, и поэтому те паттерны, те модели и образцы поведения и действия, которые используются людьми, во многом сходны. Несмотря на многообразие индивидуальных способов действия индивидов, можно их свести к нескольким постоянно воспроизводящимся десяткам образцов с наличием нескольких индивидуальных отклонений от данных моделей. Также, мы аналогично можем увидеть распределенную по способу действий структуру среди взаимодействий не только в межличностном общении, но и между социальными группами, сообществами, социальными организациями и институтами и т.д., то есть на всех уровнях социального взаимодействия. Говоря о социальных процессах, необходимо отметить следующее: процессами могут являться совокупности социальных явлений, 1) которые с течением времени остаются идентичными, благодаря чему их можно вычленять из другого рода совокупностей; 2) предшествующие явления которых определяют хотя бы частично следующие за ними явления; 3) которые вызывают определенное однородное положение вещей. Другими словами, разрозненные или единичные действия индивидов не будут являться социальными процессами и, более того, не могут привести к значительным социальным и культурным изменениям в обществе, только благодаря целенаправленной, массовой деятельности будет возможно преобразовать объекты, на которые направлены усилия, и социум.

Перед тем, как перейти к рассмотрению социальных процессов и их видов, необходимо дать определение еще одному понятию, которое непосредственно связано с рассматриваемым - социальным изменениям. Именно эти два понятия являются ключевыми для понимания динамики общества. Зборовский Г.Е. дает в своей работе такое определение социальным изменениям: «под социальным изменением будем понимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социальных системах и подсистемах в ходе их взаимодействия». Тогда социальный процесс представляет собой «взаимосвязь социальных действий, через которые проявляются определенные тенденции общественной жизни». Другими словами, социальный процесс отражает динамику социальных изменений, смену различных состояний социальных групп, организаций, институтов и т.д. Однако, в научной литературе существует множество определений, что такое социальный процесс. К примеру, известный русский социолог Питирим Сорокин говорил о социальных изменениях следующее: «В области социокультурных изменений задача упростилась невероятно: все было сведено к построению главной линии развития - прямой, волнообразной, ветвящейся или спиралеобразной, ведущей от «первобытного» человека, общества, культуры к современным….А если принять во внимание тот факт, что человек, общество и культура - гораздо более сложные «тела», что они подвержены постоянному влиянию неорганических, органических и социокультурных сил, то их линейное изменение на протяжении всего исторического времени становится еще менее вероятным. Прибавьте к этому и тот неоспоримый факт, что каждая из этих «единиц изменения» сама постоянно изменяется в процессе своего существования и таким образом может изменять направление социокультурного изменения, и тогда утверждение о вечной линейности потеряет всякий смысл». Отсюда, он определял социальный процесс так: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик». Однако, несмотря на разнообразие определений, можно выделить сходные черты во всех них. Социальными процессами называют серию явлений взаимодействия индивидов друг с другом, в структуре организаций, социальных групп, социальных институтов и других социальных единиц. Ключевым для понимания социальных процессов является факт изменения отношений между составными элементами общества или между индивидами.

В социальных процессах можно выделить следующую структуру:

)Субъект. В качестве субъекта может выступать не только отдельный индивид, но и социальная группа, социальная организация, различные сообщества и т.д.

)Объект. Объектом, как правило, является социальное явление, на которое направлено действия субъектов.

)Контекст. Это условия, в которых происходит социальный процесс.

)Система целенаправленных действий субъектов и, в некоторых случаях, объектов.

Изменения, произошедшие в результате целенаправленных действий.

Итак, в данном пункте были рассмотрены понятия «социальные изменения» и «социальные процессы», была разобрана структура социальных процессов. Теперь стоит осветить возможные классификации социальных процессов, выделяемые многими социологами. Это, во-первых, покажет нам как менялось отношение социологии к пониманию термина «социальные процессы» и, во-вторых, поможет выявить роль социальных процессов в жизни общества.

1.2 Трансформация классификации социальных процессов

Социальные процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от положенного в основу критерия. Основоположниками одной из первых классификаций являются американские социологи Чикагской социологической традиции - Роберт Парк и Эрнст Бёрджесс. Они предложили типологию социальных и экономических процессов: кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп). Однако данная классификация не особенно актуальна для нашего времени.

Тогда немецкий социолог Леопольд фон Визе, исходя из своих убеждений, что сущность общества есть многообразие отношений между людьми, предложил свой вариант разделения всевозможных социальных процессов. Он считал, что все трансформирующие общество процессы делятся на две группы:

ассоциативные (процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей),

процессы отдаления (или процессы, разделяющие людей).

В первую категорию входят 4 основных подтипа: сближение, приспособление, уравнение и объединение. Во вторую категорию Леопольд фон Визе включил 3 основных подтипа: соперничество, оппозиция, конфликт. Причем каждый из подтипов подразделяется еще на более мелкие виды процессов.

По его мнению, процессы взаимодействия протекают следующим образом: начальная стадия - стадия изолированного, отчужденного и обособленного объекта, затем наступает переходная стадия - контакт и в завершение объединения возникает компромисс, который ведет к сближению.

К сожалению, данная классификация была опровергнута немецким социологом Георгом Зиммелем, который в своих работах доказал, что более всего сближает именно конфликт и борьба, поскольку знания противника для ведения борьбы превалируют над знанием друзей для укрепления дружественных связей, именно за получение знаний об оппозиции государство выделяет так много средств.

Следующим шагом в попытке дать адекватную типологию социальным процессам была классификация, которая ранжирует в зависимости от системы, в которой происходят данные социальные процессы: 1) внутриличностные процессы (например, самообразование); 2) межличностные процессы (взаимодействия типа индивид-индивид); 3) межличностные процессы (взаимоотношения типа индивид-группа); 4) изменяющие организацию и внутреннюю структуру сообщества, группы, организации и т.д. процессы; 5) изменяющие отношения между двумя группами, организациями, сообществами и т.д. процессы; 6) изменяющие структуру и организацию глобального общества процессы. Такая классификация довольно формальна и мало что дает нам для глубокого понимания социальных процессов, их истоков и содержания. Поэтому возникли такие типологии, которые будут рассмотрены ниже.

Одна из выдвинутых классификаций выделяет социальные процессы в соответствии с их характером, содержанием, направленностью, качественным состоянием, эффективностью. В зависимости от характера социальные процессы бывают эволюционными или революционными; по содержанию процессы могут быть экономическими, политическими, духовными, информационными и т.д.; по направленности - прогрессивные или регрессивные; по качественному состоянию - процессы функционирования (воспроизводство и поддержание каких-либо качественных состояний) и процессы развития (переход к новому качеству); по тому, как процессы способствуют реализации основных функций общества, организаций, групп - функциональные и дисфункциональные; по организации они могут быть стихийными (результат разнонаправленных сил) и сознательными (целенаправленные действия с ожидаемым итогом), причем в реальности эти типы зачастую взаимосвязаны и их можно наблюдать совмещенными или переплетающимися; по эффективности результата социальные процессы подразделяют на эффективные, малоэффективные и неэффективные.

Исходя из желания удовлетворить собственные потребности и неизбежного пересечения интересов индивидов, можно говорить о таких видах социальных процессов как: приспособления, сотрудничества, соперничества, конкуренции, конфликта, мобильности, реорганизации и дезорганизации, изменений.

Существует также еще одна классификация, предложенная современным польским социологом Петром Штомпкой, который выделяет 6 критериев для ранжирования процессов:

) форма или очертания, которые принимает процесс;

) итог, результат процесса;

) осведомленность населения о социальном процессе;

4) движущие силы;

5) уровень социальной реальности, на котором действует процесс;

) временной аспект процесса.

С точки зрения формы бывают направленные и ненаправленные социальные процессы. Первые характеризуются необратимостью и тенденцией к концентрации, к накоплению, то есть каждая последующая стадия включает предыдущую с ее результатом, иными словами, каждая предыдущая стадия вызывает необходимость последующей. Например, рост численности населения, социализация ребенка и т.д. Направленные процессы могут быть однонаправленными (следуют одной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий), разнонаправленными или мультилинейные (следуют по нескольким траекториям) и ступенчатыми (противоположность линейным, предполагают качественные скачки после продолжительных периодов количественного роста, проходят специфические пороги). Ненаправленные или текучие процессы носят случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец. Например, это процессы мобилизации и демобилизации в социальных движениях, возбуждение в революционной толпе и прочее. Различают два типа ненаправленных социальных процессов - первые представлены случайными процессами, вторые имеют циклический (есть возможность повторения) и спиралевидный (есть сходство, но существует различие в уровнях) характеры.

В зависимости от результатов, выделяют морфогенетические и трансмутационные. Примером первых могут служить образование новых социальных групп, новых организаций, внедрение как автомобильного транспорта в жизнь общества, так и других инноваций, кардинально модифицирующих социум: «Автомобиль изменил своим появлением городское пространство, став причиной появления скоростных шоссе, светофоров, многочисленных парковочных мест и стоянок». Вторые же процессы характеризуются менее радикальными изменениями. Трансмутационные процессы делятся, в свою очередь, на репродуктивные и трансформационные. Репродуктивные изменения - адаптивные, уравновешивающие и поддерживающие, носят характер количественных изменений. Трансформационные процессы приводят к качественным изменениям состояния социума.

В зависимости от осведомленности П. Штомпка выделяет явные, латентные и «процессы-бумеранги». Явные - распознаваемые, «предсказываемые процессы, в которых можно четко определить цель» (реформа правил дорожного движения). Латентные - трудно распознаваемые процессы, которые трудно оценить как желательные или нежелательные. «Процессы-бумеранги» - такие процессы, которые, вопреки ожиданиям, дают противоположные результаты (некоторые пропагандистские митинги).

По расположению причинных факторов, способствующих изменениям состояния социальных объектов, различают эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Эндогенные сосредоточены внутри изменяющегося общества, в зависимости от того, где сосредоточены рамки анализа данного исследуемого объекта. Экзогенные изменения проявляются как реакция на внешнее давление. Также в зависимости от местоположения отмечают спонтанные и спланированные. Первые процессы происходят «снизу» и не поддаются подсчету (неизмеримые действия потребителей, продавцов и т.п.). Вторые - это в первую очередь инициируемые, конструируемые и контролируемые сверху процессы (законодательные реформы, преследующие определенную цель).

Социальные процессы проходят на макро-, мезо- и микроуровнях. Примерами макропроцессов могут быть мировые кризисы в экономике, волны демократических движений, разрушение окружающей среды, этнические волнения и многое другое. Мезопроцессы характерны для многочисленных групп и сообществ, политических партий, социальных институтов. Микропроцессы происходят в первичных и малых группах, таких, как семья, круг друзей, школа, колледжи, клубы по интересам и т.п.

Согласно временному аспекту, процессы можно подразделить на кратковременные, долговременные и постоянные. Кратковременные процессы - социальные изменения, время протекания которых меньше времени существования социального объекта. Долговременные процессы - социальные изменения, происходящие на протяжении всего времени существования объекта. Постоянные процессы - глобальные социальные процессы, протекание которых не связано с существованием какого-либо одного социального объекта.

Таким образом, можно видеть, что социальные процессы занимают далеко не последнее место в жизни людей, и, исходя из всех рассмотренных нами выше классификаций, можно видеть, что различные социальные процессы можно проклассифицировать в зависимости от задаваемого нами и интересующего нас признака.

2. Социальные движения. Социальные реформы и революции

.1 Социальные движения: основные подходы к изучению

В обществе нередко можно увидеть такие процессы, которые представляют собой коллективные действия индивидов, но не входящих в какие-либо организации, сообщества и социальные группы. Такого рода действия являются разновидностью социальных процессов и называются социальными движениями.

В 19 веке социальные движения рассматривали как совокупность действий, направленных в первую очередь на поддержку социальных изменений: «Социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования. Путь развития социального движения показывает возникновение нового строя жизни». Поэтому социальные движения должны были способствовать в первую очередь нововведениям в различных сферах жизнедеятельности общества. Современные социологи же утверждают, что такие движения направлены не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Важно знать, что социальные движения не являются социальными институтами. Главное различие их друг от друга состоит в их периоде существования и в институциональном характере. Если социальные институты - относительно устойчивы и стабильны, то социальные движения имеют высокую динамичную структуру и имеют неопределенный жизненный цикл. В то время как институты поддерживают социальный порядок и поддерживаются всеми членами общества, которые считают институты ценным аспектом культурной жизни, поддерживающим действующую социальную систему, социальные движения, в свою очередь, не имеют столь институционального характера, и в них включено ограниченное количество индивидов из различных слоев, а оставшееся большинство индивидов относится к существующим социальным движениям либо с безразличием, либо с неприязнью. Если же какое-либо социальное движение получает массовую поддержку со стороны общества, то оно прекращает свою деятельность как социальное движение и превращается в социальный институт и становится неотъемлемой частью жизни общества. Аналогично не стоит путать движения с организациями, так как организации - это формальные социальные образования с наличием официального членства, устава или свода правил данной организации и внутренней иерархизированной структурой статусов и ролей, - и социальные движения могут включать в себя множество организаций, но несмотря на это, основой деятельности социальных движений являются усилия и действия людей, которые разделяют провозглашаемые идеи и ценности или сочувствуют им. Как показала практика, многие социальные движения практически не имеют признаков организованности, более того, если организации в большинстве случаев основаны на традиционных образцах и поддерживают устойчивое, предсказуемое поведения индивидов, то социальные движения предполагают неустойчивость культурных паттернов и, соответственно, измененные образцы поведения. В результате развития социальные движения могут обрести некоторые стабильные формы поведения, собственные нормы и системы упорядоченных и четко иерархизированных социальных статусов. В таком случае, социальное движение исчезает как таковое и появляется социальная организация или несколько организаций. Также социальные движения могут выступать в роли группы давления, т.е. «специально организованных групп для оказания влияния на официальных государственных должностных лиц», цель которых состоит в воздействии на институты управления в обществе. Примерами могут служить движения в поддержку президента, депутатской группы и прочих официальных лиц и органов. Проанализировав политическую борьбу, можно обнаружить, что большая часть групп давления не являются политическими движениями и стремятся достичь лишь тех целей, которые наиболее полезны обществу, используя при этом общепринятые нормы. Однако изначально они сознательно направлены на поддержание изменений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Социальные движения могут выполнять функции групп давления исключительно случайным образом.

Социальные движения являются весьма актуальными и перспективными областями изучения и притягивают многих ученых из смежных наук, особенный интерес представляют предпосылки возникновения социальных движений. Существуют несколько наиболее популярных способов их изучения:

) Локальное изучение. При таком изучении акцент делается на внутреннее содержание движения без учета социокультурного контекста.

) Лонгитюдное или историческое. Этот способ включает проблемы зарождения и развития социальных движений, проблематику внутреннего содержания и в результате полученные данные из изучения документов, архивов, газет и подобных документально фиксированных источников информации об этих социальных движениях сочетаются с результатами опросов общественного мнения.

) Сравнительное изучение членства в движении. При таком подходе анализируется поведение не только рядовых членов движений, но и лидеров, используя или статистику в соответствии с их возрастом, полом, политическим и экономическим статусом, профессией, образованием и другими характеристиками, или интервью и биографический метод. Первый количественный подход дает нам понимание того, что и почему связывает воедино членов движений, а второй качественный дает возможность определить их общие чувства и мотивы поведения.

) Контент-анализ. Он подразумевает изучение отчетов социальных движений, речей и пропагандистских заявлений лидеров.

Прежде, чем перейти к классификации социальных движений, необходимо отметить, что далеко не всегда их можно протипизировать, поскольку одно движение может быть лишь промежуточной стадией для другого, более крупного социального движения, а несколько движений могут смешиваться между собой в различные жизненные циклы. Более того, различные социальные движения могут приобретать различный характер и оттенки: от экстремистских до политических и экономических и религиозных; а также охватывать как небольшие социальные группы, так и крупные социальные единицы (слои, классы, касты, страты). В связи с этим принято выделять классификацию наиболее общих черт и выделять так называемые «идеальные типы». Под идеальными типами подразумеваются такие социальные движения, которые выделены исключительно по какому-либо одному признаку. В действительности такие идеальные типы встречают крайне редко или вообще не встречаются.

Принято выделять следующие типы социальных движений:

)Экспрессивные

)Утопические

)Движения реформ

)Революционные движения

)Движения сопротивления.

Итак, в данном пункте нами были выделены вышеизложенные типы социальных движений. Теперь, было бы логичным перейти к изучению основных черт каждого из перечисленных типов, что позволит более полно и глубоко понять природу социальных процессов и социальных движений.

2.2 Основная характеристика социальных движений

Экспрессивные движения возникают внутри ограниченной социальной системы, которую нельзя как-либо преобразовать и из которой невозможно выйти. Индивиды, изменяя собственное отношение к такой непривлекательной реальности, приспосабливаются к ней с помощью различных форм эмоциональной экспрессии (танцы, искусство, музыка, ритуалы и т.д.). Экспрессивные движения зародились еще в глубокой древности и представляли различные мистерии в Древней Греции, Древнем Риме, Персии, Индии. Индивиды участвовали в сложных обрядах и ритуалах, чтобы отвлечься от несовершенного устройства общества. На сегодняшний день, экспрессионные движения можно наблюдать среди молодежи в созданных ими субкультурах (хиппи, рокеры, панки и т.д.). Зачастую экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь, т.е. обращаются к подвигам и славе прошлых поколений, возрождают символику и образ жизни предков. Примерами могут служить движения ветеранов, монархические социальные движения. Однако такого рода движения имеют пассивный характер и могут иметь как положительный эффект (способствуют реформам), так и отрицательный (могут вести к восстаниям). Свойство экспрессивных движений идеализировать прошлое, сопоставляя его с настоящим, может вести к тому, что такие движения становятся промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Утопические движения провозглашают утопические идеи. После работы Томаса Мора, слово «утопия» стало обозначать идеальное общество, общество совершенства, которое возможно только лишь в наших фантазиях. Но Томас Мор не был единственным, кто занимался созданием модели идеального общества. Помимо него этой проблемой занимался Платон в глубокой древности («Идеальное государство», «Республика»), большую популярность утопические идеи приобрели в 18-19 века, а в наше время большой вклад осуществил американский психолог Б. Скиннер. Первыми утопическими движениями являлись религиозные движения и секты, которые провозглашали идею равенства и следование воле Бога. Мирские сообщества-последователи утопических идей, - провозглашали образ доброго, кооперативного, альтруистического человека, отметая идею личного счастья человека на второй план, таким образом, их существование было недолгим, несмотря на вечные идеалы совершенства. Примером может служить утопические движения, провозглашающие социальное равенство в условиях капитализма.

Движения реформ - это движения, имеющие своей целью изменить отдельные сферы и структуру общества. Важно отличать реформы от модернизации. Если реформа носит частичный характер и подразумевает изменение какой-либо отдельной стороны жизни, то модернизация предполагает полное разрушение и построение абсолютно нового строя, т.е. полную трансформацию общественной жизни. Для возникновения такого феномена как движение реформ необходимы два условия:

)Необходимо наличие положительного отношения к порядку в рассматриваемом сообществе и акцентирование внимания на отдельных негативных аспектах общественной жизни;

)Наличие возможности выражать свое мнение и активно действовать в поддержку или против определенной реформы.

Революционные движения имеют своей целью свержение существующей социальной системы и полное ее разрушение с последующим созданием нового социального порядка, существенно отличающегося от прежде существовавшего. Следует уточнить значение слова «революция». Под революцией в данном случае следует понимать «неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов». Революции - это не то же самое, что государственные или дворцовые перевороты. Главное различие заключается в том, что дворцовые или государственные перевороты оставляют социальные институты и систему власти в обществе в неизменной форме, сменяя лишь людей у власти. Понятие «революция» также имеет другое употребительное значение, например, когда речь идет о постепенных широкомасштабных изменениях (промышленная революция, научно-техническая революция, сексуальная революция). Если движения реформ пытаются изменить лишь некоторые недостатки уже существующей системы, то революционные движения не будут предпринимать никаких действий, объясняя это тем, что такая социальная система не заслуживает того, чтобы ее спасали. На примере истории можно наглядно увидеть, что революционные движения зачастую возникают в таких обществах, где революция является единственным выходом из сложившейся авторитарной ситуации и единственным средством устранения несовершенств социальной системы, а в демократических обществах развитие революционных движений минимально, поскольку реформы отодвигают революцию. Как пишет Фролов: «не случайно коммунистические движения не развиты в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ». Американские ученые Л. Эдвард и К. Бринтон (школа естественной истории), также занимающиеся исследованием революционных движений, выделили их наиболее типичные стадии успешного развития:

)накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

)неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимали их;

) появление побуждения к активным действиям, к восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группам революционеров или к уступкам с целью погашения взрывов страстей в народе;

) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

) период режима террора;

) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Следует еще раз обратить внимание, что довольно сложно определить, имеет ли данное социальное движение реформистский или революционный характер, поскольку оно может включать как активных ее членов и радикалов, так и пассивных реформаторов.

Движения сопротивления - это усилия и действия определенных социальных групп и сообществ, направленных против полного уничтожения уже происходящих трансформаций. Такие движения возникают в среде неудовлетворенных слишком быстрым протеканием процесса и, как правило, всегда сопровождаются реформаторскими и революционными движениями. Например, при проведении реформ Петром I в России образовалась оппозиция данным реформам. Обычно, в движения сопротивления входят индивиды, которые в процессе реформ теряют свои привилегии или вообще не будут иметь места и социальной позиции в реформированном устройстве общества.

Помимо данной типологии выделяют следующие виды социальных движений:

В зависимости от типа изменения: 1) Прогрессивные или инновационные. Такие движения стремятся к внедрению в жизнь общества различных нововведений. Это могут быть новые институты, законы, образы жизни, религиозные воззрения и т.п. Примерами таких социальных движений могут быть республиканские, социалистические движения, феминистские движения. 2) Консервативные или ретроактивные. Такой тип движений имеет своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. Например, различные экологические движения, монархические и т.д.

В зависимости от отношения к целям изменений: 1) Направленные на изменения социальных структур. Такие движения могут преобразовываться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако большинство из них остаются вне реформистской политической системы. 2) Направленные на изменения личности. Примерами таких движений могут служить религиозные и сектантские движения.

В зависимости от метода работы: 1) Мирные (ненасильственные) - используют мирные средства достижения своих целей. 2) Насильственные - движения, использующие методы вооруженной борьбы.

В зависимости от зоны распространения: 1) Глобальные движения, имеющие глобальные цели, например, интернационалы, движения мировых социальных форм и т.д. 2) Локальные движения, имеющие локальный уровень, т.е. задачи регионального масштаба. 3) Мультиуровневые движения, включающие и совмещающие в себе решение задач на всех уровнях (локальном, региональном, национальном и международном).

Теперь кратко рассмотрим жизненные циклы социальных групп. Не существует одинаковых социальных групп, которые проходят одни и те же стадии развития, но есть четыре общих для всех стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации. На первой стадии появляется массовая неуверенность в завтрашнем дне, накапливается общественное недовольство, на второй все это недовольство фокусируется на определенных проблемах и все причины неудач идентифицируются с определенными реальными объектами. На третьей стадии появляется ряд агитаторов и деятелей, которые систематизируют активность и идеологию движения. На четвертой стадии движения практически устанавливаются в организацию, т.е. имеют собственные правила, кодексы, символику и т.д. Существует еще пятая стадия - стадия распада движения, однако такое мнение разделяют не все социологи, т.к. в реальности для многих социальных движений это не окончательный этап. Нельзя забывать, что социальное движение может прекратить свое существование в любой стадии. В зависимости от различных факторов (внутренних, внешних, в результате достижения собственных целей) движения могут распадаться на более мелкие организации или исчезнуть вовсе.

Насколько же полезны или вредны для общества социальные движения? Из всего рассмотренного нами можно сделать вывод, что данный вопрос некорректен. В первую очередь социальные движения - один из способов изменения общества. Проделанная работа позволяет более полно и глубоко понять природу социальных процессов и социальных движений и их роль в жизни общества.

Заключение

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что развитие общества - это сложное, многомерное и крайне противоречивое явление, состоящее из разнонаправленных или циклических процессов и трансформаций. Сложность и противоречивость усиливаются необходимостью искать, хотя это и сложно, нормативно-ценностный вектор для каждого периода времени, и желательно, чтобы этот вектор был направлен в сторону общепринятого понимания прогресса, хотя это необязательно должно быть так. Социальные процессы и возникающие социальные движения - это одно из средств изменения всего общества, а значит, оно всегда останется крайне болезненным явлением для общества. В наших руках есть все необходимые инструменты и средства, чтобы вовремя реагировать на данного рода изменения и делать процесс трансформации наиболее сглаженным и мягким, не запуская ситуацию до революционных взрывов и массового террора.

Список литературы

социальный революция движение реформа

1.Блумер, Г. Коллективное поведение / Г. Блумер // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добренова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 168-215.

.Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 С.

3.Грязнова, О.С. Социология революции Лайфорда Эдвардса / О.С. Грязнова, Д.Г. Подвойский // Социологический журнал. - 2005. - №1. - С. 73-100.

.Гусев, А.Н.Категории социальной дистанции в творчестве Г.Зиммеля / А.Н.Гусев// СОЦИС. - 2009. - №4. - С. 123-130.

.Зборовский, Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. - 591 С.

6.Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель // Логос. - 2002. - №3-4. - С. 1-12.

7.Зиммель, Г. Экскурс о чужаке / Г. Зиммель // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: Владимир Даль, 2008.

.Кон, И.С. Позитивизм в социологии: Исторический очерк / И.С. Кон. - Л.: ЛГУ, 1964. - 208 С.

9.Лебон, Г.Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПБ.: Макет, 1995. - 314 С.

.Лестер, М. Саламон. Организационная революция / М. Ластер // Курьер ЮНЕСКО. - 2001. - №15. - С. 21-45.

.Парк, Р. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок / Р. Парк // Социальные и гуманитарные науки. - 2000. - №3. - С. 135-151.

12.Сорокин, П. Социальная и культурная мобильность / П. Сорокин // Человек, цивилизация, общество // Под ред. А.Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - С. 297-307.

.Сорокин, П. Социокультурная динамика и эволюционизм / П. Сорокин // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренова. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 372-392.

14.Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс/ Ж.Т. Тощенко. - М.: Прометей, 2001. - 511 С.

15.Фролов, С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994. - 256 С.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама