THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Викторина по сказкам

Цель:1.Закрепить знания детьми русских народных сказок, сказок русских

писателей.

2.Развивать связную речь, память, смекалку.

3.Прививать любовь к чтению, бережное отношение к книгам,

чувство коллективизма.

Оборудование: литературные герои, мозаика, фишки, книжки-малышки,

рефлексия, детали для закладок, магнитофон и диск с

детскими песнями, сигнальные карточки.

Ход викторины.


1.Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить и

поговорить о ваших любимых сказках. Ещё с малых лет ваши мамы, папы,

бабушки читали вам сказки о животных, о сказочных героях и разных

существах. Вы знаете много сказок, любите их слушать и читать. Поэтому

я предлагаю вам отправиться в страну сказок. Согласны?


2.Вступительная беседа.

Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас

по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 2 команды. Каждая

команда должна дать себе название.

А вы знаете, где находится страна сказок? И я не знаю. Для того, чтобы

не заблудиться по дороге, мы возьмём с собой провожатого. Кто же это,

вы узнаете, отгадав загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

А Ёжик наш непростой. У него в корзине много заданий - конкурсов. Ёжик

возьмёт с собой самых умных, самых смелых. Давайте же выполним все его задания, чтобы поскорей узнать, где страна сказок!

3.Конкурсная программа.

(Дети работают в командах; отвечают на вопросы те, кто первыми под-

нимают сигнальную карточку и дадут правильный ответ. За верный ответ

дети получают фишку. За соблюдением правил следит жюри, оно же подводит итоги конкурсов.)

Задание № 1.

Узнать, из какой сказки отрывок:

А дорога – далека,

А корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Машенька и медведь»)


Ах ты, Петя-простота,

Схлопотал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Петушок-золотой гребешок»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка.

(«Снегурочка»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода-

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)


Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят»)
Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл я сказки?

(«Колобок»)
(Жюри подводит итоги первого конкурса).

Задание№2.

Собрать мозаику и назвать, из какой сказки получившийся герой.
4.Физминутка.

Мы всё ближе к стране сказок. А, чтобы было побыстрее,нам надо проехать

поездом, потом вплавь переплыть речку, ещё немного пробежать и пролезть

по тоннелю.(Дети имитируют все движения).


Задание № 3.

Отгадать сказочных героев:


Всех на свете исцелит.

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Добрый доктор…

(Айболит)
У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына

Шалунишку…

(Буратино)
Кто навстречу Красной Шапочке попался,

Потом бабушкой в кровати притворялся?

(Волк)
Он к мёду поднимался

И умудрялся петь:

-«Я тучка, тучка, тучка,

А вовсе не медведь!»

(Винни-Пух)
Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)
Конёк дивный был у Вани,

На спине с двумя горбами.

Помогал добыть Жар-птицу,

Деву в царскую светлицу.

(Горбунок)
Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовётся… (Чебурашка)


Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил)

Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

Из театра Карабаса убежала,

Звери и птицы её обожали.

Занималась воспитанием Буратино

Голубоволосая… (Мальвина)

Курочка жила-была,

Яичко редкое снесла.

Жаль, разбила его мышь.

Так капризничал спросонок

Глупый маленький … (Мышонок)


Задание № 4.

Угадать мелодию, назвать из какой сказки или мультфильма она.


Задание № 5.

Ребята, все вы читаете книжки или же разглядываете картинки. И,

признайтесь честно, всегда спешите и небрежно переворачиваете страницы.

А что помогает вам всегда найти нужную страницу, даже если вы забыли её номер? Конечно же, закладка. А этот конкурс состоит как раз в том, чтобы

сделать быстро и из подручных материалов закладку. Вам даётся три минуты.
Задание № 6.

Ребята, помогите найти ошибки. Какой-то поэт-неумейка неправильно написал буквы в стихах, отчего стихи утратили смысл. Помогите исправить.


Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.(сом)


В глазах у Машеньки испуг:

Ползёт большой зелёный лук.(жук)


Мы собирали васильки.

На головах у нас щенки.(венки)


На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.(лес)


На волке - сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.(на полке)


На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок! (по кочкам)

5. Подведение итогов.

Ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Мы почти добрались до цели. А чтобы узнать, где же манящая нас страна сказок, надо отгадать

Последнюю загадку Ёжика:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь лучше и умней!

(Книга)


-Да, ребята, естественно, что страна сказок находится в книге. Ведь только из

книги мы узнаём все интересные сказки и рассказы, ведь только при помощи

книги вы выучили или ещё выучите буквы и цифры, чтобы уметь читать и

писать. Только благодаря книге вы обретёте нужные вам знания. Книга- ваш

друг, который поможет вам стать умными людьми. Поэтому книги надо ценить и беречь.

(Жюри подводит итоги викторины).

увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковёр-самолёт; гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого Волка или ещё

случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги?! Я хочу подарить вам

книжку-малышку со сказкой, чтобы вы почаще заглядывали в страну сказок.»


Подготовила и провела

КОНСПЕКТ НОД ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Чтение сказки. «Волк и семеро козлят»

Цель: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»

Задачи: - воспитывать у детей умение слушать сказку внимательно;

Сопереживать героям сказки;

Развивать память, внимание;

Подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил послушания;

Развивать целостное восприятие: узнавать и называть сказку по иллюстрации;

Ход занятия.

Перед занятием воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть. Физминутка.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Вот присела на карниз,

А с него свалилась вниз.

За дверью слышится стук. Воспитатель подходит к двери и берет куклу, наряженную бабушкой.

Бабушка здоровается и говорит о том, что зовут ее бабушка Рассказушка. Она знает много сказок, предлагает отгадать про них загадки. Бабушка загадывает загадки о сказках:

  1. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (репка)

  1. Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? … (медведь)

  1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя)

  1. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три поросенка)

  1. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (колобок)

  1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (козята)

а на мультимедиа показываются иллюстрации - отгадки из сказок. Дети называют названия сказок и главных героев. Последняя иллюстрация сказки «Волк и козлята». Дети эту сказку называют, а бабушка ее не узнает. Воспитатель предлагает бабушке и ребятам не только послушать, но и при помощи настольного театра посмотреть сказку.

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Однажды волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать, и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать: (МОЖНО ПОСТАВИТЬ АУДИОЗАПИСЬ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «Волк и семеро козлят, да на новый лад» ПОСЛЕДНИЙ КУПЛЕТ).

Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

После просмотра сказки воспитатель задает детям вопросы по тексту:

Где жила коза?

С кем она жила?

Куда уходила коза каждое утро?

Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам. Каким голосом?

Как отреагировала коза на произошедшее?

После беседы воспитатель напоминает детям о том, что в отсутствие взрослых детям нельзя даже подходить к дверям, что может случиться.

Ребята, а как вы думаете, где коза хранила молоко? (в кувшинчиках). Но волк разбил всю посуду. Давайте поможем козе в ее беде. Воспитатель приглашает детей к столам, на которых лежат на клеенках вырезанные из картона кувшинчики. Воспитатель предлагает детям украсить кувшины (барельефная лепка). Но перед этим предлагает сделать пальчиковую гимнастику и подготовить руки и пальцы к работе.

Козочка.

Шел старик дорогою

идти пальчиками по стол

Нашел козу безрогую.

показать пальчиками рога

Давай, коза, попрыгаем,

постучать пальчиками по столу

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

снова показать рога

А старик ругается.

погрозить пальчиком.

Дети выполняют работу, показывают бабушке, она их хвалит. Бабушка благодарит детей за сказку, прощается, уходит. Дети рассматривают свои работы.

Занятие окончено.

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка


Разработала

Белавина Вера Викторовна,

педагог - организатор

г.Тихорецк – 2017

Цель : создание условий для формирования знаний о русских народных сказках.

Задачи:

1. Развивать интерес к отечественным сказкам и мультфильмам;

2. Развивать воображение и творческую активность;

3.Учить детей работать коллективно;

4. Формировать знания о русских народных сказках;

5.Познакомить с сюжетом сказки «Незнайка в гостях» и обсудить проблему.

Материально-техническое оборудование:

1.Записка от бабы- яги;

2.Нарисованное болото и камушки;

4.Сундучок со сказками;

5.Загадки о сказках;

6.Цветные карандаши;

7.Альбомы для рисования.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Педагог: Ребята! Посмотрите, что это на доске? (Записка) (педагог читает записку « Сундучок со сказками у меня. Подпись БАБА- ЯГА». Эту записку написала Баба – яга. Что же нам теперь делать? Баба – яга унесла сундучок со сказками за «Тридевять земель в Тридесятое королевство». В этом королевстве самые высокие горы, глубокие преглубокие реки, терема самые расписные, птицы самые звонкие, а чудовища самые страшные. Как же мы будем без любимых, добрых сказок? Ребята! А давайте отправимся в эту сказочную страну? Но баба – яга не хочет просто так отдавать сундучок, она заколдовала путь к нему и приготовила несколько заданий. Вы готовы к путешествию? (Да).

3. Мотивация.

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем

Слушай, думай, и, смотри

Сказку нашу отыщи.

В сказку эту попадете

На ковре на самолете.

Глазки дружно закрываем.

И до 10 считаем.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (пока глаза у детей закрыты, раскладываются нарисованные камушки)

4. Педагог: Ой, посмотрите ребята, мы попали на волшебное сказочное болото. Стоит через него пройти, как мы сразу попадем в страну, где прячется баба - яга. А пройти через болото нам помогут волшебные камушки, под каждым камнем загадка. Если мы отгадаем все загадки, то камушки позволят нам пройти по ним, и мы окажемся в волшебной стране.

1. Тянут дедка, бабка, внучка,

Тянет маленькая Жучка,

Кошка с мышкой тянут крепко… Догадались? Это …. «Репка».

Педагог: Скажите, кто самый последний пришел тянуть репку? (Мышка)

2. Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел,

Круглый сам, румяный бок,

А зовется … «Колобок».

Педагог: А скажите, чем закончилась эта сказка? (Лиса съела колобка)

3.Не послушал брат сестренку,

Превратился он в козленка.

Во всем ведьма виновата.

Как зовут сестру и брата? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4. Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не выедая

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь

Названье этой сказки («МАША И МЕДВЕДЬ»)

5.Помогала им яблоня

Помогала им печка,

Помогала им и голубая речка,

Все им помогали,

Все их укрывали,

К матушке и батюшке они домой попали! (Гуси-лебеди)

5. Педагог: Молодцы ребята! Раз уж мы оказались на поляне в лесу, скажите мне, кто хозяйничает в лесу. Кого считают хозяином леса? (Медведь.) Чтобы он нас не выгнал с полянки, мы расскажем ему стихотворение и покажем. (Показываем с детьми)

Сел медведь на брёвнышко, (дети присаживаются на корточки)

Стал смотреть на солнышко,(дети встают и поднимают руки к солнышку)

Не смотри на свет медведь, (грозят пальчиком)

Глазки могут заболеть. (Трут глазки)

7. Педагог: Ребята, вот вы и прошли задание. Но баба - яга приготовила другое задание. Оно заколдовано в цветах на полянке. Вы готовы к нему? (да). Она продолжает нас запутывать. Вам нужно угадать из какой сказки эти слова. И кто их говорит?

« Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» (« Три медведя» Михаил Иванович).

« Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Котлы кипят чугунные, ножи точат булатные. Хотят меня зарезать!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» говорит Иванушка)

« Как выскочу, как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!» (« Заюшкина избушка» говорит Лиса).

« Съешь моего пирожка, тогда и скажу» (сказка «Гуси-лебеди»)

8. Педагог: Ребята, молодцы.. Вот и сундучок со сказками. Баба – яга нам его вернула, потому что вы справились со всеми заданиями. А в сундучке – сказка, давайте мы её нарисуем!

Дети рисуют свою любимую сказку.

10. Педагог: - А теперь нам нужно возвращаться обратно в класс

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки.

Возвращаемся мы в класс.

11. Сундучок мы отыскали, в нем очень много сказок.

А мы с вами прочитаем сказку «Незнайка в гостях». Слушайте.

Жил-был незнайка. И ничего-то он не знал, всё забывал и путал. Вот пришёл он как-то раз в гости к своему другу Пончику. Тот очень любил сладости. Он угостил Незнайку пирожками. А Незнайка влез с ногами в кресло, положил ноги на стол, схватил со стола пирожки и стал их жадно запихивать в рот. Да и руки-то он совсем забыл помыть! А потом, с полным ртом сказал: очень вкусно. И быстро пошёл домой, и даже не поблагодарил своего друга.

Ребята, какие ошибки совершил Незнайка. Давайте ему поможем их исправить!

Дети должны назвать. Что неправильно сделал Незнайка и как нужно было поступить.

Вот какие вы молодцы, ребята, помогли Незнайке. Ведь мы с вами вежливые и воспитанные.

Вам понравилось путешествие по сказочной стране? Но все когда – нибудь заканчивается и занятие наше подходит к концу. До новых встреч!

О роли сказок в воспитании детей


Цель: Дать представление о сказке «сказке», как о важном средстве воспитания детей
Задачи: Понять духовный мир ребенка через сказку, развивать психические процессы детей, функционально использовать особенности сказки в воспитании.

Тема методической разработки для воспитателей, родителей
Наши современные дети духовно опустошенны, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Сейчас воспитанники получают больше информации чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях молодое поколение воспитывается в потребительском духе, всё для них, нет уважения к трудовой деятельности. И чтобы этого было меньше, нужно воспитывать любовь к сказке.
На каждой возрастной ступени развития ребёнка складывается психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. До поступления в школу ребёнок интенсивно усваивает представления об общественно важных нормах, целях, идеалах. Вместе с тем он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми.
Множество прекрасных книг появившихся в последнее время, дают детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям. Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально- нравственного развития ребёнка лежит через художественную литературу, и особенно через сказку.
Сказки – кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. Цель чтения сказок не только развлечь ребенка или успокоить перед сном. Цель использования сказок - дать детям образец поведения, посмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, а уже потом сравнить действия ребенка с этим образцом, рассказанным в сказке. Дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на нравственное воспитание ребят.
Сказка, как бы помогает в упражнении его совести, в решение глубоких духовных проблем каждого человека. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Чтобы познакомить детей с такими проблемами, не надо подбирать слова, не надо продумывать рассуждения, достаточно прочитать сказку и ждать вопросов от самих детей. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит - сказке. Дети воспринимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. А сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Перед педагогом стоит сложная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональными отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или лирическим переживаниям автора, т. е интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать его со стороны содержания и художественной формы. И конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Сказка особенно побуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно происходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию воспитанника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы, не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Киев. 1969 .с 32).
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутреннее содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему, к людям, предметам и явлениям. В связи с этим перед взрослыми, встают две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, открылось ему что-то либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему, и во-вторых помочь ребенку полнее высказать проявить свои чувства, создать для него свои условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
Малыш хорошо понимает, что например, сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезность восприятия сказки, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Народные сказки дают образы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей.
В более старшем возрасте после чтения сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы надолго запомнились и полюбились им. Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств её художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
Перед школой нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка(повторы, зачин, концовка, постоянные эпитеты),учить понимать отличие от рассказа, стихотворения. Например, после чтения сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Дети начинают рассуждать, что в названом произведений звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть произведение-сказка. Так в самой элементарной форме старшие ребята начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.
Старшим детям допустимо читать сказки в вечернее время, но не непосредственно перед сном, малышам лучше читать сказки днем, и совершенно недопустимо читать сказки на ночь. Это может отрицательно сказаться на ночном отдыхе ребенка, вызвать фантастически искаженные образы и сновидения и тем самым нарушить нормальный сон малыша. Иногда дети хорошо понимают условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Таким образом, получается, что всё самое ценное что дает, сказка для нравственного воспитания личности остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому взрослые должны четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере, и не менее важно создавать оптимальные условия в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. Взрослый должен внимательно присматриваться к тем детям, которые проявляют безразличие, равнодушие к несчастьям сверстников: несправедливое наказание, обида на непринятого в общую игру, ушибленное колено, не доставшаяся игрушка – все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно как отнесутся его друзья, товарищи по его окружению. Всегда можно обратиться к соответствующей сказке, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. В художественной литературе, особенно в сказках, имеются сюжеты, в которых дети одни без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на долю, и очень эмоционально представлены детей-персонажей вновь, обрести дом и родителей. Одно из главнейших качеств личности - ценить и уважать труд других. В книгах, сказках - огромное число примеров, как позитивных,так и негативных. О труде, о уважений к нему можно проводить очень интересные беседы по сказкам с куклами-персонажами, где неплохо столкнуть точки зрения положительных и отрицательных персонажей, причем желательно, чтобы отрицательный герой ссылался бы на авторитет ребят, которые не умеют ценить труд других, ломают вещи и игрушки, пачкают вымытый пол. Здесь возможно возникнет дискуссия, в которой будут принимать активное участие все дети, а педагог, естественно должен активно стимулировать и направлять такую дискуссию через реплики персонажей. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. На сказках и других жанрах художественной литературы выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло,любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласий. Таким образом, детская художественная литература, а в частности сказка действенная сила воспитания, и надо уметь её целенаправленно использовать

Елена Кузина
Чтение и рассказывание сказки в детском саду

ВВЕДЕНИЕ

Издревле люди использовали сказки в воспитательных целях. Почему именно сказки ? Да потому, что сказка – это наиболее понятный для ребенка способ передачи и получения информации. Несмотря на то, что наши дети смотрят телевизор и играют в компьютерные игры, им по-прежнему нравится, когда воспитатели, а, иногда и родители читают и рассказывают сказки . Поэтому, на мой взгляд, тема чтения и рассказывания сказки в детском саду наиболее актуальна в данный момент.

Все дело здесь в особенностях детского восприятия – дети воспринимают всю информацию через НАШИ чувства. Ведь они смотрят на мир НАШИМИ глазами. Они запоминают НАШИ жесты и мимику, НАШУ реакцию на предметы и ситуацию. Они внимательно наблюдают проявления НАШИХ чувств и эмоций, а потом также смотрят на мир.

Например, мама в присутствии ребенка искренне порадовалась распустившемуся цветку, голубому небу или красивой бабочке. Ребенок понял : «Это что-то очень хорошее, раз так порадовало маму, значит, я буду это воспринимать, как хорошее, буду радоваться цветам и небу…» А если мама вскрикнула при виде маленького мышонка, и на ее лице отразился страх, то ребенок будет воспринимать мышей, как нечто опасное для себя и своих близких. Скорее всего, он тоже начнет бояться мышей или испытывать к ним неприязнь.

Поэтому дети воспринимают только ту информацию, которая передается им в непосредственном общении с взрослыми и которая окрашена множеством интонаций и эмоций. А где же, как не в сказках , искать яркие образы, которые так легко и живо представляются детским сознанием и остаются в нем на долгие годы?

Слушая сказку , ребенок «видит» ее героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот, дает себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает душу ребенка, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, доброта и жестокость. Без лишних сложностей сказки прямо и доходчиво , на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим – значит действовать себе во вред, а быть хорошим – правильно и выгодно. Ведь положительного героя всегда ждет награда.

Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребенку, нежели скучные родительские нотации и замечания.

Сказка не вызывает внутреннего сопротивления, поэтому ребенок способен к ней прислушаться. В сказках детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах – они просто слушают и делают свои собственные выводы. Сказка может очень многое : помогает избавиться от страха темноты и спокойно заснуть, учит, как преодолеть тревоги и конфликты.

Через сказку ребенку можно преподнести любую информацию, даже ту, которую он отказывался слушать и воспринимать в разговоре с взрослыми. Ведь, слушая сказки , дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами. Сказка способна вселить в ребенка надежду, а значит, у него появятся силы идти к успеху.

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ САДУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки , стихи, рассказы . Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и, в то же время, оказывают на него воспитательное воздействие.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы , сказки , стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.

Художественное слово воспринимается путем чтения и слушания . В первом случае восприятие непосредственное, во втором – через исполнителя (чтеца или рассказчика , который является как бы посредником между автором и исполнителем.

Овладеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя детского сада .

Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа над произведением – работа творческая. В процессе подготовки нужно хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Понимание идеи поможет определить свое отношение к произведению в целом, к действующим лицам и их поступкам, поможет яснее увидеть образы, обстановку действия.

Чтобы овладеть вниманием детей-слушателей, речь воспитателя должна быть эмоциональной и убедительной. А это произойдет лишь в результате тщательной подготовки, во время которой воспитатель настолько вживается в данное произведение, что сможет передать свое отношение к тому, о чем говорит.

Большую помощь в исполнении художественного произведения оказывает творческое воображение. Нужно видеть то, о чем рассказываешь .

В процессе творческой работы над произведением намечаются и средства художественной передачи. Основное средство выразительного звучания произведения – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы, темп чтения , соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения.

Задача воспитателя – умело использовать все богатство оттенков своего голоса.

В процессе подготовки к чтению или рассказыванию большое внимание следует уделить и усвоению текста. Независимо от вида исполнения (чтение по книге , чтение или рассказывание наизусть , от жанра исполняемого произведения, воспитатель обязан хорошо усвоить текст. Знание текста художественного произведения для рассказывания в большинстве случаев должно быть дословным.

Произведения для детей дошкольного возраста невелики по объему, легко запоминаются. Дословная передача текста при рассказывании сохраняет стиль и целостность всего произведения.

Воспитателю необходимо на основе глубокого, полного понимания содержания исполняемого текста легко находить и использовать соответствующие приемы художественного чтения и рассказывания .

Цель нашей работы – научить детей осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению их самосознания, развивать умение управлять своими чувствами посредством народных сказок .

На начальном этапе работы ставится задача пробудить у детей желание слушать рассказывание сказки , следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Для детей младшего возраста мы сказки не читаем , а рассказываем : это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысла сказки . Ведь, когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком, и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

При рассказывании сказок хорошо использовать для показа настольный театр, магнитную доску или фланелеграф, показ иллюстраций. Чтобы заинтересовать детей предстоящим рассказом сказки можно использовать также присказки или небольшие стихи собственного сочинения.

При поступлении детей в группу многие воспитатели сталкиваются с тем, что в индивидуальных беседах с родителями выясняется – мало, кому из детей родители читают сказки , а, уж, тем более рассказывают , пытаясь заменить «живое» слово показом видеокассет или DVD дисками.

Поэтому хорошо провести родительское собрание на тему «Чему учит сказка , на котором воспитатель расскажет о том , что такое сказка , даст рекомендации в адрес родителей по отбору сказок в соответствии с возрастом детей, а так же методические советы (место и время чтения или рассказывания сказок ; необходимость готовить ребенка к слушанию сказки , возвращаться к прочитанному; беседы по прочитанному – отношение к героям и оценка их поступков; пересказывание сказок детьми ; рассматривание иллюстраций , рисование на темы сказок ).

И воспитатели, и родители должны всегда помнить, что читать и рассказывать сказки детям дошкольного возраста необходимо, так как :

Дошкольный возраст – это возраст сказки .

Сказка – это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику понять и по-своему систематизировать тот поток событий, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным» . А такая, пусть ненаучная, пусть временная систематизация ребенку необходима : она снижает «напряженность понимания» , гармонизирует сознание малыша, делает мир понятным, а значит, приятным и удобным. Делает его миром, в котором интересно жить, который хочется лучше исследовать и глубже понять.

Сказки играют очень важную роль, так как в них мощно звучит жизнеутверждающий мотив, который каждый ребенок открывает для себя. Они дают ребенку возможность верить в то, что Зло всегда будет наказано, Добро восторжествует.

Сказка открывает перед ребенком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического… Она учит его мужеству и верности, учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды» от «кривды» .

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее это впечатление отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы , стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь.

Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама